Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ. 480 – 430 гг. до н.э.

Читайте также:
  1. Проблема бытия в античной философии.Элейская школа(Парменид, Зенон).

Ученик и друг Парменида. Отстаивал воззрения Парменида против выдвинутых возражений. Знаменитые аргументы (апории) Зенона: «Ахилл», «Дихотомия» (деление на два), «Стрела» и «Стадий», в которых он доказывает немыслимость движения, множества и пустоты.

Во всех рассуждениях Зенона вопрос ставится вовсе не о том, можем ли мы воспринимать движение посредством чувств или не можем. В том, что движение воспринимается чувствами, ни Парменид, ни Зенон не сомневаются. Вопрос состоит в том, возможно ли мыслить движение, если, мысля движение, мы допускаем при этом, что пространство, в котором движутся тела, состоит из множества отдельных одна от другой частей, и если допускаем, что время, в котором протекают все явления и происходит движение, состоит из множества отдельных друг от друга моментов. Неизбежность противоречий, к каким при этих предпосылках приходит мысль, доказывает, по Зенону, что утверждаемая противниками Парменида мыслимость множества невозможна.

Тот же смысл имеет и опровержение мыслимости пустого пространства. Суть аргумента Зенона вовсе не в доказательстве того, будто пространство не существует. Он доказывает, что пространство не может мыслиться как пространство пустое, как пространство, существующее в какой бы то ни было своей части отдельно от вещества.

Ввел в употребление диалектический метод, который заключается в «опровержении заблуждений посредством доведения до нелепости, и таким образом, он [метод] служит средством установления истины». (Под «диалектикой» Аристотель в данном случае понимал искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий.) Первым стал писать прозой, отказавшись от поэтической формы.

· Сущее одно. Допустим, что сущее множественно. Множество необходим

о должно состоять из единиц, но единица в действительности ею не является, а является множеством т.е.: «Сократ» – есть единица, но «Сократ» также «белый», «философ», «пузатый» и «курносый». Таким образом, тот же самый человек будет одним и многим. Однако «тот же самый» не может быть одновременно одним и многим, следовательно, Сократ не есть одно. И точно так же все прочие вещи из которых состоит множество. Но раз единица, в действительности единицей не является, то не может быть и самого множества;

· Сущее одно-единственное, не имеет частей и неделимо. «Если оно делимо, разделим его надвое, а затем каждую из двух частей – [опять] надвое и если повторять это [дихотомическое деление] постоянно, то либо останутся некие предельные величины, наименьшие и неделимые, а числом бесконечные, так что универсум окажется состоящим из наименьших, числом бесконечных [величин], либо [сущее] бесследно исчезнет, и разложится в ничто, и окажется состоящим из ничего, однако и то и другое абсурдно. Следовательно, [сущее] не делится, но пребывает одно. Если оно делимо, то, коль скоро оно везде однородно [«подобно»], оно будет одинаково делимо везде. В таком случае, допустим, что оно разделилось везде [в каждой точке]. Ясно, что не останется ничего, но [сущее] исчезнет бесследно, а если и будет состоять [из неких частей], то опять будет состоять из ничего. Ибо если нечто останется, то оно уже не будет «разделившимся везде». Так что из этого тоже ясно, что сущее неделимо, лишено частей и одно»;

· Есть только Единое. Все остальное есть не более, как видоизменение или видимая форма этого Единого. Видимых форм много, но эти видимости кажущиеся, они не являются действительными сущностями;

· Движение по существу отсутствует, существует только видимость движения. «Вы ходите, это совершенно верно, но только при поверхностном рассмотрении можно принять вашу ходьбу за движение, между тем как, согласно доводам разума, вы пребываете в покое»;

· Апория «Ахилл». Самое медленное [существо] (черепаха) никогда не сможет быть настигнуто в беге самым быстрым (Ахиллесом). Необходимо, чтобы догоняющий прежде, нежели он догонит, сначала достиг черты, с которой стартовал убегающий. Но за то время, пока догоняющий достигнет эту черту, убегающий, как бы он медленно не бежал, продвинется еще на некоторое расстояние, до следующей черты. Теперь, для того, чтобы Ахилл догнал черепаху, он должен достичь уже этой черты, но пока он ее достигнет, черепаха продвинется еще на некоторое расстояние от Ахилла и так далее (бесконечно).

· Апория «Дихотомия» (деление пополам). Тело, прежде пройти весь путь, должно пройти его половину. Но для того, чтобы пройти половину пути, оно должно пройти половину этой половины и т.д. Такого рода деления можно проводить до бесконечности, а это значит, согласно Зенону, что тело не может не только завершить своего движения, но и начать его. Прежде чем пройти конечный путь из точки А в точку В, тело должно пройти бесконечно малое расстояние. Следовательно, пытаясь мыслить движение, мы тут же упираемся в противоречие между конечным и бесконечным. А это значит, движение немыслимо и нереально;

· Апория «Летящая стрела». По предположению, стрела летит, то есть движется в пространстве. Но в то же время необходимо утверждать, что она в каждое мгновение полета занимает пространство, равное собственной длине, то есть пребывает в пределах этой части пространства, то есть остается в ней неподвижно. Выходит, стало быть, что летящая стрела и движется и не движется;

· Апория «Стадий».

 

 

Есть три тела (см. рисунок): I (А-Г), II (Д-З) и III (И-М) (А - М – точки этих тел). Тело I неподвижно относительно тел II и III. Тела II и III движутся параллельно и равномерно относительно тела I от его центра (Б-В) до его конца (для тела II – точка А, для тела III – точка Г). В результате получается, что одна и та же точка, движущаяся с равной скоростью, пройдет одно и то же расстояние не в одно и то же время, а пройдет его в одном случае в половину время, а в другом – в удвоенное время. Т.е. в одно и то же время крайние точки тел II и III (Д и И, соответственно) пройдут мимо всех остальных точек тел III и II. Однако за то же самое время они пройдут мимо только половины точек неподвижного тела I. В результате мы приходим к противоречию: половина оказывается равной целому. И, следовательно, движение не существует, ибо его нельзя мыслить.

Так же оказывается неверным предположение, будто пространство состоит из неделимых частей (отрезков), а время также из неделимых частей (моментов);

· Апория «Просяное зерно». (Диалог Парменида с софистом Протагором) «Издает ли шум при падении одно просяное зернышко или одна десятитысячная часть зернышка?» - не издает. «А медимн просяных зерен издает ли шум при падении?» - издает. «А нет ли пропорции между медимном просяных зерен и одним зернышком или десятитысячной части одного зернышка?» - есть. «Ну так не относятся ли между собой [их] шумы в той же пропорции как шумящие [тела относятся между собой], так и шумы, не так ли? А раз это так, то если шумит медимн проса, должно шуметь и одно просяное зернышко и одна десятитысячная часть зернышка»;

· Если исходить из традиционного в математике мнения, что:

1. каждый геометрический объект делим до бесконечности;

2. бесконечно большое число элементов (не равных нулю), даже при условии, что все они чрезвычайно малы, всегда даст бесконечно большую сумму.

необходимо следует противоречие:

1. сумма этих непротяженных точек непременно будет равна нулю, а, значит, тело будет иметь нулевую величину;

2. при бесконечной делимости любое тело как сумма бесконечно большого числа частей должна оказаться бесконечно большим.

поэтому предпосылка делимости тел ложна, т.е. тела неделимы, а поэтому и построение математики как науки, свободной от противоречий не возможно.

· Космос «один» и пустоты нет;

· Вселенная [«природа всего»] возникла из теплого и холодного, из сухого и влажного в результате их взаимопревращения;

· Люди возникли из земли;

· Душа представляет собой смесь четырех элементов: теплого и холодного, сухого и влажного, причем ни один из них не имеет перевеса.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

ДЕМОКРИТ. ок. 460-370 гг. до н.э. | ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ. | ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА. 6 – 4 в. до н.э. | КСЕНОФАН. 570 - 478 гг. до н.э. | ЭМПЕДОКЛ. 5 в. до н.э. | АНАКСАГОР. 500 – 428 гг. до н.э. | СОФИСТЫ. | ЛЕВКИПП (ок. 500-440 гг. до н.э.) – ДЕМОКРИТ (ок. 460-370 гг. до н.э.). | СОКРАТ 469-399 гг. до н.э. | Эпикур ок. 342—270 г. до н. э. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав