Читайте также:
|
|
Было уже отмечено, мышление и бытие тождественны, следовательно то, как мы мыслим
Предмет, говорит и о том, каков предмет в действительности. Об этом ясно сказано
в "Метафизике": "Так как невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе
истинными по отношению к одному и тому же [предмету], то очевидно, что и противоположные
[определения] также не могут находиться в одном и том же предмете" (IV, 6, с.
74).
<P>Здесь "противоположные [определения]" - объективные свойства предметов, так
Что от логики мы вернулись к онтологии.
<P>Основной закон бытия. Как уже отмечалось, у Аристотеля законы мышления есть
Одновременно и законы бытия. Аристотель следует здесь за Парменидом, отождествлявшим
предмет и мысль о нем. Поэтому то, что он называет "началом для всех других
аксиом", мы можем назвать также основным законом бытия у Аристотеля, в котором
Он находит также одно из первоначал и первопричин всего сущего, поскольку действие
Этого закона универсально. Согласно этому закону, противолежащее не может быть
присуще одному и тому же. Мы говорим здесь "противолежащее", потому что этот
Запрет относится и к таким крайностям, между которыми есть среднее, и к таким,
Для которых среднего нет. Но обычно говорят о противоположностях, поскольку
Противоречие - это не столько один из видов - наряду с противоположностью -
Противолежащего, сколько все же дальнейшее развитие противоположности, ее максимальное
Заострение, поэтому то, что верно относительно противоположности, тем более
Верно относительно противоречивости.
<P>В "Метафизике" основной закон бытия (сам Аристотель называет это "началом для
всех других аксиом") дан в двух формулировках. Краткая касается несовместимости
Существования и несуществования чего бы то ни было. Полная говорит о несовместимости
Существования и несуществования чего бы то ни было в чем бы то ни было. Краткая
формулировка гласит: "Вместе существовать и несуществавать нельзя" (IV, 4, с.
63), а полная утверждает, что "невозможно, чтобы одно и то же вместе было и
не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле" (IV, 3, с. 63). Между
Обеими формулировками возможен переход, который у Аристотеля отсутствует. Однако
его можно реконструировать, превратив краткую формулировку в суждение: "Невозможно,
чтобы существование было и не было присуще одному и тому же". В этом суждении
существование и несуществование, бытие и небытие приобретают двойное наличие:
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |