Читайте также:
|
|
в неполном и разном составе. Например, "мысль ставит в связь или разделяет либо
суть [вещи], либо качество, либо количество, либо еще что-нибудь подобное" (VI,
2, с. 12), или: "Категории поделены на группы - [означая] сущность, качество,
действие и страдание, отношение и количество" (XI, 12, с. 200). Итак, названы
шесть категорий: суть [вещи], или сущность, качество, количество, отношение,
Действие и страдание. Аристотель поясняет, что когда мы говорим о сущности,
или о сути вещи, то мы отвечаем на вопрос, "что она есть", а не на вопрос, какова
Эта вещь (качество), как велика она (количество) и т. п.
<P>Анализируя эти категории, Аристотель находит между ними принципиальное различие:
Он резко отделяет категорию сути вещи, или категорию сущности, от других категорий.
Только категория сущности означает в общей форме то, что способно к отдельному,
Самостоятельному существованию. Все остальные пять и даже девять категорий обобщают
То, что самостоятельно не существует, а существует лишь как то, что присуще
Тому, что обобщено в категории сущности, или сути вещи. Говоря о качестве, количестве,
отношении и т. д., Аристотель подчеркивает, что "ни одно из этих свойств не
существует от природы само по себе и не способно отделяться от сущности" (VII,
1, с. 113), что "все другие определения высказываются о сущности" (VII, 3, с.
Что, кроме сущности, ничто не может существовать отдельно (ХИ, 1, с. 203),
так что все категории, кроме сущности, "нельзя даже, пожалуй, без оговорок считать
реальностями" (XII, 1, с. 12). Эта позиция Аристотеля у него постоянна. И в
"Физике" он настаивает на том, что "ни одна из прочих категорий не существует
в отдельности, кроме сущности: все они высказываются о подлежащем "сущность"
(I, 2, с. 7) 1 / См.: Аристотель. Физика. М., 1936, кн. I, гл. 2, с. 7./, или:
"Только сущность не высказывается по отношению какому-либо подлежащему, а все
прочие категории - по отношеншо к ней" (I, 1, с. 17). Искомой сущностью оказывается
то, что было обозначено как "cyть бытия". Но это требует дальнейшего анализа.
<P>Необходимо отметить, что Аристотель связывает первый смысл допущения небытия
С категориями. Небытие не существует само по себе, оно в относительном смысле
Существует в некоторых категориях (например, не-белый, нигде, никогда и т. п.),
Но не в категории сущности - сущности ничто не противоположно.
<P><A NAME="XXV"></A>ЛЕКЦИЯ XXV
<P>ТЕМА 60. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ
<P>Таким образом, подлинной сущностью, по Аристотелю, является категория сущности,
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |