Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сущего, первоначало, действующее повсюду и всегда.

Читайте также:
  1. В которой появляется новое действующее лицо французского происхождения
  2. Если бы я мог, я бы убил его, кто бы он ни был. И тогда, и потом. И всегда.
  3. КАК В КЛУБНОЙ КОМНАТЕ «ФЕНИКСА», ДА И ПОВСЮДУ, ПОДНЯЛСЯ ПЕРЕПОЛОХ И КАК ИЗ РЕКИ ВЫУДИЛИ ШЛЯПУ
  4. Отлично, как всегда.
  5. Повсюду обнаруживаются колоссальные злоупотребления общественными фондами и природными ресурсами, что ведет к неудержимому краху.
  6. РЕБЕНОК КАК ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО
  7. Угроза из-за невидимой черты. Что мы должны знать и помнить всегда.
  8. Шалость двенадцать. Как всегда.

<P>Движущая причина. Четвертое и последнее первоначало Аристотель находит в движущей

причине. Ведь "всякий раз изменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во что-нибудь"

(XII, 3, с. 205). Говоря об источнике движения как движущей причине, Аристотель

исходит при этом из некоей догмы, согласно которой "движущееся [вообще] должно

приводиться в движение чем-нибудь" (XII, 8, с. 212), что означает отрицание

Спонтанности движения. Материя у Аристотеля, как уже было сказано, пассивна.

Активна форма, она же сущность (неделимый вид): "Сущность и форма, это - деятельность"

(IX, 8, с. 159). Однако и эта деятельность имеет внешний источник в некоей высшей

сущпости, высшей форме, в некоем перводвигателе. В "Метафизике" сказано: "Чем

вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя. К чему

приводит изменение? К форме" (XII, 3, с. 205).

<P>Четыре первоначала, или высшие причины. Аристотель так подытоживает свое учение

о первых началах и высших причинах в "Метафизике": "О причинах речь может идти

в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия...;

Другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третье - то,

откуда идет начало движения; четвертый - причину, противолежащую [только что]

названной, а именно - "то, ради чего" [существует вещь] и благо (ибо благо есть

цель всего возникновения и движения) " (I, 3, с. 23). При этом разъясняется,

Что суть бытия - основание, почему вещь такова, как она есть, основание, восходящее

В конечном счете к понятию вещи как некоторой причине и началу. В другой книге

"Метафизики" сказано: "Причина в одном смысле обозначает входящий в состав вещи

[материал], из которого вещь возникает... В другом смысле так называется форма

И образец, иначе говоря - понятие сути бытия... Далее, причина, это - источник,

Откуда берет свое первое начало изменение или успокоение... Кроме того, о причине

говорится в смысле цели, а цель, это - то, ради чего" (V, 2, с. 79).

<P>Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются

и ваятельное искусство, и медь: первое - как источник движения, вторая - как

Материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую,

Придает ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия

- не стихийные, а целеустремленные, а в случае успеха при реализации цели в

Материале - и энтелехиальные.

<P>В деятельности человека присутствуют все четыре разновидности причин. Аристотель




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

БЫТИЯ. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ | Система противоположностей. | Здесь речь идет о том, как мы мыслим предмет. Но так как для Аристотеля, как | В качестве предиката и в качестве связки. В суждении утверждается, что невозможно | Совокупность. | Перечня, а тем более анализа категорий нет, но категории там упоминаются, хотя | Или сути бытия, сущность любой вещи. Выясняя, в какой мере она отвечает двум | Ибо они также самостоятельно не существуют, а то, что уже определимо и что ближе | Мала такая натяжка, в силу ее оказывается, что вид у Аристотеля все же обладает | Муть; наконец, материя в самом общем смысле. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав