Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сами понятия случайности и самопроизвольности подчиняет целевой причине.

Читайте также:
  1. II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ
  2. Амчел подчиняет себе ландграфа
  3. В В Е Д Е Н И Е (общие понятия)
  4. В чём разница между понятиями «раса», «этнос», «языковая группа»? Приведите примеры совпадения и несовпадения расовой принадлежности с этнической и языковой.
  5. Важные понятия сети Интернет
  6. Вопрос 14. Понятия первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии. Понятие и виды депривации.
  7. Вопрос 19. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ». СИСТЕМАТИКА ЗПР
  8. Государственный, народный и национальный суверенитеты, их понятия и признаки
  9. Графика буквы. Понятия «графема», «буква». Структура буквы
  10. Действ. об. компр. Понятия и определ.

<P>Случайность как непреднамеренность и самопроизвольность как самодвижение. Назвав

в "Физике" четыре первоначала, Аристотель озабочен тем, не упустил ли он чего-либо,

ведь "называют также в числе причин случай (тюхэ) и самопроизвольность (аутбматон)

И говорят, что многое и существует, и возникает случайно и самопроизвольно (само

собой)" (II, 4, с. 29 - 30).

<P>Аристотелю известны философы, "которые причиной и нашего не6а, и всех миров

считают самопроизвольность", философы, у которых "сами собой возникают вихрь

и движение, разделяющие и приводящие в данный порядок Вселенную" (II, 4, с.

Т. е., по-видимому, Левкипп и Демокрит. Ему известны, с другой стороны,

и мнения, отрицающие случайность. Об этом сказано в некоем "древнем изречении",

Об этом же говорят и другие, утверждающие, что ничто не происходит случайно,

Но что для всего, возникновение чего мы приписываем самопроизвольности и случаю,

Имеется определенная причина (здесь опять-таки имеются в виду атомисты). Необходимо

Отметить, что Аристотель совершенно неправомерно отождествляет здесь самопроизвольность

И случайность (а если он их различает, то по-своему, о чем ниже), тогда как

Это не одно и то же. Ведь то, что возникает самопроизвольно, само собой, из

Себя, не обязательно бывает случайным. Возможна ведь и внутренняя необходимость.

<P>Но пока что отметим объективность случайности по Аристотелю. Он ссылается при

этом на само обыденное сознание: "Все говорят, что одно возникает случайно,

другое - не случайно" (II, 4, с. 30). В "Метафизике" Аристотель выступает против

Того, что позднее было названо фатализмом (XI, 8, с. 193). Он там определяет

случайное как то, "что существует не всегда и не в большинстве случаев" (VI,

2, с. 110), или как то, "что, правда, бывает не всегда и не необходимым образом,

а также не в большинстве случаев" (XI, 8, с. 193).

<P>Аристотель пытается различить два вида причин. Он согласен с теми, кто утверждает,

Что все имеет причину (это опять-таки атомисты). Но причина причине рознь. Есть

"причина сама по себе" и есть "причина по совпадению" (II, 5, с. 31), "причина

побочным образом" (II, 5, с. 32). Причинность второго вида возможна потому,

что предмет сложен, что в нем "может совпадать бесконечно многое" (II, 5, с.

31). В такой форме это пока верно: во всяком предмете и процессе есть ствол

И ветви, и эти ветви касаются ветвей другого ствола, а потому все время образуются

Необязательные, случайные связи и взаимодействия, которых могло бы и не быть.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

И потребовался бы какой-то иной перводвигатель за его пределами. Но как возможен | Признаков - совпадение субъекта и объекта. Мысля самого себя, бог тем самым | Высших причин. Ему представляется, что до него все философы стремились открыть | Трезвым среди пьяных. | Платона, Аристотель в пылу полемики забыл об этом. Поэтому В. И. Ленин и подчеркнул, | Источником движения являются вовсе не идеи, а космическая душа и демиург. Возражая | Созерцая прекрасные явления в этом мире. | Несопоставимы с философией, которая имеет дело со всем сущим, с бытием как таковым. | Того, как и где существуют математические предметы, в центре внимания Аристотеля. | Период деятельности Платон арифметизировал и сами идеи. Он ввел единое и двоицу |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав