Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Изменение, развитие, что он метафизичен. Но возражение свидетельствует о непонимании

Читайте также:
  1. История свидетельствует, что еще незадолго до этого все было по другому.
  2. Музыкальное развитие, воспитание и образование детей
  3. О ТОМ, НАСКОЛЬКО ДАЛЕКО МОГУТ ЗАЙТИ ВО ВЗАИМНОМ НЕПОНИМАНИИ ДВА ДЖЕНТЛЬМЕНА, ПРИ ТОМ ЧТО ПРЕДМЕТ ИХ РАЗНОГЛАСИЙ ОСТАЕТСЯ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ ЗАГАДКОЙ
  4. Подобные гигантские, сложные и ненадежные системы в принципе не могут быть долгоживущими. Писание ясно свидетельствует об этом.
  5. Развитие, морфофизиологические и возрастные особенности
  6. СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ СТАТИСТИКА
  7. Франкфуртская школа: становление, развитие, основные идеи и представители.
  8. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОБРАТНАЯ РЕАКЦИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НЕУДАЧЕ
  9. Шаг 5. Вот теперь пора наконец-то ответить на возражение

Гегелем сути данного закона. У Аристотеля закон [запрещения] противоречий абсолютен,

Но он действует только в сфере актуального бытия, а в сфере возможного он не

Действует. Поэтому и становление, по Аристотелю, существует как реализация одной

Из возможностей, которая, будучи реализованной, актуализированной, исключает

Другие возможности, но только в действительности, а не в возможности. Если актуализированная

Возможность снова станет просто возможностью, ее сменит другая актуализированная

Возможность. Определив границы своей формальной логики, Аристотель тем самым

Оставил место и для диалектической логики. Потенциально сущее диалектично, актуально

Сущее относительно недиалектично.

<P>У Аристотеля можно найти и другие принципиальные ограничения сферы действия

Закона противоречия. Его действие не распространяется на будущее, но это связано

Все же с той же сферой возможности, поскольку будущее чревато многими возможностями,

Настоящее же бедно, поскольку актуализируется нечто одно, но оно потенциально

Богато. Прошлое же бедно в своей актуальности, исключающей потенциальность,

Ибо в прошлом нет уже никаких возможностей, кроме реализованной, происшедшей,

Не поддающейся изменению. В свете сказанного понятно замечание Энгельса, что

"Аристотель... уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления"

1 /Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 19./.

<P>Обостренной формой закона [запрещения] противоречия является закон исключенного

Третьего, запрещающий не только то, что в отношении одного и того же не может

быть одновременно истинно "b" и "не-b", но и то, что, более того, истинность

"b" означает ложность "не-b", и наоборот. Этот закон в "Метафизике" выражен

так: "Не может быть ничего посредине между двумя противоречащими [друг другу]

суждениями, но об одном [субъекте] всякий отдельный предикат необходимо либо

утверждать, либо отрицать" (IV, 7, с. 75). Во "Второй аналитике" сказано, что

"о чем бы то ни было истинно или утверждение, или отрицание" (I, 1, с. 257)

2 /Аристотель. Соч., т. 2, кн. I, гл. 1, с. 257./.

<P>Действие этих законов таково, что закон [запрещения] противоречия необязательно

Влечет за собой закон исключенного третьего, но закон исключенного третьего

предполагает действие закона [запрещения] противоречия. Поэтому выше и было

Сказано, что закон исключенного третьего - более острая формаз акона противоречия.

<P>Такая разница в сфере применения законов означает, что есть разные виды противоречия.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

К питанию - растительной. В свою очередь, способность к ощущению (а осязание | Учение о переселениях душ. Со своей стороны, все живые естественные тела - орудия | Философии - вопрос о познаваемости мира - не является для Аристотеля дискуссионным. | Бытия и причины (формы) отдельных вещей и тем более первоначала и первопричины. | Общей человеку с животными. Аристотель здесь высоко оценивает чувственные восприятия, | В познании, но и пытается постпчь его механизм. | Им соответствуют не качества самих атомов, а те или иные их формы и комбинации. | Себе знание общего заложено в разумной душе потенциально. | Же от представления к понятию у Аристотеля нет. Поэтому В. И. Ленин подчеркивал, | Появилось лишь в зллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл свою |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав