Читайте также:
|
|
"обделыватель камней". Различие искусства как производственной деятельности
и искусства в нашем смысле слова надо искать в тех словах "Физики" Аристотеля,
где сказало, что "искусство частью завершает то, что природа не в состоянии
сделать, частью подражает ей" (Физика II, 8, с. 36).
<P>Производственная деятельность творит новые вещи, не существующие в природе.
Искусство в нашем смысле слова подражает природе. Когда Аристотель говорит в
"Метафизике", что "через искусство возникают те вещи, форма которых находится
в душе" (VII, 7, с. 121), то он имеет в виду производственную деятельность.
Правда, так и остается неясным происхождение форм искусственных вещей. Заложены
Ли они в пассивном интеллекте наряду с формами природы, реализуемыми благодаря
Воздействию на пассивный интеллект с двух сторон (со стороны представлений и
Со стороны активного разума) или они творения души - этого мы так и не узнаем.
Но общий ответ все же можно предположить: формы искусственных вещей - это средства
Осуществления целей и удовлетворения потребностей, которые возникают в реальной
Практическои жизни людей. Что же до искусства в нашем смысле слова, то здесь
Все проще. Формы искусства, произведения искусства - не какие-то совершенно
Новые и невиданные в природе формы. Это подражание формам бытия, как естественным,
Так и искусственным. Поэтому для Аристотеля, отказавшего искусству в абсолютном
Творчестве, в творении новых форм, искусство есть подражание, мимесис.
<P>Мимесис. Итак, в отличие от техники искусства подражательны. Аристотель поэтому
говорит в "Поэтике": "Сочинение эпоса, трагедий, а также комедий и дифирамбов,
Равно как и большая часть авлетики с кифаристикой,- все это в целом не что иное,
как подражание" 1 /Аристотель. Поэтика. - В кн.: Аристотель и античная литература.
М., 1978, с. 112./. О мимесисе написано много интересного. Но обычно не учитывается,
Что мимесис, по Аристотелю, надо понимать в контексте ero учения о форме и материи,
Актуальном и потенциальнсм, об энтелехии. Будучи в силу непонимания решающего
Значения производственной практики людей неспособным понять происхождение форм
Искусственных вещей (ведь формы вечны, однако формы искусственных вещей творятся
человеком), Аристотель истолковал "изящные искусства" не как творчество, а как
Подражание. Правда, мимесис - не копирование. Художник волен выбирать предметы,
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |