|
Эмоциональные состояния. Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний.
Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обьгчного настроения. Про одного говорят: «Жизнерадостный человек», хотя и он может быть иногда в печальном или подавленном настроении, другого воспринимают как мрачного, недовольного, хотя иногда он может быть и радостным, и оживленным. Речь идет о решительном преобладании у данного человека того или иного настроения. Раскрывая сутьнстрони, С.Л. Рубинштейн показывал его отличие от других эмоциональных образований: «Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно, - это, во-первых, и, во-вторых, - оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние». И хотя настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, потому что в силу «беспредметности» настроения не всегда осознаем причину его возникновения. Вспомним К. Бальмонта:
Отчего мне так душно?
Отчего мне так скучно?
Я совсем остываю к мечте.
Дни мои равномерны,
Жизнь моя однозвучна,
Я застыл на последней черте...
У разных людей настроение по-разному выражается в поведении, но почти у всех оно так или иначе проявляется внешне. Мы никому не докладываем о своем настроении. Но взгляд, слово, интонация, движение, мимика, наклон головы - и все ясно. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое эмоциональное состояние на людей, с которыми находится во взаимодействии. Например, Беликов - герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью... Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице он давил нас всех, и мы уступали...»
Однако и постоянная бурная жизнерадостность также угнетающе действует на окружающих, утомляя их и часто вызывая раздражение. Особенно тогда, когда оптимизм одного не соответствует настроению других. Помните, у В.В. Маяковского: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп»?
Важен не только характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в поведении. Уметь управлять своим настроением - это особенность волевой регуляции и культурного развития личности. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.
Сами настроения и их глубина у каждого человека различны, но всегда тесно связаны с тем, как складываются его отношения с окружающими людьми и с ходом собственной деятельности. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным в минуту раздражения, усталости или просто походя - в автобусной толкучке, в очереди в магазине, на работе... и тем самым портим настроение и другим и себе. Ведь сила слова беспредельна. Вспомним русское «здравствуйте». Попробуйте произнести его не скоропалительно, не как бездумное «здрасьте», а медленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» - и посмотрите при этом в глаза тому, кого вы приветствуете, улыбнитесь ему. Поверьте, и у вас и у него целый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только в словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся, в точном смысле, который этими словами выражается.
Аффекты - эмоциональные состояния, противоположные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительный след в виде общего нервного потрясения. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство царем Иваном Грозным своего сына.
Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего происходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.
Во время аффекта отмечается яркость внешних проявлений. Описание аффективных состояний человека весьма широко представлено в художественной литературе. Например, М.Ю. Лермонтов показывает состояние Мцыри, который бежал из монастыря на родину и заблудился в лесу:
Тогда на землю я упал; И в иступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горячею росой...
Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, проявлять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Например, человек дома разрешает себе быть аффективным, слишком вспыльчивым, а на работе «держит себя в руках» и наоборот. Значит, может сдержаться, когда считает необходимым. Важно научиться властвовать собой. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что вопрос должен ставиться не так: преодолевайте уже овладевший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка; а скорее так: не давайте зародившемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы преодолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер.
Главное в предупреждении аффективного состояния - чувство ответственности перед собой и перед окружающими людьми.
Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Поэтому так важно, на что страсть направляется. И.П. Павлов писал, обращаясь к молодежи: «Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в своих исканиях». Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов. Однако страсть своеобразно сочетает в себе активность и пассивность человека. Она захватывает человека, он находится во власти своей страсти, не может освободиться от нее. Страсть - большая сила, она может быть пагубной и даже роковой. Вспомним повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»: «Желтков писал так: „Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить... каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом"».
Страсть может быть и позитивной, великой. Ничто значительное на свете еще никогда не совершалось без великой страсти - и в науке, и в труде, спорте, искусстве, литературе, в жизни.
Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания - обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс.
Умеренный стресс может быть даже полезным, например, у спортсменов перед ответственными соревнованиями, у артистов перед премьерой, у студентов перед экза-* менами. Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силу
и смелость, когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказывает вредное воздействие на психику и психическое здоровье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СТРЕССА
Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение — реакция организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д.). Сейчас на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса.
Человек реагирует на конфликтную ситуацию прежде всего состоянием нервной системы. Конфликтная — это такая ситуация, когда человек, или популяция в целом, имеет потребности в чем-то, но условия жизни довольно долго не дают возможность удовлетворить их. Возникает биологически оправданное напряжение функций мозга, человек, преодолевая конфликтные ситуации, находит творческое решение. Именно так развиваются творческие способности, проявляются личности, находятся оригинальные решения.
Если конфликтная ситуация носит эпизодический характер и человек успешно преодолевает ее, то механизмы саморегуляции его организма справляются со всеми изменениями, которые произошли и в мозгу, и в других органах, и восстанавливают нормальное состояние.
Опасны с психологической точки зрения длительные конфликтные ситуации или непрерывная череда стрессов. Тогда резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые заболевания. Прежде всего начинаются изменения функции мозга: неврозы, нарушения сна, психозы... На втором месте — снижения иммунитета. А раз снижается иммунитет, человек не в силах противостоять микробам и вирусам, и тем, которые нападают на I него извне, и тем, которые живут у него в организме, ничем не I проявляя себя до поры до времени.
Далее — сердечно-сосудистые заболевания. Начиная от.аритмии и внезапной смерти, что все чаще сегодня случается среди молодежи. Сюда же относятся все случаи стойкого повышения кровяного давления — гипертонии, инфаркты, кровоизлияния в мозг и т. д.
На основе психоэмоционального напряжения образуются различные язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, астматические приступы, кожные заболевания, гормональный дисбаланс, нарушения половых функций. Есть данные, что рак тоже может начинаться со стресса, который активизирует генетическую предрасположенность и «запускает» процесс развития злокачественной опухоли.
Известно, что если человек находится в стрессовом состоянии, резко возрастает травматизм. Алкоголизм и наркомания, самоубийства — это тоже следствия длительного эмоционального напряжения.
Наблюдения показывают, что стресс небезразличен для наших будущих поколений. Экспериментами над животными до казано, что если стрессировать самцов, то в следующем поколении у потомства появляются резкие изменения и функции мозга, и гормонального фона, и колебания веса — появляются очень крупные и очень маленькие детеныши.
Ведущим фактором роста психоэмоционального напряжения современного человека во всем мире является, как это ни странно, научно-технический прогресс. Наряду с благами которые он несет людям, есть ряд негативных сторон — факторов риска. Физиологические возможности человека еш не приспособлены к сегодняшним достижениям научно-технического прогресса, мы быстро привыкаем к достижениям прогресса, но организм наш не успевает адаптироваться.
Мы мгновенно — во временном масштабе эволюции — привыкли к автомобилям, поездам, самолетам... На первом ме сте среди факторов риска стоит ускорение темпа жизни. Вто рое — информационные перегрузки. Третье — урбанизация Сутолока крупных городов — это мощный стрессовый фактор. Четвертое — малоподвижность современного человека. Мы стараемся все время сидеть. И уже избегаем физической нагрузки, которая нам просто жизненно необходима как фактор здоровья. Американцы, пожалуй, первыми в мире спохватились, и сейчас действует очень эффективная система пропаганды физических упражнений и спорта. Питание —красивые, современные продукты, но это все уже не натуральное и не соответствует нормальной физиологии человека. Для человека нормально — питаться очень простыми продуктами.
Люди оказались совершенно не защищенными перед лицом научно-технического прогресса. Человек, якобы, все сможет, если ему дать хорошую технику. Но эта теория порочиа. Космический корабль — совершеннейшая техника! Но из миллионов подбирают десять кандидатов, а из них только 1—2 реально смогут подойти по всем требованиям, да ^ще после специальной тренировки. Нужно, наоборот, технику делать под человека! В автомобиле есть датчики давления масла, бензина, и т. д. и т. п., но во всем мире нет пока автомобиля, который бы имел датчик состояния водителя, чтобы своевременно дать сигнал, что водитель утомлен, ему необходим отдых.
1 более острая ситуация сегодня с компьютерами. Детей за компьютер чуть ли не в детском саду... Но и там нет состояния ребенка за этим компьютером! В школах о 80 % детей уже «сломали» свои нормальные физио-же функции — сердце, дыхание, пищеварение — в том из-за компьютеров, из-за бесконтрольных нагрузок и Перегрузок, которые накапливаются, накапливаются...
Все человечество живет в стрессовой ситуации. А сегодня ■ нашей стране мы себе еще добавили стресса — из-за эконо-Иической, политической, социальной, криминальной обстановки, чувства полной незащищенности...
Западногерманский ученый фон Хольст провел эксперимент: исследовались животные — маленькие белочки, которые, попадая в стрессовую ситуацию, распушают хвосты. Животные помещались в ограниченное пространство. Сначала все было в порядке, зверьки размножались, вели себя спокойно. i Но затем, когда популяция достигла какой-то критической массы, у всех зверьков вдруг распушились хвосты. У самок исчезло молоко. Они стали съедать свое потомство, потом — самцов. Дальше животные стали формироваться в отдельные I группки, которые стали биться между собой не на жизнь, а на смерть. Начались массовые нарушения функций нервной системы, почек, повышение кровяного давления, нарушения половых функций и т. д. В результате этого своеобразного биологического безобразия популяция справляется со стрессом: Убирает слабых. Те, кто остался, начинают следующий этап.
Разумеется, нельзя ситуацию среди животных прямо переносить на людей. Человек тем и отличается от животного, что ' им руководят не только природные инстинкты, но и разум, знания, мораль. Мы, к сожалению, очень мало знаем о законах развития человечества. Между тем, существуют большие космические законы развития человеческих популяций. По мнению некоторых ученых, человеческое общество развивается фазами. Популяция достигает своего максимума — культурного, научного, экономического, потом начинается спад, период неурожаев, голода, люди начинают деяться на группы, начинаются войны, в это же время почему-то происходят землетрясения. Какая-то часть популяции исчезает, остальные входят в фазу подъема, процветания.
Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.
Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя».
Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно - отрицательные.
К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.
С.Л. Рубинштейн писал: «Моральное отношение к человеку - это любовное отношение к нему... Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек».
Каждое из нравственных чувств - сложнейшее единство переживаний и размышлений. Вот, например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия - подняться до уровня аффекта. Вообще возникновение проблемы, поиски ее решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.
К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.
В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Например, из сочинений Козьмы Пруткова: «Некоторые образцом непостоянства выставляют мужчину, другие женщину; но всякий умный и наблюдательный петербуржец никогда не согласится ни с теми, ни с другими; ибо всего более переменчивее петербургская атмосфера!»
В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. С.Л. Рубинштейн отмечал, что юмор относится к миру, как к любимому существу, над смешными сторонами и милыми маленькими слабостями которого приятно посмеяться, чтобы почувствовать особенно остро его бесспорные достоинства.
Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.
Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель - совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружающую действительность. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. Например, в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: «Ты все пела? Это - дело» - иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем.
Или из Роберта Бернса:
Склонясь у гробового входа,
- О смерть! - воскликнула природа, -
Когда удастся мне опять
Такого олуха создать!
Эпитафия Вильяму Грэхему, эсквайру (пер. С. Маршака)
Сарказм - это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. «Цинизм опасен прежде потому, что он возводит злобу в добродетель», - писал А. Моруа. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.
Чувство комического заключается в том, что мы неожиданно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует. Смешными являются любые несообразности: несоответствие цели и средств, выбранных для ее достижения, действий и результатов и пр. Смешно, когда человек, выдающий себя за знатока какого-либо дела, предмета, не имеет о нем никакого представления. Вспомним комедию Н.В. Гоголя «Ревизор», в которой Хлестакова принимают за высокого правительственного чиновника, - перед ним лебезят, дают ему взятки, почтительно слушают, а он оказывается ничтожным чинушей и вралем.
Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди. М. Горький говорил: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все».
Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим - серьезная музыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира, природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.
Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 129 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Эмоции и чувства. | | | Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств |