Читайте также:
|
|
Немецкая классическая философия - это период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII до середины XIX в Для нее характерны систематическая целостность и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к теории познания, убежденность в упорядоченном, закономерном строении мира и способности разума его постичь.
Начало этой философии положил Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкого классического идеализма, один из величайших философов. Его творчество делится на 2 периода:1) Докритический. В этот период Кант писал научные работы о земле, о небе, выдвинул гипотезу о происхождении Земли. 2) Критический период. Начало этому периоду положила книга «Критика чистого разума» рассматриваются проблемы морали, поведения человека. А в «Критике способности суждения» — эстетическое отношение человека к миру.
Георг Гегель — великий немецкий философ, он определил философию как «эпоху, схваченную в мыслях». Гегель был философом-систематиком; он пытался объять единым взором все проблемы бытия, человеческого духа и представить их в систематизированном виде.
Гегель – первый философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий, сформулировал основные принципы диалектики, разработал ее категориальный аппарат. ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения. Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:
- по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные;- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;
-по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;- по степени конкретизации: общие и конкретные;- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные;- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные; -по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;- по степени активности: активные и пассивные;
- по степени рациональности: рациональные и иррациональные («псевдопотребности»);- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;- по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные.
12.Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Фридриха Энгельса (1820-1895), явилась составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включал в себя экономическую и социально-политическую проблематику. Ни Маркс, ни Энгельс не были профессиональными философами. Главный труд Маркса «Капитал» посвящен исследованию политической экономии. Маркс хотел написать систематический труд о диалектике, но так и не сделал этого. У Энгельса есть две относительно крупные работы: «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы», в которых он в систематическом виде излагает философию марксизма, экономическое учение и теорию научного социализма. В сущности, марксистская философия – это эклектическое (противоречивое) соединение элементов материализма и идеализма – гегелевской философии, французского и фейербаховского материализма и английского эмпиризма.
В качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
13.Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Критика философской классики в иррационалистической философии А. Шопенгауэра, С. Къеркегора, Ф. Ницше.
Неклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму, проявляет интерес к «человеку-в-мире», характеризуется отходом от системности, дроблением изучаемых проблем.
Философия XX – начала XXI века начала поиски нового, понимания и аргументации традиционных философских проблем, что проявляется в эволюции стиля мышления, изменении исследовательских программ ведущих философских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результатов. Отметим характерные черты современной, неклассической философии. Артур Шопенгауэр (1788 — 1860), основное сочинение «Мир как воля и представление». Он исходил из абсолютизации одной из психических способностей человека – воли. Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло, поскольку мировая воля – злая, разрушительная в своей основе. Сколько бы человек ни боролся со стихией, она возьмет свое. Продолжателем идей Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. Философия Ф. Ницше, преодолевая рациональность философского метода, системный характер философской классики, обрела выражение в языке мифа, поэтического творчества и тем самым открыла перспективы возникновения нового типа философствования, в полной мере заявившего о себе в XX в. Внастоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности.Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психологических теорий личности, В связи с тем, что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углубленному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения.
14.классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философия.
философия соотносится с науками и с другими формами культуры. Она – особый вид культуры. Скорее всего, Философия не наука, и она не дает знания. Это просто человеческое мышление, идеи, которые могут привести к знанию, а могут привести к заблуждению; могут привести к благу, а могут привести к злу.
В 70-х гг. XX в. складывается постпозитивизм, который уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей задачей считает анализ процессов развития научного знания.Еще одна школа позитивизма — аналитическая философия рассматривает философию как средство анализа языка. Ее отличительной особенностью стал отказ от субстанциализма классической философии. Философия была заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а следовательно, и мира. Несмотря на дискриминацию философии, позитивизм внес определенный вклад в разработку методологических проблем. Были разработаны аппарат математической логики для анализа выражаемых средствами языка ненаблюдаемых объектов и семиотика как теория знаковых систем. Логический позитивизм в определенной мере обеспечил также развитие кибернетики и информатики.
Темперамент — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.Для темперамента показательна сила психических процессов.При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной; т. е. степень динамической устойчивости. Существенным выражением темперамента является скорость протекания психических процессов.Характеризуя темперамент, надо иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов, но и амплитуду колебания от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека иего импульсивность.Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 53 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |