Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Финансовая диагностика фирмы.

Читайте также:
  1. I Существование и роль фирмы.
  2. I. Диагностика: понятие, цели, задачи, требования, параметры
  3. II группа - показатели движения персонала фирмы.
  4. II.ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  5. III. ДИАГНОСТИКА ГЕНЕРАТОРА
  6. III. Установление групповой принадлежности и диагностика, их значение.
  7. IV. Диагностика банкротства предприятия
  8. IV. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции
  9. X. Дифференциальная диагностика.
  10. XXIII. Дифференциальная диагностика гипопаратиреоза, псевдогипопаратиреоза и дефицита магния

Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно и не угодно Богу[5]. Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о своём царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католицизм. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоящее из запорожских казаков и польских наёмников («авантюристов»[10]). В 1604 году войско самозванца пересекло границу России, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, войско московского воеводы Ф. И. Мстиславского было разбито у Новгорода-Северского[10]. Однако другое войско, отправленное Б. Годуновым против самозванца, одержало убедительную победу в битве под Добрыничами 21 января 1605 года. Командовал московским войском знатнейший боярин — Василий Шуйский. Царь вызвал В. Шуйского, чтобы щедро наградить. Во главе армии был поставлен новый воевода — Басманов. Это была ошибка Б. Годунова, так как вскоре оказалось, что самозванец жив, а Басманов — ненадёжный слуга. (см. Русско-польская война (1609—1618)). В разгар войны Борис Годунов скончался (13 апреля 1605 г.); армия Годунова практически немедленно изменила его преемнику, 16-летнему Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня убит вместе с матерью.

 

20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву. Московское боярство во главе с Богданом Бельским публично признало его законным наследником и князем Московским. 24 июня рязанский архиепископ Игнатий, ещё в Туле подтверждавший права Дмитрия на царство, был возведён в патриархи. Законный же Патриарх Иов был смещён с патриаршьей кафедры и заточён в монастырь. 18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля состоялось венчание Лжедмитрия I на царство.

 

Царствование Лжедмитрия было ознаменовано ориентацией на Польшу и некоторыми попытками реформ. Не всё московское боярство признало Лжедмитрия законным правителем. Почти сразу по прибытии его в Москву князь Василий Шуйский через посредников начал распространять слухи о самозванстве. Воевода Пётр Басманов раскрыл заговор, и 23 июня 1605 года Шуйского схватили и осудили на смерть, помиловав лишь непосредственно у плахи.

 

На свою сторону Шуйский привлёк князей В. В. Голицына и И. С. Куракина. Заручившись поддержкой стоявшего под Москвой новгородско-псковского отряда, который готовился к походу на Крым, Шуйский организовал переворот.

 

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит[10]. Приход к власти представителя суздальской ветви Рюриковичей боярина Василия Шуйского не принёс успокоения. На юге вспыхнуло восстание Ивана Болотникова (1606—1607), породившее начало движения «воров».

 

Сразу после гибели Лжедмитрия I Михаил Молчанов (один из убийц Фёдора Годунова), бежавший из Москвы в сторону западной границы, начал распространять слухи будто вместо «Дмитрия» был убит другой человек, а сам царь спасся. В появлении нового самозванца были заинтересованы многие общественные силы, как связанные со старым, так и просто недовольные властью Василия Шуйского. Когда от Молчанова потребовали объяснений, он сам себя объявил Дмитрием.

 

В мае 1607 году Лжедмитрий II перешёл русско-польский рубеж, объявился в Стародубе и сначала называл себя московским боярином Андреем Нагим, распространяя слухи о том, что Дмитрий жив и скоро явится. Вскоре стародубцы и делегация из Путивля потребовали у него ответа, где же скрывается Дмитрий. Лженагой не стал этого говорить, но когда горожане пригрозили ему пытками, самозванец обрушился на путивлян и стародубцев площадной бранью, обвиняя их в близорукости и нежелании распознать истинного Государя. Его сообщники подтвердили, что стародубский «вор» действительно «царь Дмитрий Иванович», и вскоре Лжедмитрию II присягнули многие южные города.

Калужский лагерь всё больше втягивался в войну с польскими интервентами. Вступив в борьбу с недавними союзниками, Лжедмитрий II вёл её решительно и беспощадно. К началу сентября отряды самозванца отбили у поляков Козельск, Мещовск, Почеп и Стародуб[4]. Русское население стало видеть в калужском «воре» единственную силу, способную противостоять иноземным завоевателям. Ему присягнули Коломна, Кашира, Казань и Вятка. Эмиссары Лжедмитрия II открыто агитировали народ против Владислава. На рыночных площадях стражники и дворяне не раз хватали таких агитаторов, но толпа отбивала их силой. Но в то же время в Калужском лагере самозванца царила атмосфера жестокости и подозрительности. С каждым днём Лжедмитрий II испытывал всё большее недоверие к своему боярскому окружению. Всё больше придворных подвергались казни по подозрению в измене. Образ правления Лжедмитрия II приобрёл черты сходства с опричниной Ивана IV Грозного, что и послужило причиной гибели самозванца. Людей хватали по малейшему подозрению, предавали жестоким пыткам и убивали.

 

В начале декабря 1610 года атаман Заруцкий нанёс сокрушительное поражение Яну Сапеге, посланному Сигизмундом III, ставшему основной ударной силой в борьбе с калужским «вором». Ежедневно по приказу калужского царя казаки чинили жестокую расправу над пленными поляками. Казаки захватывали королевских дворян и солдат, везли их в Калугу и там топили. Лжедмитрий II стал готовиться к отступлению в Воронеж, поближе к казачьим окраинам. По замыслу калужского «царька» Воронеж должен был стать новой царской столицей. После чего самозванец рассчитывал подтолкнуть к вторжению на Москву татар и турок и таким путём поправить свои дела. Но 11 декабря Лжедмитрий II был убит татарским князем Петром Урусовым (мстившим за тайно казнённого самозванцем касимовского царя).

 

Ещё осенью 1610 года у касимовского хана Ураз-Мухаммеда и Лжедмитрия случился конфликт. За касимовского правителя вступился его родственник, начальник стражи Лжедмитрия, крещёный татарин Пётр Урусов. Хан был убит, а Урусов посажен на 6 недель в тюрьму, по выходу из которой, однако, был восстановлен в должности.

 

Во время одной из прогулок Лжедмитрия за пределы Калуги, воспользовавшись тем, что с Лжедмитрием была татарская стража и лишь несколько бояр, Пётр Урусов отомстил Лжедмитрию — «прискакав к саням на коне, рассёк царя саблей, а младший брат его отсек царю руку»[7]. Место захоронения Лжедмитрия неизвестно. Существует версия, что его останки находятся в Калужской церкви.[источник не указан 1314 дней]

Судьба Дмитрия целиком связана с влиянием на него иезуитов. Общность целей Самозванца и ордена способствовала успешному дальнейшему продвижению царевича при польском дворе и сулила поддержку Курии. Речь Дмитрия от 19/III-1604г. уже чётко отражает политику Рима "стремящегося просветить обширную Россию и дать ей место в лиге против турок"[12]. Благодаря влиянию приставленного к самозванцу иезуита Савицкого, названный царевич 17/IV-1604г. в доме Мнишка, тестя Вишневского, изъявил согласие причаститься по католическому обряду, получить конформацию. Здесь же он засватал дочь Юрия Мнишка - Марину, и согласно депеше Рангони, он выразил полное попечение папе, истинному вселенскому пастырю, "обещал вывести из схизмы свой народ греческого обряда и крестить магометан и язычников, когда прибудет на трон".[13]

Лжедмитрий дал (25мая 1604г.) своему будущему тестю клятвенную запись, что женится на его дочери панне Марине, как только утвердится на московском престоле. Он обещал уступить ей в полное владение Новгородскую и Псковскую области с правом устроить в них латинские церкви, монастыри, школы и свободно исповедовать римскую веру, которую он сам принял и намерен ввести во всём Московском государстве. Король Польши Сигизмунд III официально признал самозванца царевичем Дмитрием. Он назначил ему жалование в 40000 злотых в год и разрешил набирать волонтёров в свои войска. 30 июля 1604г. Лжедмитрий написал собственноручно письмо к папе Клименту VIII, в котором обещал обратить в католичество всю Россию. После этого он был немедленно обнадёжен из Рима в содействии апостольской власти.[14] Спустя два с половиной месяца, вступая с ополчением в пределы России (16 октября 1604г.), взял с собой двух краковских иезуитов Николая Чижевского и Андрея Левицкого. Они оставались при нём постоянно в качестве его духовных наставников и руководителей.[15] Как только в январе 1605г. Лжедмитрию сдались первые южные города, новый папа Павел V в письме к нему начал величать его "государем всей России, московским, новгородским, казанским и пр". Он также напоминал самозванцу о данном обещании просветить русских, сидящих во тьме и "сени смертней" и даже обещал прислать ему епископов.[16] Кардиналу Мацеевскому было предписано действовать на самозванца через воеводу сендомирского. Самому воеводе надлежало "употребить всё величие на Дмитрия и стараться поддерживать ревность к католичеству в сердце Дмитрия".[17] Очевидно, Курия не была уверена в твёрдости католичества Дмитрия. Особая надежда, поэтому возлагалась на брак самозванца с истинной католичкой Мнишек, которой авторитетом преемника апостола Петра заповедовалось поддерживать будущего своего мужа в учении Римско-Католической Церкви.

Перед прибытием Лжедмитрия в Москву приверженцы его, прежде всего, свергли патриарха. Они ворвались в Успенский собор во время литургии, сорвали с Иова святительскую одежду, облекли в рясу простого монаха и вытащили на Лобное место. Иов готов был умереть, но его оставили в живых. Он обратился к Собору архиереев признавших Лжедмитрия, с просьбой позволить ему удалиться в Старицкий монастырь. Самозванец издал приказ: исполнить просьбу узника Иова, увезти в Старицу, "взять его там за приставы" и содержать "во озлоблении скорбнем".[21]

Деятельность католической церкви и иезуитов в период действий Лжедмитрия 2-го и польских интервентов.

 

Рим, потерявший надежду окатоличить Россию при первом самозванце, снова выступил на сцену. Орудием его действий опять явилась Марина, признавшая Тушинского вора своим мужем и тайно с ним повенчанная одним иезуитом.[59] В целях пропаганды для нового самозванца был составлен обширный наказ, обсуждавший подробно все пути и способы насаждения в России не сразу католичества, а известной в Западной Руси унии. Характерно, что Курия учла в новом наказе ошибки, допущенные её в инструкциях к 1-му самозванцу. Лжедмитрию 2-му рекомендовалось действовать во всём с крайней осмотрительностью. Для насаждения унии в Московском государстве предписывалось: 1) еретикам (т.е. протестантам), врагам унии запретить въезд в государство; 2) монахов из Константинополя, находящихся в России, изгнать; 3) с осторожностью выбирать людей, с которыми вести речь об унии, ибо преждевременное разглашение об этом и теперь повредило; 4) государю держать при себе небольшое число католического духовенства; письма, относящиеся к этому делу, писать, посылать и принимать, особенно из Рима, как можно осторожнее; 5) самому государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтоб не от него началось дело, а пусть сами русские предложат путь к унии; 6) издать закон, чтобы в Церкви Русской все произведено было под правила Соборов и отцов греческих и поручить исполнение закона людям благонадёжным, приверженцам унии: возникнут споры, дойдут до государя, он назначит Собор, а там с Божией помощью можно будет приступить и к унии; 7) раздавать должности людям, расположенным к унии, особенно высшее духовенство должно было быть за унию, а это в руках его царского величества; 8) намекнуть черному духовенству о льготах, белому о наградах, народу о свободе, а всем представить связь с греками, как рабство; 9) учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей учёных, хотя светских; 10) отправлять молодых людей для обучения в Вильну или лучше туда, где нет отщепенцев, - в Италию, в Рим; 11) позволить москвитянам присутствовать при католическом богослужении; 12) хорошо, если бы поляки набрали здесь молодых людей и отдали их в Польше учиться к отцам иезуитам; 13) хорошо, если бы у царицы между священниками были один или два униата, которые бы отправляли службу по обряду русскому и беседовали с русскими; 14) для царицы и живущих здесь поляков построить костел или монастырь католический и т.д.[60]

Зная враждебное настроение в Москве многих бояр против Шуйского и непрочность положения Тушинского вора, Сигизмунд III решил воспользоваться этими обстоятельствами. С разрешения сейма он начал войну с Россией, чтобы не только овладеть ею, но, главное (как сообщал в Рим папский нунций, находившийся тогда в Польше), распространить в ней католическую веру.[63] Перейдя границу, он послал в Смоленск грамоту, в которой говорил, что, соболезнуя бедствиям русских людей, он выступил не для войны, а чтобы остановить кровопролития, утвердить православную веру и даровать всем спокойствие и тишину. Но Сигизмунду не удалось обмануть смолян и началась длительная осада города.

 

26 октября 1612 года в Москве, лишённый поддержки со стороны основных сил гетмана Ходкевича, капитулировал гарнизон войск Речи Посполитой. После освобождения столицы возникла необходимость в выборе нового государя. Из Москвы во многие города Руси были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — Пожарского и Трубецкого. Дошли сведения о документах, отправленных в Соль Вычегодскую, Псков, Новгород, Углич. Эти грамоты, датированные серединой ноября 1612 года предписывали прибыть в Москву представителям каждого города до 6 декабря. Однако выборные долго съезжались из далёких концов еще бурлящей России. Некоторые земли (например, Тверская) были разорены и сожжены полностью. Кто-то присылал 10-15 человек, кто-то всего одного представителя. Срок открытия заседаний Земского Собора был перенесён с 6 декабря на 6 января. В полуразрушенной Москве осталось единственное здание, способное вместить всех выборных — Успенский собор Московского Кремля. Численность собравшихся колеблется по разным оценкам от 700 до 1500 человек.

Кандидаты на престол[править | править вики-текст]

 

Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича

В 1613 году на российский престол, помимо Михаила Романова, претендовали как представители местной знати, так и представители правящих династий соседних стран. Среди последних кандидатами на престол были:

 

Польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III

Шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX

Среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии. Как видно из приведённого списка, все они имели серьёзные недостатки в глазах избирателей...

 

Голицыны. Этот род происходил от Гедимина Литовского, однако отсутствие В. В. Голицына (он был в плену в Варшаве) лишало этот род сильных кандидатов.

Мстиславские и Куракины. Представители этих знатных русских родов подорвали свою репутацию[источник не указан 452 дня] сотрудничеством с властями Речи Посполитой (см. Семибоярщина)

Воротынские. По официальной версии наиболее влиятельный представитель этого рода, И. М. Воротынский подал самоотвод.

Годуновы и Шуйские. И те, и другие являлись родственниками ранее правивших монархов. Род Шуйских, кроме того, происходил от Рюрика. Однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами.

Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они, бесспорно, прославили свои имена во время штурма Москвы, но не отличались знатностью (хотя Трубецкой был из Гедиминовичей но он подорвал свой авторитет командованием воровских казаков а Пожарский хотя и происходил из князей Стародубских, в годы опричнины его род оказался в опале и изрядно упал в вопросах местничества,кроме того боязнь его как одного из немногих воевод, не запятнанных предательством объединил против него тушинцев,воровских казаков и бывших участников семибоярщины[источник не указан 326 дней]).

Кроме того, рассматривалась кандидатура Марины Мнишек и её сына от брака с Лжедмитрием II, прозванного «Ворёнком».

Согласно официально признанной в эпоху правления Романовых (и позднее укоренившейся в советской историографии) точке зрения, собор добровольно, выражая мнение большинства жителей России, принял решение об избрании Романова, согласуясь с мнением большинства. Эту точку зрения разработал историк Н. А. Лавровский, который изучив сообщения источников, построил следующую схему событий. Первоначально участники собора решили не выбирать царём из Литвы и Швеции "с их детьми и Маринку с сыном, равно как всех иноземных государей", а "выбирать из московских и русских родов". Затем участники собора стали обсуждать вопрос, кого же избрать "из русских родов" и решили "избрать царя из племени праведного... блаженной памяти Феодора Ивановича всея Руси" - его племянника Михаила Романова. Такое описание работ Собора повторялось многократно, вплоть до начала ХХ века. Этой позиции придерживались, в частности, крупнейшие российские историки XVIII—XX веков: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, Н. И. Костомаров, В. Н. Татищев и другие.

Согласно официальной версии, избрание Романовых стало возможным благодаря тому, что кандидатура Михаила Романова оказалась компромиссной во многих отношениях:

 

Получив на московском троне молодого, неопытного монарха, бояре могли надеяться оказывать давление на царя при решении ключевых вопросов.

Отец Михаила, патриарх Филарет некоторое время состоял в лагере Лжедмитрия II. Это давало надежду перебежчикам из Тушинского лагеря, что Михаил не станет сводить с ними счёты.

Патриарх Филарет, кроме того, пользовался несомненным авторитетом в рядах духовенства.

Род Романовых в меньшей степени запятнал себя сотрудничеством с «непатриотичным» польским правительством в 1610—1612 годах. Хотя Иван Никитич Романов и входил в состав Семибоярщины, он находился в оппозиции к остальным своим родственникам (в частности, патриарху Филарету и Михаилу Фёдоровичу) и не поддерживал их на соборе.

С Анастасией Захарьиной-Юрьевой, первой женой царя Иоанна Грозного, был связан наиболее либеральный период его правления.

Претендентов на русский трон было немало. Двух самых непопулярных кандидатов — польского королевича Владислава и сына Лжедмитрия II – «отсеяли» сразу. У шведского королевича Карла-Филиппа сторонников было больше, среди них — вождь земского войска князь Пожарский. Почему же патриот земли русской остановил выбор на иностранном принце? Возможно, сказалась антипатия «худородного» Пожарского к отечественным претендентам — родовитым боярам, которые в Смутное время не раз предавали тех, кому присягали на верность. Он опасался, что «боярский царь» посеет в России семена новой смуты, как это случилось во время недолгого правления Василия Шуйского. Поэтому князь Дмитрий стоял за призвание «варяга», но вероятнее всего это был "маневр" Пожарского, так как в итоге в борьбе за царский трон участвовали лишь русские претенденты – высокородные князья. Руководитель печально известной «семибоярщины» Федор Мстиславский скомпрометировал себя сотрудничеством с поляками, Иван Воротынский отказался от притязания на престол, Василий Голицын находился в польском плену, вожди ополчения Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский не отличались знатностью. А ведь новый царь должен объединить расколотую Смутой страну. Стоял вопрос: как отдать предпочтение одному роду, чтобы не начался новый виток боярских междоусобиц?

 

Вернемся к Пожарскому и к его лоббированию шведского претендента на русский трон. Осенью 1612 года ополченцы захватили шведского шпиона. До января 1613-го он томился в неволе, но незадолго до начала Земского собора Пожарский освобождает соглядатая и отсылает его в занятый шведами Новгород с письмом к полководцу Якобу Делагарди. В нём Пожарский сообщает, будто и он сам, и большинство знатных бояр хотят видеть на русском троне именно Карла-Филиппа. Но, как показали дальнейшие события, Пожарский дезинформировал шведа. Одно из первых решений Земского собора – иноземцу на русском троне не быть, избирать государя следует «из московских родов, ково Бог даст». Неужели Пожарский был настолько наивен, что не знал настроения большинства? Конечно, нет. Князь Дмитрий сознательно морочил голову Делагарди «всеобщей поддержкой» кандидатуры Карла-Филиппа, чтобы не допустить шведского вмешательства в избрание царя. Русские с трудом отражали польский натиск, поход на Москву ещё и шведской армии мог оказаться роковым. «Операция прикрытия» Пожарского прошла успешно: шведы не двинулись с места. Вот почему 20 февраля князь Дмитрий, благополучно позабыв о шведском принце, предложил Земскому собору выбрать царя из семьи Романовых, а затем — поставил свою подпись на соборной грамоте об избрании Михаила Фёдоровича. Во время коронации нового государя именно Пожарскому Михаил оказал высокую честь: князь поднёс ему один из символов власти — царскую державу. Современным политтехнологам остаётся лишь позавидовать такому грамотному пиар-ходу: спаситель Отечества вручает державу новому царю. Красиво. Забегая вперёд, заметим, что до самой смерти (1642) Пожарский верой и правдой служил Михаилу Фёдоровичу, пользуясь его неизменным расположением. Вряд ли бы царь благоволил тому, кто желал видеть на троне Рюриковичей не его, а какого-то шведского принца.

В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором решался вопрос об избрании нового царя. Можно сказать, что он явился в некотором роде, Учредительным собранием той эпохи. После 30 долгих дебатов выбор пал на Михаила Романова. Важнейшим критерием явился тот факт, что он приходился внучатым племянником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Сыграл свою роль и юный возраст Михаила. На момент избрания ему было всего 16 лет. Некоторые бояре полагали, что, используя его юный возраст, они будут править за его спиной. В июле 1613 г. состоялось венчание Михаила Романова на царство. Молодому монарху досталось крайне разоренное царство. Еще во многих районах страны свирепствовали бандитские шайки и польские отряды. Осенью 1614 г. Швеция развернула военные действия против России. Однако вскоре они завершились, и в 1617 г. был подписан мир между Россией и Швецией. Однако, согласно статьям Столбовского мира, балтийское побережье оставалось за Швецией. Спустя год московские дипломаты подписали Деулинское перемирие с Польшей. Поляки оставляли за собой Смоленск, и другие земли, но возвращали из плена знатных русских пленников, в числе которых был и отец царя - митрополит Филарет. Важной особенностью начального этапа правления Михаила была непрерывная работа Земского собора, который с 1613 по 1622 г., на протяжении 10 лет, принимал решения и определял важнейшие направления государственной политики. Предметом особой заботы Московского правительства было повышение общего благосостояния. С этой целью проводились мероприятия по обеспечению служилых людей поместными землями и крестьянами. В этот период происходило дальнейшее закрепощение крестьянства. Шел процесс развития и упорядочения налоговой и финансовой систем. Во времена Михаила Романова получает импульс мануфактурное производство. Сам Михаил Федорович покровительствовал сооружению пороховых мельниц, зелейных производств и селитровых варниц. Он регулярно выписывал из-за границы рудознатцев, металлургов, оружейников, часовщиков, ювелиров и других специалистов. При нем под Тулой были построены три крупных по тем временам железоделательных завода. С помощью иностранцев на Урале строились оружейные и чугунолитейные заводы. В царствование Михаила Федоровича существенно увеличилась территория страны за счет мирного освоения мало заселенных районов Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По инициативе выборных правительство приступило в начале 20-х гг. к составлению новых писцовых книг, призванных привести в соответствие экономические возможности населения с его налогообложением. Одновременно это был шаг навстречу поместному дворянству, заинтересованному в создании документов, подтверждающих его владельческие права. С этой же целью правительство возобновило практику пятилетнего сыска беглых крестьян.

Упорядочивание налогообложения не разрешило всех финансовых проблем правительства. Оно неоднократно с санкции Земских соборов проводило чрезвычайные сборы – брало с имущества населения так называемую пятую и десятую деньгу. Это вызывало большое недовольство, и лишь авторитет Земских соборов оберегал от новых потрясений.

По мере укрепления государственного аппарата Филарет все реже и реже стал прибегать к созыву Земских соборов. В 20-30-е гг. они уже собирались исключительно по инициативе правительства, которое выносило на обсуждение выборных нужные правительству вопросы. При этом земские приговоры не были обязательны для правительства.

Таким образом, Земские соборы после необычайно бурной деятельности в первые два десятилетия XVII в., когда им пришлось брать на себя законодательные и даже учредительные функции, обратились в высшие совещательные органы. Начался процесс постепенного угасания земской деятельности – свидетельство укрепления самодержавия.

Прочность власти Романовых в значительной мере зависела от того, удастся ли правительству удовлетворить коренные требования дворянства и посада, сделавших столь много для освобождения страны в конце Смуты. Правительству Филарета пришлось наводить порядок в землевладении и бороться с «воровскими», незаконными раздачами и захватами земли. Одновременно изыскивались земельные фонды на массовые раздачи за служебные заслуги поместных земель в вотчину.

Утрата Смоленска сделала его возвращение первоочередной задачей во внешней политике России. Патриарх Филарет мечтал о возобновлении войны с Речью Посполитой, но крайне плачевное состояние страны после Смуты побуждало его откладывать решение этой задачи. Однако в начале 30-х гг. ему удалось установить тесные дипломатические отношения со Швецией. В перспективе возник план совместных военных действий против Речи Посполитой. Доверившись обещанию шведского короля, Филарет в 1632 г., не дожидаясь истечения срока Деулинского перемирия, объявил войну Польше. К этому его подтолкнула и смерть короля Сигизмунда III.

первые годы царствования Алексея Михайловича властью фактически распоряжался боярин Б. И. Морозов («дядька», воспитатель царя). В 1646 были введены пошлины на соль, в результате продукты поднялись в цене, стали недоступными населению, а у торговцев гнил залежавшийся товар. В 1647 налог отменили, но, дабы возместить потери, решили сократить жалованье служилым людям. Это вызвало Соляной бунт 1648, во время которого погибли родственники царя Л. С. Плещеев и П. Т. Траханиотов, а Морозов чудом остался жив. Правительство вынуждено было пойти на уступки, взимание недоимок было прекращено. Во исполнение пожеланий дворянства и торговых людей в сентябре 1649 Земский собор утвердил свод законов — Уложение, подготовленное комиссией князя Н. И. Одоевского, как считается, при участии Алексея Михайловича.

 

Уложение, представлявшее собой новый для России уровень законодательной практики, включало специальные статьи, регулировавшие правовое положение отдельных социальных групп населения. Был увеличен поместный оклад служилых людей, введены дополнительные наделы оскудевшим помещикам. Крепостное состояние крестьян по Уложению утверждалось наследственным, срок сыска беглых крестьян — бессрочным. Таким образом, был завершен процесс законодательного оформления крепостного права. Насильное обращение крестьян в холопов было запрещено. Удовлетворены были требования и посадских людей, недовольных существованием «белых» слобод, т. к. они включались в тягло, что облегчало жизнь посада в целом. Уложение закрепило понятие государственного преступления, каковым считались измена, заговор против государя и преступный умысел на «государьское здоровье». Отдельные правовые нормы Соборного Уложения 1649 продолжали действовать до начала 19 в.

 

Усиление самовластья

При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине 17 в. земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы «служилого города». Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя».

 

Реформы Алексея Михайловича

Во второй половине 17 в. начинается трансформация всей системы русской традиционной культуры, возникает светская литература, в т. ч. поэзия, зарождается светская живопись, при дворе устраиваются первые «комедийные действа». Кризис традиционализма охватывает и сферу идеологии. Алексей Михайлович — один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 патриархом Никоном. В 1666-67 церковный собор проклял «староверие» и обязал «градские власти» сжигать всякого, кто «возложит хулу на Господа Бога». Несмотря на личные симпатии к протопопу Аввакуму, Алексей Михайлович занял бескомпромиссную позицию в борьбе со старообрядчеством: в 1676 была разгромлена староверческая цитадель — Соловецкий монастырь. Непомерное честолюбие патриарха Никона и его откровенные притязания на светскую власть привели к конфликту с царем, закончившегося низложением Никона. Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662 и казачье восстание под предводительством С. Т. Разина, с трудом подавленное правительством. Алексей Михайлович сам участвовал во внешнеполитических переговорах и военных походах (1654-1656). В 1654 произошло объединение Украины с Россией, а начавшаяся после этого война с Речью Посполитой (1654-1667) завершилась подписанием Андрусовского перемирия и закреплением России на Левобережной Украине. Но попытки выйти к берегам Балтийского моря (русско-шведская война 1656-58) не привели к успеху.

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной церкви.

За устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640 х — начале 1650 х годов и просуществовавшего до 1652 года. Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее — патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами.

В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. В сознании этого долга патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам. В 1653 году перед великим постом им был разослан указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина (четыре вместо 16), предписывая также креститься тремя перстами. Затем предметом его критики стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее он ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения — в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного".

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.

В XVII в. продолжалось территориальное расширение страны. Более активно начинают осваиваться территории Дикого поля, находившиеся между Доном, Верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны.

 

Важным событием явилось воссоединение Украины (Левобережной) с Россией в 1654г. Гетман Украины Богдан Хмельницкий, боровшийся против Речи Посполитой, обратился за поддержкой к Московскому государству, с которым украинцев сближали общность исторических традиций, православной веры и, наконец, относительно более медленные темпы развития крестьянского закрепощения в России по сравнению с Польшей. Добровольный переход Украины под руку Москвы давал законную основу претендовать на остальные древнерусские земли. Присоединение их было лишь вопросом времени. Важнее всего было ослабление Речи Посполитой. Вырос и международный авторитет России.

 

В XVII в. шло освоение Сибири и Дальнего Востока. К середине века русские землепроходцы (С. Дежнев, Е. Хабаров и др.) вышли к побережью Тихого океана, а к концу века было основано русское поселение на Камчатке - Верхнекамчатск. Таким образом, в состав государства постоянно входили новые обширные территории, которые становились объектом хозяйственного освоения.

Сибирь накануне присоединения

 

Кроме Сибирского ханства от России до Китая ни одного государственного образования, что и сделало присоединение относительно легким. Большинство народов находилось на различных стадиях первобытнообщинного строя. Наиболее архаичные (каменный век) находились на Чукотке, Сахалине, Камчатке. От Енисея до Тихого океана проживали тунгусы (эвенки), они занимались охотой. В северной тундре – «самоеды» (ненцы и др.), оленеводы. В Зауралье – «остяки» (ханты) и «вогулы» (манси), уже племенные объединения во главе с «князцами». Наиболее сильно зарождение элементов классового общества было у якутов и бурятов. У якутов племенные вожди – тойоны.

 

История присоединения Сибири – чрезвычайно долгая. Еще задолго до Ермака совершались походы новгородских ушкуйников за «Камень» в «Обдорскую землю». Основной стимул – пушнина, так как она пользовалась огромным спросом в Европе (для знатных особ). Поэтому в авангарде находились добытчики пушнины – «промышленники». По некоторым данным, уже к XVI в. в устье Оби существовали русские поселения.

 

Начало присоединения. Поход Ермака

 

После присоединения Казани непосредственным соседом России стало Сибирское ханство, которое возникло после распада Золотой Орды. В середине XVI в. оно признало вассальную зависимость от России, но после прихода к власти хана Кучума происходили нападения на русские поселения на Урале. В освоении этого региона большую роль играл дом богатейших купцов Строгановых, которым Иван IV дал особые привилегии, в том числе, право строить крепости и содержать войска на Урале.

 

В 1581 г. во владения Строгановых пришел отряд казаков с Волги во главе с Ермаком (численность 600–800 чел.) и начал поход в Сибирь. В 1582 г. – штурм столицы Кучума Кашлыка. 1584 г. – гибель Ермака. Продолжение покорения уже государственными силами. В 1598 г. произошло последнее сражение с войсками Кучума в районе нынешней Новосибирской ГЭС.

 

Несколько слов о личности Ермака. Он показал себя не только талантливым воином, но и дипломатом (гибкое отношение к местному населению), заложил традицию их привлечения на русскую службу. Уже в борьбе против польских интервентов созданы отряды служилых татар из Сибири. Стал героем не только русского, но и татарского фольклора. Большое количество художественных произведений о нем (особенно известное – «Дума» К.Рылеева).

 

Дискуссионные моменты о Ермаке. Еще в появившихся в то время произведениях о завоевании Сибири существовали различные версии об инициативе похода. По Строгановской летописи – это была инициатива Строгановых. «Есиповская летопись» утверждает, что это была собственная инициатива казаков.

 

Идут длительные споры о личности Ермака. Наиболее известная версия, что Ермак – атаман казаков с Волги. Мотивом его похода была попытка избежать «царской опалы» за прежние разбои, заслужить прощение. В последнее время появилась необычная версия: Ермак – потомок татарской династии, правившей ранее в Сибирском ханстве и свергнутой Кучумом (то, что Кучум был узурпатором, объясняет относительную легкость покорения, отсутствие массового сопротивления местного населения).

 

Дальнейшее присоединение Сибири

 

В конце XVI–начале XVII вв. землепроходцы прочно обосновались на Оби и Иртыше. В это время были основаны города Тюмень, Тобольск (в то время – столица русской Сибири), Томск, Кузнецк, Мангазея (первый сибирский заполярный город), и др. Уже в 20–е гг. XVII в. – появились на Енисее, основаны города Енисейск и Красноярск. Дальше – движение в Восточную Сибирь. Основной путь – по рекам с системой волоков. Строили небольшие крепости – «острожки». В 1632 г. построен Якутск, в 1652 г.– Иркутск. Затем двинулись на Северо–восток и на Амур.

 

В 1648 г. отряд Семена Дежнева на своем «коче» достиг крайней оконечности Евразии (мыс Дежнева), двинулся по Ледовитому Океану, проплыл проливом между двумя материками.

 

В середине XVII в. происходит освоение Приамурья. Первым экспедицию до устья Амура совершил Василий Поярков. Появление русских поселений на Амуре после экспедиции Ерофея Хабарова. Однако затем – вторжение китайско-маньчжурских войск, Осада нашей крепости Албазин. Силы неравные, поэтому в 1689 г. заключен Нерчинский договор (первый договор между Россией и Китаем), по которому Китаю передана территория Албазинского воеводства, однако линия границы была по договору крайне неопределенной.

 

Данный договор был отменен Айгунским и Пекинским договорами во второй половине XIX в. До недавнего времени эти события являлись предмет острой полемики: Китай считал Нерчинский договор основанием для притязаний на Приморье и Приамурье, последующие же договора расценивал как несправедливые, навязанные силой.

 

В конце XVII в. присоединена Камчатка, открыты Сахалин и Курилы. Из крупных территорий осталась Чукотка, которую покорили уже в XVIII в. (чукчи оказались наиболее воинственные).

 

Таким образом, произошло уникальное свершение, подвиг русских землепроходцев: за одно столетие они прошли от Урала до Тихого океана.

 

Это была часть мирового процесса – Великих географических открытий. Пришлось преодолеть огромные трудности, голод, холод (очень ярко это описывается в «Житии» протопопа Аввакума).

 

Сибирь в составе Российского государства

 

Формирование русского населения. Обычно выделяют три колонизационных волны: «авангард»: казаки и промышленники, которые «приводили под государеву руку» местные народы, воеводы с государевыми ратными людьми, которые строили города и остроги и крестьяне, уходившие сюда от крепостной неволи в поисках лучшей жизни. В первое время правительство оказывало помощь переселенцам и не преследовало беглых. Впоследствии больший контроль, однако, очень важно, что в Сибири так и не распространилось крепостное право. Успехи земледельческого освоения Сибири, вначале для прокормления русских в Сибири в европейской России собирался специальный натуральный налог – «сибирский хлеб». Уже в конце XVII в. он был отменен, так как стали здесь выращивать его достаточно.

 

Таким образом, успешное присоединение и освоение Сибири было достигнуто в результате соединения народной инициативы и усилий государства.

 

Присоединение новых земель к России, положение коренных народов – это сложные, дискуссионные исторические проблемы. После 1917 г. «школа Покровского»: полагали, что было только завоевание и колониальная эксплуатация. При Сталине шла речь только о позитивных последствиях. Вместо терминов «покорение», «завоевание» стали применять «присоединение», «добровольное вхождение». В последнее время вновь часто говорят о «российской колониальной империи», некоторые авторы – прежде всего о негативных моментах (например, Ермак – кровавый завоеватель и т.д.).

 

Реальность была противоречивой. В XVII в. основным направлением эксплуатации являлся сбор налога пушниной – ясака. Сибирская пушнина давала 1/4 государственных доходов. Существует немало теневых сторон: чрезмерные размеры ясака, взятие заложников, карательные походы, насильственная христианизация. Однако все же резко отличалось от колониальной практики в Америке, там безудержный грабеж и уничтожение основной массы местного населения. Под властью России численность всех сибирских народов выросла. Это связано, прежде всего, с характером эксплуатации: земля не имела такой ценности, ее не надо было «освобождать» от местного населения, чем больше аборигенов – тем больше ясака.

Финансовая диагностика фирмы.

Имеются четыре составляющие сфер и деятельности предприятия (рис.13.3).


Финансы

Экономика

 
 


Технология Менеджмент

Рис.13.3.Соотношение сфер деятельности предприятия.

Финансы характеризуют общее состояние «здоровья» предприятия, оно определяется экономикой, а причины плохого состояния экономики нужно искать в технологии и менеджменте. Поэтому общее состояние фирмы можно оценить, рассматривая состояние всех его сфер (рис. 13.4)

Общее состояние организации.

       
   

 


Состояние сфер предприятия:

-финансы,

-экономика,

-общее управление фирмой,

-системы принятия решений,

-инновации,

-маркетинг,

-персонал,

-производство,

-информационная система.

Рис.13.4 Оценка состояния организации.

Пример диагностики на основе выделения класса.

Возьмем для анализа финансовую сферу. В простом случае финансы можно охарактеризовать Иc и Z:

Ис – собственные средства

Финансы предприятия

Z – обязательства предприятия

с – Z) > /< 0 – если разность > 0, то собственные средства достаточны, для выполнения обязательств; если нет (<0), то обязательства не могут быть выполнены. Тогда возможны ситуации:

(13.2)
Пусть Кд – долгосрочные кредиты (Исд) – Z >/<0

Ккр – краткосрочные кред (Исд + Ккр) – Z >/<0

Поставим разным ситуациям в финансах предприятия в соответствие логические переменные S1, S2, S3 согласно условиям:

1 если Ис –Z>0

S1=

0 Ис –Z<0

       
 
 
   

 


1 если (Исд) – Z >0

S2=

0 (Исд) – Z <0

 
 

 


1 если (Исд + Ккр) – Z >0

S3=

0 (Исд + Ккр) – Z <0

На основе определения значений S1, S2, S3 имеем конечную диагностическую матрицу определения состояния финансов предприятия по набору признаков:

Признаки Состояния
Х1 Х2 Х3  
      идеальное состояние
      Нормальное состояние
      финансовая неустойчивость
      финансовый кризис

По комбинации значений определяется реальное состояние финансов предприятия. В большинстве случаев при нахождении решающего правила невозможно однозначно указать принадлежность реального состояния к имеющейся совокупности состояний (Sк).

Рассмотрим метод экономической диагностики на основе теории распознавания образов.

Пусть для оценки состояния предприятия отобраны 4 признака:

1) уровень рентабельности Cос- стоимость основных фондов, Соф- стоимость оборотных фондов, В- прибыль.

2) уровень фондов обращения К- капитал.

3) уровень долга

4) финансовая автономия

5) показатель выплаты долгов

Классы состояний: S1- норма, S2- пониженная рентабельность, S3- заниженное развитие, S4- кризис.

S= (S1, S2, S3, S4)
  0,2 0,8 0,1  
  1,2 1,2 1,1 1,0
  0,15 0,15 0,18 0,25
  0,4 0,5 0,6 1,0
  0,3 0,4 0,4 0,5

Введем расстояние между векторами:

(13.3)

-в качестве критерия распознавания и будем принимать решение по правилу S*= min rpk

Пример: SP =(0,12; 1,08; 0,2; 0,47; 0,33), описание классов задано векторами.

Рассчитаем величины расстояний:

, ,

Построим профиль расстояний, характеризующий принадлежность классов (рис.13.5):

Мsp(Sк)

Мsp(Sк) = rmax - rij (13.4)

 
 

 


0,4 -

 

0,2 -

       
   
 
 

 


S1 S2 S3 S4 Sк

Рис.13.5 Функция принадлежности классов.

 

Функция принадлежности классов показывает, что наибольшее отклонение от нормы имеют коэффициент рентабельности D= 0,08 (40%) и уровень долга D= 0,05 (30%).

Решение: для нормализации состояния формы необходимо увеличить прибыль и понизить задолженность.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.053 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав