Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Типы святости в русской православной церкви

Читайте также:
  1. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству
  2. I. Специфика русской философии
  3. IV. ПАРТИКУЛЯРНІ ЦЕРКВИ
  4. V. КАТОЛИЦЬКІ ЦЕРКВИ СВОГО ПРАВА
  5. Барокко в русской архитектуре 18 века.
  6. Безумие русской смуты: начало революции 1905 года.
  7. В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XI – XV ВЕКОВ
  8. В феврале 1816 года после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов – «Союз спасения».
  9. В. В. Виноградов. О культуре русской речи
  10. Відповідь Мотовила на книгу Петра Скарги «Про єдність церкви Божої» 1577(?) р. –перший полемічний твір Острозького осередку.

К концу XV - началу XVI в. в русском православии обозначились два различных, во многом противоположных типа святости.
Один тип святости, носивший исключительно духовный характер, был тесно связан с личностью и учением Нила Сорского, поддержан его последователями, называвшимися "нестяжателями". Нил Сорский призывал к отшельнической жизни, удалению от светских соблазнов и мирского общения; монашеская жизнь должна проходить в уединении, духовном самоуглублении и молчаливом созерцании; церковь должна быть свободной от земельных владений, материальных и имущественных ценностей, а также от взаимодействия со светской властью, государством, мирской жизнью.
Другой тип святости проповедовал Иосиф Волоцкий. Его ученики и последователи называли себя "иосифлянами". Смысл учения Иосифа Волоцкого заключался в тесной связи с действующей властью и всяческой его поддержке - моральной, идеологической, политической, духовной; в свою очередь, государство своими вкладами в монастыри, земельными угодьями было призвано укреплять положение церкви в обществе, ее духовный, экономический, социальный статус.
Обрядовая суровость, самоотречение, аскетизм в трактовке "иосифлян" были направлены не на личное самоусовершенствование и возвышение индивидуального религиозного духа (как у последователей Нила Сорского), а на благо централизованной власти - церковной и государственной, социальной и духовной.
Более прагматичная и державная позиция Иосифа Волоцкого обусловила приоритет отстаиваемой его сторонниками линии, которая и победила в русском православии. Сама же полемика Нила Сорского и Иосифа Волоцкого в значительной мере предвосхитила будущий русский религиозный раскол XVII в.

 

в 9.Понятия "смехового мира", "смеховой культуры", "карнавального смеха", впервые сформулированные выдающимся советским литературоведом М.М. Бахтиным, получили за последнее время широкое распространение в разных областях науки об искусстве. Под этими определениями имеется в виду не просто юмор и комизм, а особый смех, одновременно и разоблачительный и созидательный, служивший для народных масс в эпоху средневековья средством выражения своего взгляда на мир, оценки существующей действительности, утверждения нравственного и социального идеала. "Функция смеха - обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства".

"Смеховой мир" коренится в древних народных обычаях и обрядах. Многие обрядовые песни и игры сопровождаются переодеваниями, надеваниями масок; участники игры, облачаясь в шкуру животного или вывернутый наизнанку полушубок, изображали медведя или козу. То, что в древности имело магическое значение, превращалось со временем в веселое комедийное представление. Переодевание использовалось и для осмеяния какого-нибудь человека. Осмеивались представители местных властей, богатые купцы и бояре, даже духовенство и церковная обрядность. Ряд шуточных сатирических песен пародировал церковные обряды и исполнялся "на голос" богослужебных песнопений.

В XVII веке была создана "Служба кабаку", воспроизводившая в пародийном плане весь богослужебный чин с восходящими в его состав обрядами, молитвами и песнопениями. Таким образом, кабак уподоблялся храму и наоборот. Подобное сочетание "высокого" и "низкого", своеобразный дуализм, допускавший соединение крайностей и их взаимную перестановку, был одной из характерных черт средневекового "карнавального смеха".

"Лицедейство" как один из элементов "карнавального смеха" было характерно не только для народных игр и обрядов: оно проявлялось и в литературе Древней Руси, и в жизни, в поведении людей. Человек умышленно "притворялся", надевал на себя личину для того, чтобы осмеять другого или привлечь внимание к собственному бедственному положению.

Представителями древнерусского "смехового мира" были скоморохи - синкретические артисты, музыканты, плясуны, клоуны, акробаты, балагуры, шутники, престидижитаторы (фокусники). Они вели обычно бродячий образ жизни, переходя группами из одного города в другой, от селения к селению, где их всегда ожидали с нетерпением. Скоморохи давали свои представления на площадях или полянах, собирая толпу любопытных зрителей, их приглашали и для участия в семейных празднествах, будь то свадьба, крестины или еще какое-нибудь торжество. Вознаграждая деньгами или натурой.

Подобный тип бродячего актера и музыканта был известен большинству европейских стран в эпоху средневековья под разными названиями: шпильманы, жонглеры или просто ваганты (бродячий люд). Существовали они еще в античном мире, а затем разбрелись по разным странам. Христианская церковь относилась к их искусству враждебно, считая его греСкоморох – важный элемент русского фольклора. Зародившись почти с образованием Руси, скоморошество просуществовало несколько столетий. Именно оно стало родоначальником театра, танца и других культур на Руси. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании.

Скоморошество, на мой взгляд, существует и по сей день. Просто оно переделано на более современный лад. На свадьбах, уличных гуляниях и праздниках существуют люди, развлекающие присутствующих, а ведь это все традиции, пришедшие к нам из далекого прошлого.

Скоморошество в русской культуре

Русская культура получает свое развитие, можно сказать, с X века, т.е. с крещения князем Владимиром Киева в 988 г. Принятие Византийской религии во многом предопределило магистральное направление развития русской культуры: книжность, градостроительство и архитектуру, живопись и т.п. Однако, существовала и девиантная линия развития культуры. Ее составляли устное народное творчество, обряды, традиции, поверья и обычаи, уходящие своими корнями в языческое прошлое. Особое место в этом ряду занимает смеховая культура.

Скоморошество, известное всем восточным славянам, было одним из характерных проявлений смеховой культуры. Скоморохи – площадные лицедеи. Согласно памятникам, они исполняли различные фольклорные произведения: басни, былины, прибаутки; водили различных животных, преимущественно медведей, но и коз, лосей. Также есть свидетельства о существовании кукольного театра.

Но основой скоморошьего представления был произносимый текст. Это обычно ритмичные тексты абсурдного, потешного, часто непристойного, нецензурного содержания. Для скоморошин характерно нагромождение нарочитой бестолковости, сниженной «площадной» язык.

Основной массив русских скоморохов составили народные потешники. Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским» промыслом, они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в IX в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили. Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками оппозиционных настроений.

В эпоху Древней Руси они объединялись в группы и бродили из города в город, участвуя в народных обрядах и праздниках, свадьбах и княжеских играх. Они пели шутовские песни, обряжались в звериные шкуры, надевали маски. Играли на музыкальных инструментах: гуслях, гудках, домрах, волынках. Скоморохи веселили народ, часто выступали в роли обличителей социальной несправедливости, помогали людям советом. Их всегда встречали с радостью. Смеховая культура скоморохов была подлинно народной, доступной, понятной и носила демократический характер.

Но скоморошество не было исконно славянским явлением. Оно было заимствовано из культуры Византии. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают с временем появления на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления: они пляшут, играют на инструментах, показывают акробатические номера.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, пантомимы, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники, «веселые ребята». Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси. Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками. В этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования русской народной драмы.

Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи.

Действия, производимые скоморохом во многом сходны с западноевропейскими способами карнавального увеселения. Но На русской стороне они получили некоторые особенности:

1) русское скоморошество устраивало свои представления в обстановке гораздо большего противления со стороны официальной церкви, причиной чего служило отмеченная ранее бинарность русской средневековой культуры;

2) как следствие этого, существовала большая дистанция между скоморохом как устроителем зрелища и публикой как наблюдателем; и при открытом народном одобрении и явной поддержке, в праздничные дни, когда начиналось «ногам скакание, хребтам вихляние», разница между скоморохом и народом была весьма ощутима.

Сущность скоморошеских действий направлена на деструкцию порядка и стабильности, выступающих в обличье довлеющей над обществом необходимости. Он берет на себя смелость содеять запрещенное. Показывает, что свобода возможна даже в условиях жесткого запрета.

 

14 ВОПРОС. Возникновение клубов в России (Петербургское «Английское собрание» Московский английский клуб).

Клуб возник в 1770 году, прекратил свое существование в 1917 году, возродился в 1998 году.

Творчески осваивая со времен Петра Великого европейский опыт развития промышленности, науки, культуры, искусства, россияне перенимали и многие явления общественной жизни разных стран. Из Англии в Россию пришли клубы, т.к. Англия – это классическая страна всевозможных клубов, которые существовали там, начиная с 17-го века.

По свидетельству многообразных источников, период расцвета Клуба – с начала 19 века до середины 1870-х годов. К этому времени он сменил несколько адресов. После дома Демидова переехал в дом Эйлера (бывший Татищева) на Фонтанке у Симеоновского моста. А в 1869 году перебрался на Невский проспект в дом 86 (ныне Дом актера им. К.С. Станиславского).

Основным развлечением в Клубе была карточная игра; поэт Николай Некрасов выиграл здесь у своих партнеров не один десяток тысяч рублей, чем изрядно пополнил свой карман.

В Английском клубе не только играли, но и вели светские беседы. Здесь все были друг с другом накоротке и давно знакомы. Членство в Клубе означало причастность к числу сильных мира сего и освобождало от многих проблем.

С 1880 года Клуб находился в доме графини Урусовой на Большой Итальянской улице. Оттуда переехал в здание на Дворцовой набережной, 16, а в 1891 году этот дом был приобретен в собственность Санкт-Петербургского Английского клуба. Здесь, в отличие от других клубов, не было ни музыкальных, ни танцевальных вечеров. Большую часть времени посетители проводили за игорными и обеденными столами (Английский клуб славился своей кухней). Из-за ограниченного количества мест Клуб не мог вместить всех желающих.

Последнее упоминание Клуба относится к маю 1918 года.

В марте 1998 года было опубликовано Совместное заявление членов Совета попечителей Санкт-Петербургского Английского клуба о возрождении.

Английский клуб, который официально именовался Санкт-Петербургское Английское Собрание, был создан 1 (12) марта 1770 года по образцу классических английских клубов. Продолжая исторические традиции, деятельность возрожденного Клуба обращена к политикам, государственным служащим, крупным бизнесменам, видным деятелям науки, культуры и искусства. Примером тому может служить Московский Английский клуб, успешно продолжающий с 1996 года традиции своего предшественника.

В Собрании 68 членов, представляющих все слои петербургской элиты, и действующих согласно историческому клубному девизу: «Concordia at laetitia» – «Согласие и веселье».

 

Московский Английский клуб:

Основанный в 1772 году жившими в России англичанами, Московский Английский клуб стал одним из первых российских центров российской общественной жизни. Вскоре название «Английский» стало не более, чем данью прошлому - английские традиции благополучно вытеснялись русскими. Титулованные особы и видные государственные деятели считали за честь состоять в клубе и общаться с равными себе по положению, духу и умонастроению.

Клубная жизнь была столь значима, что нашла отражение в воспоминаниях его членов, в литературных произведениях Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Некрасова, Достоевского. Член клуба, Лев Толстой описал ее в романе «Война и мир».

Московский Английский клуб закрывали трижды. Первый раз, его деятельность была прекращена во время царствования Павла I, который начал борьбу со всем «английским». Но вскоре, «в дни Александровых прекрасное начало», клуб вновь получил право на существование и вновь стал местом сбора московской аристократии.

Во второй раз клуб был закрыт во время войны 1812 года. Но, как и прежде инициативные москвичи вернули его к жизни уже через два года.

В октябре 1917 года Клуб прекратил свое существование в третий раз. Как оказалось, надолго. Лишь в мае 1996 года, благодаря группе подвижников и энтузиастов Клуб возродился и вновь стал центром общественной жизни Москвы. Идейный вдохновитель воссоздания Клуба – Олег Матвеев – с тех пор является бессменным Председателем Правления клуба.

 

Также, как и Петербургский клуб, он собрал людей, занимающих высокое положение в обществе, лучших его представителей. Но не столько статус членов клуба цементировал сообщество, сколько общность их интересов и взглядов. Что и стало отличительной чертой современного Московского Английского клуба.

Собственно, по такому принципу развивался и исторический клуб. До середины XIX века в нем доминировали представители дворянских родов– князья Юсуповы, Голицыны, Оболенские, Долгорукие, представители поместного дворянства. Во второй половине XIX века социальный состав клуба изменился. Кроме аристократии в клубе появились представители буржуазии,– купцы, финансисты, промышленники: С.И.Мамонтов, К.Т.Солдатенков, П.И.Харитоненко. Входили в него и купеческие династии – Морозовы, Кноппы, Прове, Щукины. Участие в Московском Дворянском собрании или в Московском купеческом клубе ничуть не мешало им быть членом Английского клуба.

В историческом Английском клубе впервые в России были введены принципы демократического управления общественной организацией: он был учрежден не по Высочайшему соизволению, а самим обществом и жил по уставу клуба. Руководство клуба - его Старшин, выбирали ежегодно. Этот принцип сохранен и сегодня. В историческом клубе обсуждались важнейшие стороны политической и общественной жизни страны. Специальная комната для политических дискуссий во дворце Английского клуба на Тверской именовалась «говорильней» или «умной комнатой». Сюда, по выражению Карамзина, съезжались, «чтобы узнать общее мнение».

В прошлые века в джентльменский клуб дамы не допускались. Этой традицией современный Английский клуб решил пренебречь. И дело не в том, что в России есть не просто состоявшиеся женщины, имеющие авторитет в обществе, достигшие успеха. Сегодня в самом обществе дамы играют существенную роль. У истоков клуба стояли Людмила Гурченко, Елена Чайковская. Появление Светланы Дружининой заставляет всех выпрямлять спины. Специально для женщин в клубе организован Дамский салон – новый формат клубных встреч с интересными людьми, с посещением уникальных выставок и музеев.

Английский клуб сегодня ведет благотворительные проекты. Ежегодно вручаются именные стипендии лучшим студентам столичных вузов, награждение происходит в историческом здании Английского клуба на Тверской. Московский Английский клуб участвует в ряде проектов в области музыкального, изобразительного и киноискусства. Особая страница истории клуба современного – участие в судьбе музея-усадьбы «Архангельское», некогда принадлежавшей старшине исторического Английского клуба князю Н.Б. Юсупову. Созданный клубом в 2002 году Попечительский совет помогает сохранить этот уникальный архитектурно-парковый ансамбль.

Современный Английский Клуб активно участвует в общественной и культурной жизни страны. По его инициативе учрежден и успешно действует Национальный фонд «Общественное признание», поддерживающий людей, бескорыстно служащих обществу. Клуб выпускает журнал «Английский клуб» и участвует в издании журнала «Признание», издает книги об истории клуба и жизни его выдающихся членов. В 2012 году исполнилось 240 лет основанию Московского Английского клуба.

в19

Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому».

Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40—50-х годов А. И. Герценом. Поражение революций 1848—1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.

«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Возникнув в 1870-х гг., этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х гг., когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы. Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав