Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Государственное регулирование кино и цензура

Читайте также:
  1. A) регулирование денежного обращения;
  2. III. Регулирование рынка драгоценных металлов
  3. III. Управление системой туризма и туристской деятельности. Государственное регулирование туризма и туристской деятельности в Российской Федерации
  4. Quot;Статья 2141. Регулирование банкротства индивидуальных предпринимателей
  5. Автоматизация и регулирование технологическим процессом
  6. Административно-правовое регулирование и система органов управления в хозяйственно-обслуживающем комплексе
  7. Административно-правовое регулирование и система органов управления в хозяйственно-обслуживающем комплексе.
  8. Активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь
  9. Антимонопольное законодательство и регулирование
  10. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В необходимых случаях в регулировании кинематографии принимает участие и государство. Например, в Москве организаторы кинопоказов должны были для получения разрешения обеспечить выполнение правил об устройстве и содержании кинематографов, принятых в 1912 году. Согласно этим правилам разрешалось открывать кинотеатры только на первых и вторых этажах каменных зданий, было запрещено устройство кинозалов непосредственно над и под аптеками, аптекарскими складами и москательными лавками. Кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. Обязательны были запасные выходы на случай пожара. В каждом зале правила требовали устройства принудительной вентиляции.

Постепенно вырабатывались и цензурные ограничения для кинематографов. В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию

После 1914 года

Вступление России в 1914 году в мировую войну вызвало большие перемены в кинематографе. Некоторые актёры, режиссёры и другие профессионалы кино были призваны в армию или пошли на фронт добровольцами. Однако общее количество снимаемых фильмов продолжало быстро расти — в том числе из-за того, что ввоз импортных фильмов из воюющей Европы резко сократился.

«В 1916 году в России можно, таким образом, утверждать, что в дореволюционной России, во всяком случае в годы первой мировой войны, кино в деле удовлетворения эстетических запросов населения играло бо́льшую роль, чем театр и даже литература».

Направления развития просветительского кинематографа в дореволюционной России

Здесь надо выделить три основных направления его развития: в области внешкольного образования в городе, в качестве учебного пособия в городских учебных заведениях и, наконец, в деревне.

Внешкольная работа с просветительным кинематографом обычно была связана с народными университетами и различными курсами для рабочих, существовавшими в больших промышленных городах чаще всего на средства богатых жертвователей.

Такими же были и просветительные кинематографы, занимавшиеся внешкольной образовательной деятельностью. Просветительные кинематографы до революции не могли непосредственно содействовать идейному росту своих зрителей, ибо фильмы, которые они демонстрировали, либо обходили социальные проблемы, либо, если и ставили их, то разрешали их в охранительном духе (некоторые кинокартины из русской истории). Но в целом они все же расширяли кругозор народного зрителя, знакомя его с жизнью других стран и народов, изображая историческое прошлое, иллюстрируя произведения классической русской литературы.

Одна из первых удачных попыток устройства просветительного кинематографа была сделана одесским отделением Русского технического общества, которое в декабре 1908 года открыло кинолекторий, рассчитанный главным образом на учащихся средних школ. Был приобретен кинопроекционный аппарат и небольшой запас лент, а энтузиасты кино - члены общества и педагоги - взялись бесплатно сопровождать своими пояснениями каждый сеанс. Уже во втором полугодии учебного 1908/09 года деятельность научного кинематографа в Одессе развернулась вполне успешно. Еще лучше пошла она в следующем учебном1909/10 году. За этот учебный год одесский научный кинематограф обслужил свыше десяти тысяч учащихся.

По словам Л. Никонова, еще более удачно работал научный кинематограф, основанный Самарским обществом народных университетов: «Устройство научного кинематографа в Самаре было задумано в Обществе народных университетов еще с самого возникновения этого общества, но осуществить задуманное удалось лишь в 1910 году.

Образцовой для своего времени была работа нижегородского просветительного кинемато-графа, состоявшего при секции гигиены и воспитания Нижегородского отдела Русского общества охранения народного здравия.

Несмотря на свои многочисленные недостатки, аполитичность общих установок в работе, реакционную направленность части демонстрируемых фильмов, просветительные кинематографы, которых в дореволюционной России было несколько десятков, сыграли положительную роль, как средство повышения культурного уровня демократической публики - рабочих, занимающихся самообразованием, трудовой молодежи, учащихся низшей и отчасти средней школы.

Наряду с просветительными кинематографами в городах (опять-таки чаще всего крупных) устраивались учебные кинематографы и при средних учебных заведениях и в отдельных случаях при учебных округах для обслуживания народных училищ. Такие учебные кинематографы имелись в привилегированных гимназиях, реальных училищах, кадетских корпусах.

Довольно широко применялись учебные фильмы и в петербургских кадетских корпусах. В Москве показ учебных фильмов проводился в целом ряде средних школ - гимназии Медведниковых, реальном училище Шелапутина, частной гимназии Флерова и многих других, а также в Пушкинском городском училище. Все эти учебные заведения располагали собственными киноустановками и собственными фильмами.

В ряде учебных заведений дореволюционной России кинематограф успешно применялся в качестве учебного пособия. Однако в целом задача кинофикации школ все же оставалась неразрешенной

Подготовка к организации петроградского научного, как тогда называли, кинематографа была начата в 1912 году, когда Бюджетная комиссия Государственной думы утвердила ассигнования на работу Постоянной комиссии по народным чтениям Министерства народного просвещения с кинематографическим отделом в ее составе. Однако открытие учебного кинематографа несколько раз откладывалось и состоялось только в 1915 году.

Но особенно велики заслуги русского учительства в деле продвижения просветительного кинематографа в деревню. Здесь трудности были вовсе неимоверными. А значение каждого кинопоказа - огромно. Деревня, обреченная в царской России на нищету и невежество, обретала в кинематографе могучее средство наглядного, достоверного познания жизни.

К моменту Февральской революции почти вся сеть просветительных киноустановок бездействовала, продолжали по-прежнему работать только учебные кинематографы в отдельных гимназиях, а также московский и петроградский городские учебные кинематографы.

 

22 ВОПРОС: Возникновение рабочих и партийно-политических клубов (1905-1907 гг.).

Организация клубов, курсов, лекториев для рабочих.

В 1905 г. после Манифеста 17 октября революционным творчеством пролетариата была создана новая форма политического просвещения трудящихся - социал-демократические клубы. Их цель - расширение теоретических знаний членов партии и сознательных рабочих. Главными формами работы в таких клубах были чтение лекций и рефератов, проведение бесед, дискуссии, организация библиотечек и читален. Партийные клубы были созданы в Петербурге, Москве, Вятке, Екатеринбурге, Минске, Оренбурге, Самаре, Смоленске, Перми, Таганроге, Уфе и других местах. С лекциями и докладами там часто выступали видные партийные публицисты, например, в Москве Б. М. Волин, М. С. Ольминский, И. И. Скворцов-Степанов и другие.

В это же время появляются и рабочие клубы, которые первоначально создавались для удовлетворения потребностей рабочих в общении. Большевики стали активно использовали эти клубы для политического просвещения и объединения масс, проводя в них интенсивную пропагандистскую работу. Первые рабочие клубы возникли осенью 1905 г. сначала в Петербурге, а затем по всей России. Рабочие клубы стали для пролетарской массы школой подготовки к участию в большевистских организациях. Там рабочие постигали сущность революционной борьбы, усваивали программу и лозунги партии. Пропаганда и агитация проходили в них в форме лекций, бесед, собраний и митингов.

Деятельность рабочих клубов ускоряла процесс политического воспитания пролетариата. Как и пропагандистские кружки, они помогали создавать резерв для выдвижения кадров пропагандистов и агитаторов из «околопартийных» рабочих.

 

Осенью 1905 г., в момент наивысшего подъема революции, когда особенно усилился спрос на опытных пропагандистов и агитаторов, стали учреждаться пропагандистские курсы. Они появились в Костроме, Нижнем Новгороде, Омске, Ярославле и других городах.

В годы революции 1905—1907 гг. возникла также высшая форма подготовки пропагандистских кадров — партийные школы. Одной из первых в России партийных школ была школа при Екатеринбургском комитете РСДРП. В ней обучалось 50 человек, главным образом рабочие — активисты. Лекции в школе читали: Я. М. Свердлов — по программе и тактике РСДРП, Н. Н. Батурин — по истории революционного движения и теории научного социализма.

Весной 1906 г. школы пропагандистов и агитаторов из рабочих были созданы всеми районными партийными комитетами Петербурга. В Выборгском районе Петербурга их существовало две с числом слушателей 15—20 человек. В школах велась пропаганда высшего типа, для чтения лекций приглашались литераторы и специалисты по тому или иному вопросу.

Агитаторские школы пользовались большей популярностью, чем кружки, и работали они более эффективно. Практическое значение школ состояло в том, что с их помощью проводилась в массы большая часть партийных директив. В годы первой русской революции в стране функционировало более десятка пропагандистских и агитаторских школ.

Процесс образования школ продолжился и в годы реакции. Первая пропагандистская школа в Москве открылась в 1909 г. специально для подготовки из рабочих идейных вождей революционного движения.

В деле подготовки и воспитания партийных кадров огромную роль сыграла созданная весной 1911 г. по инициативе В. И. Ленина партийная школа в Лонжюмо под Парижем. В ней занималось 18 рабочих, прибывших из Петербурга, Москвы, Екатеринослава, Сормова и других городов.

Лекторами в школе были В. И. Ленин, Н. А. Семашко, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. Из 147 лекций, состоявшихся в школе, 56 прочитал Владимир Ильич: 29 лекций (43 часа) — по политической экономии, 12 лекций (18 часов) — по аграрному вопросу, 12 лекций — по теории и практике социализма в России. По просьбе слушателей школы В. И. Ленин прочел еще три лекции о материалистическом понимании истории и реферат о текущем моменте и о положении дел в партии.

Программа школы была нацелена на подготовку практических работников. В своих лекциях Ленин тесно связывал теорию с жизнью, с практикой революционной борьбы. Он брал примеры из окружающей жизни, говорил об известных и понятных фактах, шел от частного к общему. Сложные явления и процессы он сравнивал с уже известными и абстрактное становилось понятным и конкретным. Часто лекции переходили в беседы со слушателями. После каждой лекции Владимир Ильич задавал вопросы, на которые слушатели должны были дать письменные ответы, получив необходимую литературу. Так В. И. Ленин старался активизировать мысль слушателей. Его ученики писали конспекты, доклады по вопросам, предложенным лекторами, готовили рефераты, вели дискуссии. Для них были организованы практические занятия по составлению конспектов, корреспонденции в газету. Под руководством Н. К. Крупской слушатели изучали технику печатного дела, организацию партийных связей.

Огромное значение приобрела подготовка пропагандистских кадров в период от февраля к октябрю 1917 г. В сложной исторической обстановке этого времени разлагающему влиянию буржуазной пропаганды необходимо было противопоставить эффективную большевистскую пропаганду и агитацию. В это время получили широкое распространение курсы по подготовке пропагандистов при комитетах РСДРП (б) Москвы, Петрограда, Богородска, Рославля, Арзамаса и других городов. В Москве, например, были учреждены курсы с тремя параллельными отделениями, рассчитанные на два месяца. На них обучалось 300 человек. По инициативе ЦК РСДРП(б) начали создаваться также и партийные школы пропагандистов и агитаторов. Первыми к их образованию приступили большевики Москвы. Партийные школы работали здесь во всех райкомах партии. В июне 1917 г. партийные школы стали создаваться и в провинции – в Иваново-Вознесенске, Кинешме, Орехово-Зуеве, Сормово и др.

В Центрально-промышленном районе, включая Москву, только в период двоевластия было открыто более 20 пропагандистских школ и курсов.

Особое внимание уделяла большевистская партия проблеме повышения пропагандистского мастерства своих партийных кадров. Главные принципы политического образования – его партийность и научность, разработаны В.И.Лениным. Принцип партийности означает осуществление политического просвещения с классовых, пролетарских позиций, непримиримость в борьбе против буржуазной идеологии. Принцип научности предполагает исторический подход к анализу событий, вооружение слушателей знанием основных законов научного социализма, путей и средств завоевания политической власти пролетариатом.

Важной особенностью партийной учебы большевиков было единство теории и практики. Большевикам был чужд абстрактно-просветительный, книжный метод обучения. Партии нужны были идейно закаленные работники, способные руководить массами в реальной жизни. Поэтому политучеба пропагандистов осуществлялась на основе анализа существующей действительности и в тесной связи с действиями пролетариата.

Эффективность политпросвещения достигалась путем дифференцированного подхода к организации партийной учебы, который нашел свое выражение в создании трехуровневой системы обучения: начального, среднего и высшего уровней. Дифференцированно строилась и кружковая форма политической учебы. Существовали кружки и клубы для политического просвещения женщин-работниц, студентов, учащихся, рабочей молодежи и других слоев населения РИ.

Первой систематической партийной программой для обучения рабочих была «Программа занятий в рабочих кружках», разработанная ПК РСДРП в 1903 г. Она ставила целью формирование из рабочих сознательных социал-демократов. В конце 1903 г. и в 1904 г. все комитеты РСДРП располагали рекомендациями и указаниями Центрального Комитета по ведению пропаганды.

Непосредственное участие в разработке программ для пропагандистских кружков принимал В. И. Ленин. Он редактировал резолюции и проекты программ для занятий в кружках высшего и низшего типа, принятые на съезде литературно-пропагандистской группы, которая была образована при ЦК РСДРП в июле 1905 г.

В годы первой русской революции были разработаны программы для кружковых занятий Екатеринбургским, Казанским, Одесским, Пермским, Петербургским, Томским, Уральским, Бобруйским, Витебским, Виленским, Минским, Псковским и Смоленским и другими комитетами РСДРП.

В годы реакции широкое распространение получила программа для занятий в кружках высшего типа, составленная Московским окружным комитетом РСДРП. Она была рассчитана на 16 лекций, которые ориентировали слушателей на изучение экономического учения К. Маркса, научного социализма, партийной программы-максимум и программы-минимум, аграрного вопроса, сущности политических партий, истории и опыта социал-демократического движения в России и за границей, практики революционной борьбы в 1905—1907 гг.

В программах кружков низшего типа ставились в основном те же вопросы, что и в программах кружков высшего типа, только в более доступной для слушателей форме. Акцент в таких программах делался на изучении членами партии опыта революции 1905— 1907 гг.

Политическое образование стало системным - программы определяли теоретическую основу партийного просвещения и предлагали его методику. Каждая из программ несла в себе элементы педагогики, отвечала требованиям систематичности, последовательности и доступности изучаемого материала, правилам дидактики — идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Лекции читались по определенной системе, в определенной связи. Каждый цикл представлял собой как бы спецкурс, составляющий звено обучения. Лекции были связаны определенной тематикой, давали целостное представление о революционных проблемах.

В пропагандистских кружках изучались Программа партии, произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, решения съездов и конференций РСДРП. Особенно широко было организовано изучение работ В. И. Ленина. В учебных программах большое место отводилось вопросам политэкономии, экономической истории России и Европы, сущности капитализма и неизбежности классовой борьбы, истории революционного движения в России и на Западе, истории РСДРП, вопросам внутренней и внешней политики самодержавия, проблемам демократической и социалистической революций, революционной тактики.

В зависимости от текущей ситуации в стране некоторые темы выходили на первый план, им уделялось повышенное внимание или же добавлялись новые. Например, в период подъема революции большое знание приобретали вопросы организационно-технической подготовки вооруженного восстания. В программах обучения предусматривалось чтение лекций о вооруженном восстании, о временном революционном правительстве, технической стороне подготовки восстания, вооружении народа, организации боевых дружин, всеобщей политической стачке. В годы реакции анализировался и изучался опыт революции 1905—1907 гг., в частности опыт стачечной борьбы, Декабрьского вооруженного восстания, думской тактики и т. п. В связи с кампаниями по выборам во II, III, IV Государственные думы обсуждались вопросы, связанные с предвыборной борьбой и задачами социал-демократов в Думе. В годы империалистической войны программы кружков включали вопросы войны и мира, политики русской и международной буржуазии, проблемы империализма. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции в работе кружков на первое место встали задачи разоблачения империалистического характера войны и контрреволюционной сущности Временного правительства, разъяснения политики и тактики большевизма, необходимости перехода всей власти в руки рабочих и беднейших крестьян.

24 ВОПРОС: Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX вв.).

1. С середины XIX столетия в России параллельно с формированием школьного обучения начинается развитие внешкольного образования. В условиях демократического подъема, вызванного во многом отменой крепостного права, становлением российского капитализма, это была широкая просветительская деятельность прогрессивных общественных организаций и отдельных энтузиастов.

Да этой основе сформировались общественно-просветительские движения, сутью которых стало целенаправленное насыщение свободного времени разнообразными формами популяризации научных знаний.

Внешкольное образование в России, включающее деятельность воскресных школ, народных домов, народных чтений, народных театров, народных университетов и т.д., носило общественный характер. Не имея постоянных источников финансирования, просветительные учреждения возникали и распадались стихийно. Тем не менее, в России их было огромное количество

В 1845 году возник Московский, а в 1861 году - Петербургский Комитет грамотности.

С 1869 года начало энергично функционировать Харьковское Общество распространения грамотности.

В 1872 году приступил к работе центр российской научно-популяризаторской деятельности - Московский Политехнический музей. Повсеместно вошли в обиход народные чтения, народные библиотеки, воскресные школы, общеобразовательные курсы и другие формы внешкольного образования.

В 1879 году в Москве были открыты знаменитые Пречистинские курсы для рабочих, ставшие одним из первых российских университетов. К 1908 году здесь уже занимались свыше полутора тысяч учащихся. Курсы имели три отделения - низшее, среднее и высшее. На низшем отделении людей обучали грамоте, на среднем - осваивали курс средней школы, на высшем - читали лекции по программам государственных университетов. Занятия проводили известные ученые И.М. Сеченов, А.Н. Реформатский, М.И. Коновалов, педагоги А.У. Зеленко, Н.В. Чехов, М.Н. Коваленский. С действовавшими на базе курсов художественно-творческими коллективами работали скульптор А.С. Голубкина, артисты М.Н. Сумбатов-Южин, В.Н. Массалитинова, Е.Б, Вахтангов и др.

Открытый в 1908 году Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского учредил в своем составе научно-популяризаторское (оно давало среднее образование) и академическое образование с циклами общественно-философских и естественных наук, слушатели которого получали высшее законченное образование. Это было уникальное учебное заведение. Ни одна страна не имела в те годы ничего подобного.

Авторитет этих народных университетов был очень высоким. После разгрома Московского университета реакционным министром просвещения Кассо в 1911 году ушли в знак протеста в отставку 125 его лучших педагогов. Среди них оказались такие ученые, как К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, С.А. Чаплыгин, и др. Значительная часть из них перешли работать в систему народных университетов, что еще больше укрепило рейтинг российского внешкольного образования.

Во второй половине XIX века в России параллельно с развитием внешкольных центров для взрослых началось активное формирование сферы массового самообразования. В 1863 году в составе Общества распространения технических знаний была создана специальная Комиссия по организации домашнего чтения, которая сразу же занялась разработкой самообразовательных программ и приступила к выпуску популярной "Библиотеки для самообразования".

В начале 90-х годов 19 века по инициативе известных энтузиастов самообразования Н.А. Рубакина и Н.И. Кареева начал функционировать Отдел для содействия самообразованию в Санкт-Петербурге. В 1892 году группа московских ученых подготовила и выпустила в свет фундаментальный труд "Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания".

Начиная с 1864 г. во внешкольную работу включились земства (местные самоуправления). Они создавали народные читальни, народные библиотеки, воскресные школы. Расходы на народное образование составляли 30% бюджета земств; это была самая крупная статья их расходов.

2. В целях развития просвещения народа создавались также различные общественно-просветительные организации: комитеты грамотности; общества содействия народному образованию; общества поощрения образования; общества распространения технических знаний; общества разумных развлечений; попечительства народной трезвости.

Значительную лепту в просвещение народа внесли созданные в конце 19 в. художественные объединения - "Могучая кучка" (1862г.), "Товарищество передвижных художественных выставок" (1870 г.). Объединения русских композиторов и русских художников ставили своей целью художественное воспитание народа. Формы их деятельности: концерты, лекции-концерты, выставки, в т.ч. и передвижные, в различных регионах России, организация художественных студий для детей и взрослых.

3. В дореволюционный период просвещение, воспитание и досуг взрослого населения были тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь была обусловлена тем, что досуговые учреждения (народные дома, воскресные школы, народные чтения и др.) использовали самые разнообразные формы развития личности. На первый план в досуговой деятельности выходит самообразование. Человек в условиях свободного времени стремился узнать новое.

Первые клубные учреждения в России - Народные дома, в полной мере реализовывали просветительную функцию. Наряду с развлекательными формами работы (организация концертов, спектаклей, танцевальных вечеров и других видов развлечения) при народных домах создавались общедоступные библиотеки, воскресные школы.

В 80-90-х гг. организуются: народные чтения, народные библиотеки, народные читальни. В 1896 г. народные чтения велись в 400 населенных пунктах, а в 1903 г. - в 4200; это были публичные лекции для народа.

Во второй половине 19 века увеличилось число музеев; они зачастую проводили так называемые "объяснительные чтения". С 1895 по 1904 г. было организовано 15 новых музеев местного края, а в 1907-1917 гг. еще 17 музеев, в т.ч. в Симбирске, Смоленске, Вологде, Царицыне.

К 1905 г. в России было 549 воскресных и вечерних курсов; в них обучалось более 90 тыс. человек.

С середины 90-х годов активизировалась библиотечная работа губернских и уездных земств. К 1905 г., по неполным данным, было 10 тыс. публичных и народных библиотек и читален.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в России в дореволюционный период был накоплен значительный опыт просвещения и организации досуга населения, который явился основой для дальнейшего развития после революции 1917 г.

 

16. Просветительская деятельность декабристов (организация школ, библиотек, музеев, распространение естественно-научных и ремесленно-технических знаний).

Поставленные «вне рамок политического бытия» Россией крепостников декабристы решили в меру своих сил и возможностей быть полезными народу, во имя освобождения которого они выступили с оружием в руках на Сенатской площади. Народному образованию они всегда уделяли большое внимание. Почти во всех дошедших до нас программных документах декабристов просвещение почиталось как «вернейший сподвижник в борьбе против зол». Горбачевский И.И. Записки. Письма. Виртуальный музей декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Наиболее яркое отражение вопросов образования получили в «Русской Правде» П.И. Пестеля. Просвещение рассматривалось декабристами в тесной взаимосвязи со всеми проблемами государственного устройства России. Будучи образованнейшими людьми своего времени, они считали, что учить народ - значит, способствовать преобразованию общества на лучших, более справедливых общественных началах.

Одним из направлений просветительской деятельности ссыльных декабристов поистине можно считать научно-преподавательскую, поскольку именно ими были во многом заложены педагогические основы.

Горнозаводские служители, местные чиновники, ссыльные и даже буряты из дальних кочевий стали посылать туда сыновей учиться грамоте, ремеслам, музыке, арифметике, а некоторые - естественным наукам, высшей математике, иностранным языкам. Сначала комендант ни за что не разрешал заключенным учить: узники пошли на хитрость и попросили разрешения учить церковному пению. Было дано разрешение. Но без грамоты не научишься петь на клиросе: разрешили учить грамоте. Так в каземате создалась школа, в которой самыми ревностными учителями были Николай и Михаил Бестужевы. С годами юноши, прошедшие курс наук в казематской школе, уезжали в Петербург продолжить образование, и нередко случалось, что ученики каземата на экзаменах в высшие учебные заведения столицы показывали неплохие результаты.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учеников. По словам Д.И. Завалишина, декабристы на поселении «обязаны были примером доказать свое уважение к труду и изучать ремесла не для того только, чтобы иметь себе обеспечение на случай превратностей судьбы, но еще более для того, чтобы возвысить в глазах народа значение труда и, облагородив его, доказать, что он не только легко совмещается с высшим образованием, но что еще одно в другой может находить поддержку подчерпать силу».

Литература и музыка были частью их просветительской деятельности и тем наследием, которое они оставили после себя. В воспоминаниях и письмах декабристов Михаила и Николая Бестужевых, братьев Беляевых, Басаргина, Лорера, Горбачевского, Пущина, Штейнгеля, Завалишина, М. Муравьева-Апостола, А. Муравьева, Розена изложены наблюдения по таким направлениям как: «над течением рек Сибири», «над богатствами ее недр», нравами, обычаями, верованиями, историей ее народов. Прелесть и разнообразие сибирского пейзажа запечатлели в своих писаниях декабристы: Александр Бестужев-Марлинский в сибирских очерках; Николай и Михаил Бестужевы, Вильгельм Кюхельбекер, Петр Борисов, Пущин, Батеньков - в письмах; Басаргин, Беляевы, Розен, Оболенский - в письмах и мемуарах. Страницы, посвященные горам и озерам Сибири, ее необозримым пространствам, ее тишине и морозу, северному сиянию, вспыхивающему над ее селениями, сверкающим льдам ее рек, представляют собой, при известной родственности зрения и стиля, как бы единую поэму, воспевающую красоту Сибири Канунова Ф.З. Общественно-литературная деятельность декабристов как фактор развития общественного и литературного сознания Сибири. литература и музыка помогали декабристам сохранять присутствие духа, и это разнообразило мучительно тянущиеся дни. Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, по своему поведению резко отличавшегося от того, что знала вся предшествовавшая русская история.

ВОПРОС 27:

Для Самарской области культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Культурная жизнь в Самарской губернии богата и многообразна.

В области действуют:

- 40 музеев. Среди регионов Поволжья по объему музейных фондов область находится на 8 месте. По наличию доступа в Интернет и электронной почты в музеях Самарская область занимает первое место среди регионов ПФО;

- 4 областные библиотеки и 836 муниципальных библиотек, в том числе 92 специализированные детские библиотеки. Среди регионов Приволжского федерального округа Самарская области по объему библиотечного фонда в среднем на одну библиотеку занимает первое место;

- 814 сельских и городских клубов, домов культуры.

- 4 областных, 6 муниципальных театров, Самарская областная и Тольяттинская муниципальная филармонии, государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова, государственный цирк имени О.Попова, Самарский зоологический парк.

На территории Самарской области поставлено на государственную охрану 2 878 объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры) и выявленных объектов культурного наследия, в том числе:

• 2395 выявленных объектов культурного наследия;

• 426 памятников архитектуры, истории и культуры регионального значения;

• 57 памятников архитектуры, истории и культуры федерального значения.

Состав недвижимых памятников по основным типологическим группам:

• памятники архитектуры - 318;

• памятники истории - 117;

• памятники истории и архитектуры - 38;

• памятники монументального искусства -10.

Самарскую область населяют более 100 наций и народностей, каждая из которых имеет собственные традиции. Благодаря деятельности национально-культурных объединений в культурной жизни области возродились национальные праздники, обеспечиваются литературой и периодическими изданиями на языках народов, проживающих на территории области, более 150 библиотек с фондами национальной культуры.

Театральной гордостью Самарской области являются четыре областных театра: Самарский академический театр драмы имени М.Горького, Самарский Театр-центр юного зрителя «СамАрт», Самарский академический театр оперы и балета, Самарский областной театр кукол. С 1952 года в Самаре работает Государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова.

Развитию культурного потенциала Самарской области способствует организация областных фестивалей и ассамблей, направленных на расширение межрегионального и международного сотрудничества, ориентированного на упрочнение имиджа региона, поддержку культурных инноваций, Н-Р:

ежегодный фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина за время своего проведения гармонично превратился в культурологическую акцию, объединяющую сотни тысяч людей независимо от возраста, национальности и социального положения;

ежегодный военно-этно-исторический фестиваль «Битва Тимура и Тохтамыша», дающий представление о максимальном разнообразии средневековых культур Поволжья и Средней Азии, а также способствующий укреплению межэтнической толерантности.

Кадры являются важнейшим интеллектуальным и профессиональным ресурсом, обеспечивающим социально-экономическое развитие Самарского региона.

В отрасли 133 учреждения начального, среднего специального и высшего профессионального образования В 7 вузах искусств и культуры работают 566 преподавателей, на очных отделениях обучаются 1466 студентов, в том числе 210 из сельских районов области. Студенты обучаются по 22 специальностям культуры и искусств.

С 2006 года на базе музыкально-исполнительского факультета Самарской государственной академии культуры и искусств работает консерватория, что открывает новые перспективы для развития отечественной культуры и искусства в их региональном контексте.

Профессиональной переподготовкой и дополнительным образованием специалистов образовательных учреждений искусств и культуры в Самарской области занимается государственное учреждение культуры «Агентство социокультурных технологий», которое является преемником Самарского областного центра народного творчества, созданного в 1937 году.

Для повышения стимулирования творческой активности деятелей культуры увеличены размеры областных премий и грантов, присуждаемых на конкурсной основе (2004 г. – 1,6 млн. руб., в 2005 и 2006 гг. по 4,75 млн.руб.).

Принято Постановление Губернатора Самарской области «Об оплате труда работников учреждений культуры и искусства, финансируемых из областного бюджета, и утверждении положения о Губернских стипендиях работникам учреждений культуры и искусства, финансируемых из областного бюджета» от 12.04.2001. № 122. Данным Постановлением работникам областных учреждений культуры установлен 25% надтарифный фонд заработной платы.

С каждым годом увеличиваются показатели посещаемости музеев Самарской области. Музеи привлекают посетителей за счет участия в интересных международных и межрегиональных проектах, а также за счет увеличения общего количества выставок.

В период с 2003 года наблюдается снижение количества читателей библиотек, что обусловлено:

• естественной убылью населения;

• появлением возможности использования Интернет-ресурсов в качестве источника информации;

• неудовлетворенностью читателей качеством библиотечных фондов;

• общим падением интереса к чтению.

Более 30 централизованных библиотечных систем области (79%) участвуют во Всероссийском мега проекте “Пушкинская библиотека. В рамках программы “Развитие Интернет в Самарской области” открыто 3 Центра доступа в Интернет: В Самарской областной универсальной научной библиотеке, в центральной городской библиотеке г. Тольятти, в “Библиотеке Автограда” г. Тольятти. Открыт компьютерный зал для пользователей электронными базами данных в областной универсальной научной библиотеке. Все центральные библиотеки области, включая муниципальные, ведут электронные каталоги книжных фондов, в областной универсальной научной библиотеке открыт собственный библиотечный сервер и создан Web-сайт (страничка), электронный каталог представлен в Интернет.

Предусматривается разработка и принятие «Основных направлений государственной политики развития культуры Самарской области до 2020 года, целью которых является определение приоритетов государственной поддержки развития культуры, создания условий для реализации культурного потенциала, обеспечивающего рост культурного капитала и его использование для устойчивого развития Самарской области.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 40 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав