Читайте также:
|
|
Техника от греческого «techne» - искусство, мастерство. Техника понимается как, с одной стороны, способ и умение достигать чего – либо, с другой – как совокупность средств человеческой деятельности использующихся для преднамеренного изменения действительности в соответствии с потребностями и желаниями человека.
Различают три этапа становления техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов.
На первом этапе, который длился с доисторических времен до XIX в., техника представлена орудиями труда. Основной силой производства является человек, а орудия труда выступают в качестве дополнительных усилителей его природных физических способностей. На этом этапе техника находится в примитивном, неразвитом состоянии, и поэтому как культурный феномен практически не замечается.
Второй этап развития техники связан с появлением машинного производства в XIX в. В этот период начинается процесс сближения науки и техники, а также ее стремительное развитие. Теперь основной силой производства выступает машина, а человек превращается в ее придаток. Именно в этот период складывается современная техническая или технотронная цивилизация, техника становится важнейшим элементом культуры, поэтому в философии формулируется проблема ее осмысления.
Примерно со второй половины XX в. начинается третий этап развития техники, связанный с применением автоматов. Человек постепенно выводится за пределы процесса производства и выступает в качестве организатора и руководителя этого процесса. Машина теперь не просто орудие, средство; человек в определенном смысле вступает с ней в коммуникацию. Так, например, компьютер можно рассматривать как примитивный аналог мыслительной деятельности человека. Компьютер — средство, с помощью которого человек решает множество разнообразных задач. Но при этом, взаимодействуя с компьютером, человек испытывает влияние виртуальной среды, появляющейся вместе с компьютерной техникой. Коммуникация человека и машины строится по определенным правилам. Человек, с одной стороны, задает эти правила, а с другой — вынужден подчиняться им. Учитывая, что процесс компьютеризации становится тотальным, проблема взаимодействия человека и машины из частно - научной переходит в разряд общегуманитарной.
Немецкий философ К. Ясперс выделяет следующие характерные черты современной техники. Техника есть применение силы природы против нее самой, она характеризуется способностью господствовать, а не созидать. Техника выступает посредствующим звеном между человеком и природой и является частью общей рационализации современного общества. Создание и использование техники основано на использовании научного знания, т.е. напрямую связана с наукой.
Современная техника является практическим продолжением науки. Технические новшества основываются на научных знаниях, а развитие техники, ставит перед наукой новые задачи. В XX в. заговорили о новом культурном явлении, основанном на неразрывном единстве науки и техники, — научно-технической революции и ее следствии — научно-техническом прогрессе.
В философии XX в. наряду с понятиями «биосфера», «ноосфера» появляется понятие «техносфера», которым обозначается все то, что связано с производством и использованием техники. Это новая искусственная среда, созданная человеком и, с одной стороны, развивающая в нем способности изобретательства и предпринимательства, а с другой — порабощающая его. Влияние техники на культуру и цивилизацию чрезвычайно разнообразно. Развитие техники способствует все более полному и адекватному удовлетворению потребностей человека, облегчению его труда и сокращению каждодневных физических усилий. Но, с другой стороны, оно порождает целый ряд гуманитарных проблем: хищническое использование природного сырья, одностороннюю специализацию труда, уменьшение ценности отдельной личности, появление невиданного прежде оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды и т.п.
Поэтому отношение к технике у современного человека двойственное. Ряд философов рассматривает технику и технический прогресс как несомненное зло, которое в конечном итоге приведет к самоуничтожению человечества. Сторонники технического прогресса, напротив, техника освобождает человека от рутинного труда, экономит его время и позволяет сосредоточиться на более сложных задачах. И сторонники, и противники технического прогресса улавливают объективные моменты, связанные с состоянием современной технотронной цивилизации.
Этические вопросы возникают в связи с использованием техники человеком. Техника неустранима из современной цивилизации, поэтому человеку необходимо находить решение тех проблем, которые она порождает. При этом инструментом решения проблем может стать сама техника. Человеку следует находить разумные способы гармоничного сочетания техники с другими сферами культуры.
Возникновение философии техники как особой области философского знания связывают с появлением в 1877 г. труда Э. Каппа «Основания философии техники». Философия техники выделяется в особый раздел философии и является относительно самостоятельной областью исследования, тяготеющей к гносеологии и эпистемологии. Значительная часть проблем имеет ярко выраженный аксиологический, праксеологический или антропологический характер. Философия техники фокусирует на себе широкий круг философских проблем, вызванных к жизни современной технотронной эпохой, проблем, которые не могут быть решены в рамках узкоспециального научного исследования.
Литература:
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1998
2. Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001
3. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988
4. Заботин Н.С. Преодоление заблуждения в научном познании. М., 1979
5. Теория познания: В 4 т., - М., 1991
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |