Читайте также: |
|
«Трудно писать о предметах общеизвестных», — сказал Гораций. Однако писать о них все же необходимо уже в силу того, чтобы избавляться от ошибок и заблуждений, и писать о них следует по всем правилам школьной логики, чтобы не утонуть в трясине коварного пустозвонства.
О дилетантизме в философии мы уже писали, критикуя точку зрения профессора В.И. Воловика, по вопросу понимания им предмета философии. Естественно, это точка зрения не только Воловика, а той коммунистической идеологии, которая сделала из философии Маркса путало, с помощью которого отлучали от философии всех инакомыслящих.
Отлучали от философии Э. Ильенкова за «гегельянство», отлучали Д. Лукача за «онтологию» и «космополитизм», отлучали М. Петрова за «немарксистское понимание истории философии», отлучали всех неугодных и отлучали именно «нотариально заверенные марксисты» от имени самого Маркса. Среди блюстителей этой идеологии был и В. Воловик. Поэтому мы имеем право критиковать точку зрения на понимание предмета философии, которую активно пропагандирует профессор В. Воловик.
Итак, это было еще более десяти лет назад. Таким образом, мы писали об этом еще в прошлом веке в нашем учебнике «Философия. Психология. Социология» (Запорожье, 1997 год). И что изменилось с тех пор?
По существу, к сожалению, практически ничего. Вот только писатель и мыслитель профессор Виталий Воловик за это время не только написал еще кучу книг о прошлой жизни украинского народа и учебников по философии, но и преумножил поколение своих учеников, последователей и почитателей. Казалось бы ситуация с культивированием «мисологии» в философии и «филодоксии» в литературе — безысходная, и можно с грустью опустить руки.
Но нас все же обнадеживает тот факт, что число почитателей «таланта» писателя и мыслителя профессора Виталия Воловика «неопределенной плотности». А вот учебник наш, в котором была помещена критическая статья о творчестве В.И. Воловика, не устарел, и, несмотря на прошедшие годы, даже стал библиографической редкостью. Учитывая эти обстоятельства, мы решили еще раз напомнить читателю то, о чем шла речь в прошлом веке...
Итак, предлагаемая вниманию читателя статья была написана еще пятнадцать лет назад, сразу после выхода в свет учебного пособия под названием «История философии. Конспект лекций» (Запорожье 1994 г.), под общей редакцией мыслителя и профессора В.И. Воловика. Однако по независящим от нас причинам, материал этой статьи нельзя было своевременно опубликовать. Хотя текст этой статьи достаточно долго пролежал в типографии, и даже был один раз «позаимствован» из редакционной папки «доброжелателями» для организации предварительной травли автора на заседании кафедры. Но, увы, что-то не получилось с организацией травли у великого организатора науки. Видимо, времена тогда уже были не те или Бог его знает.
Словом, вопреки козням дьявольским, тогда нам все же удалось опубликовать эту статью в нашем учебнике в виде «приложения». Правда из-за этого «приложения» учебник сразу же попал в разряд не рекомендуемых книг по философии. Но как известно, запретный плод сыграл свою
роль. Учебник быстро разошелся среди студентов и преподавателей.
Публикуя сегодня эту статью практически без изменений мы уверены, что содержание ее не только не устарело, но и по-прежнему актуально. Современное звучание придает ей и то обстоятельство, что критикуемый в ней автор — писатель и мыслитель профессор Виталий Воловик продолжает сегодня творить свои бестселлеры, начиная с учебников по философии — около философии и заканчивая романами про «батьку Махно». Уж очень широкая душа у нотариально заверенного «писателя». Он еще полон сил и здоровья. И дай Бог ему здоровья! Более того, точка зрения его на предмет философии ни в чем существенном так и не изменилась.
А если дело обстоит так, то и критика наша тоже не изменилась и вполне отвечает «духу» современного состояния той уникально живучей дилетантской традиции в философской мысли, которую успешно продолжает культивировать писатель и мыслитель профессор Виталий Воловик. А учитывая историческую живучесть этой «уникальной» философской традиции, она по праву может вполне претендовать и на название школы имени автора, к примеру, — «воловизм».
Таким образом, учитывая все эти обстоятельства, мы и решили еще раз спустя годы предложить вниманию читателей критическую статью, написанную нами в жанре «философской публицистики». Все дело в том, что предмет критики — судорожное новаторство писателя и мыслителя профессора Виталия Воловика, требует именно такого жанра.
Помимо критического рассмотрения указанной точки зрения, во второй части статьи мы представим и другую позицию. Если сказать кратко, наша точка зрения основывается на понимании предмета философии, представленном в истории всемирной философии именами
Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля и Маркса, Виндельбанда,а в современной философии — именами И.А. Ильина, Э.В. Ильенкова, М.А. Лифшица, Д. Лукача, Л.С. Выготского, П.В. Копнина, Б.М. Кедрова, А.Ф. Лосева и С.Н. Мареева.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |