Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ФИЛОСОФИЯ. (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  5. Lt;variant>Философиялық антропология
  6. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  7. Абай философиясы
  8. Абай философиясына сипаттама
  9. Азақстанда суфия философиясы қандай ойшылдың есімімен байланысты?
  10. ай ойшыл Гегельдің философиясын сынға алған: Фейербах

(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.
Ф. является теоретическим ядром мирововоззрения.

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем

человека.

Мировоззрение – это не только система представлений о мире, но и система норм и

правил поведения людей по отношению друг к другу и к окружающему миру, единых

для определенного сообщества.

В основе мировоззрения лежит аккумулированный опыт человечества или

определенной социальной группы. Мировоз зрение есть результат коллективного

творчества людей. Это следует из того, что отдельному человеку просто не под силу

выработать систему представлений о мире как Универсуме, поскольку его собственный

жизненный опыт крайне ограничен как временем жизни индивида, так и рамками

производственной и социальной деятельности. Мировоззрение любого конкретного

человека, обладая индивидуальными чертами, включает в себя совокупный опыт

социума в самых разных сферах действи тельности.

Пантеизм (от греч. pan – все и theos – Бог) – философское учение, отождествляющее Бога

и мир, обожествляющее Вселен ную, природу; учение о том, что «все есть Бог». В

пантеистических концепциях подчас скрывались натуралистичес кие тенденции,

растворявшие Бога в природе, и поэтому эти учения нередко выступали в форме

оппозиции по отношению к господствующему теистическому религиозному

мировоззрению, где Бог понимался как личность, возвышающаяся над природой и

человеком.

Онтология – (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – знание), часть философского знания,

анализирующая, прежде всего, само понятие бытия и формы его проявления. Онтология

представляет различные философские картины мира как основные мировоззренческие

установки. Предлагает и выявляет онтоло гические основания тех или иных философских

позиций, концепций и теорий. Основные понятия онтологии – бытие, сущее, сущ ность,

субстанция, первоначало, идеальное, материальное, причинность, целесообразность,

дух, идея, материя и др.

Гносеология – (от греч. gnosis – познание и logos – учение) учение о познании. Раздел

философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение

знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания. Хотя

сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.)

шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании стало разрабатываться со

времен античности. Как философское учение, теория познания изучает всеобщее в

познавательной деятельности человека безотносительно к специфике этой

деятельности.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – воззрение, которое видит основу и

субстанцию всей действительности (не только материальной, но и духовной) в материи.

Материализм признает объективность, первичность, несотворимость и

неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и

выступающей первоосновой бытия.

Идеализм (от лат. idea – идея) – воззрение, определяющее объективную

действительность как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму

проявления духа. Это философское направление исходит из первичности духовного,

мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического.

Основные формы идеализма – объективный и субъективный идеализм. Объективный

идеализм за основу сущего принимает универсальный дух, надындивидуальное

сознание. Ярким примером такого подхода является философия Г.Гегеля. Субъективный

идеализм трактует реальность как продукт духовного творчества индивида.

Представителями классического субъективного идеализма являются такие известные

мыслители как Дж.Беркли, И.Фихте. Крайней формой субъективного идеализма

является солипсизм (от лат. solus – единственный и ipse – сам). Будучи солипсистом,

человек с достоверностью может говорить лишь о существовании собственного «Я», так

как он не исключает возможности того, что объективный мир (в том числе и другие

люди) существует лишь в его сознании. Несмотря на явную нелепость такого взгляда на

мир (по словам А.Шопенгауэра, крайнего солипсиста можно обнаружить только в доме

для умалишенных), логически опровергнуть солипсизм (обнаруживаемый, например, в

концепции Д.Юма), несмотря на многочисленные попытки, до сих пор никому из

философов не удалось.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав