Читайте также:
|
|
Аристотель – систематизатор античной философии, один из лучших учеников Платона. Учился в Академии Платона, затем преподавал в ней. После смерти учителя Платон покинул Афины и странствовал шесть лет, в это время стал воспитателем сына македонского царя Филиппа – будущего Александра Македонского. В возрасте пятидесяти лет Аристотель вернулся в Афины и создал свою школу, которую назвал Ликей.
Высоко оценивая Платона, Аристотель, тем не менее, критиковал некоторые положения его учения: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель не разделял идеалистическую позицию Платона, считая, что она затрудняет постижение истины.
Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель доказывает, что первичной реальностью является реальный мир, постигаемый с помощью ощущений. Таким образом, природу он сводил к материи, воспринимая ее как первичную причину бытия. Считал, что человек имеет дело с конкретным проявлением материи – вещью. Мир вещей – это реальное бытие, а материя - это возможное (потенциальное) бытие. Другими словами Аристотель доказывает, что первичное познание осуществляют орган чувств, но это постижение частного, а рациональное познание, осуществляемое при помощи разума, дает возможность постичь всеобщее, а значит постичь истину. Это общее и является предметом науки.
Аристотель являлся великим энциклопедистом древности. Проанализировав все научные знания, накопленные до него он первым стал отличать философские здания от конкретно-научных. Он выделил две науки:
-философия, которую он называет метафизикой (наука о сущем);
-физика – наука о природе. Главной наукой Аристотель считал логику.
Значительное место в философии Аристотеля уделяется проблемам человека и общества. Человека он называл «политическим животным», которое инстинктивно стремится к совместному существованию. Назначение государства Аристотель видел в том, чтобы сделать счастливыми своих граждан. Гражданином государства, по мнению Аристотеля, является человек, обладающий собственностью и участвующий в управлении государством. С учением Аристотеля заканчивается период классической греческой философии.
3.Философия эллинизма (греко – римская философия).
На развитие философии этого периода огромное влияние оказали социальные потрясения в греческом обществе: распад империи Александра Македонского, кризис греческой демократии, завоевание Греции Древнеримской империей. В результате центр науки и культуры перемещается в Древний Рим. Изменяется сама философская проблематика. Вместо проблем бытия и мышления актуальными становятся этические и социально-политические проблемы. Сама философия теперь воспринимается как практическое учение, становясь средством утешения и наставления в жизни. Философские взгляды этого периода развиваются в следующих направлениях:
1.Эпикурейство.
2.Скептицизм.
3.Стоицизм.
4.Неоплатонизм.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 125 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |