Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Первый этап развития теоретической эстетики начался в Древней Греции, в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в середине XVIII столетия.

Читайте также:
  1. CHANGE имя_столбца_старое имя_столбца_новое тип столбца.
  2. E. закономерности психического развития, протекающего в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида
  3. I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
  4. I этап развития логопедии (античность – 18 век).
  5. I. Задержка полового развития и неполное половое развитие
  6. I. Из истории развития методики развития речи
  7. I. Изучите блок теоретической информации: учебник стр. 89-105, конспект лекций № 12-13.
  8. I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
  9. I. Этапы развития западной социологической мысли.
  10. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.

8.1. Основная литература:

· Феномен Приднестровья. Тирасполь, 2000.

· История Приднестровской Молдавской республики. В 2-х тт. Тирасполь, 2000, 2001.

· Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г. Курс лекций по истории Молдавии. Лекции I - XI. Тирасполь, 1993 – 1997.

8.2. Дополнительная литература:

· Приднестровская государственность: история и современность. Тирасполь. 2005.

· Северное Причерноморье: от энеолита к античности. Тирасполь, 2002.

· Бомешко Б.Г. Верховный Совет Приднестровской Молдавской республики, 1990 – 2010 гг. Бендеры, 2010.

· Бомешко Б.Г. Создание, становление и защита Приднестровской государственности. 1990 – 1992 гг. Бендеры, 2010.

· Боговид А.С. Черноморское казачье войско (1991 – 2001 годы). Тирасполь, 2002.

· Волкова А.З. Лидер. Тирасполь, 2001.

· Волкова А.З. Горячее лето 1989. Тирасполь, 2004.

· Волкова А.З. Референдумы в Приднестровской Молдавской Республике (1989 – 2003 гг.). Тирасполь, 2005.

· Волкова А.З. Референдумы в Приднестровской Молдавской республике (1989 – 2006 гг.). Тирасполь, 2006.

· Волкова А.З. Съезды депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской республики (1990 – 2006 гг.). Тирасполь, 2006.

· Во имя отчизны. Материалы научно-практической конференции «Победа СССР в Великой Отечественной войне и современность» 12 апреля 2005 г. Тирасполь, 2006.

· Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. В исторической памяти Приднестровья. Тирасполь, 2011.

· Воловой А. Кровавое лето в Бендерах: хроника Приднестровской трагедии. Бендеры, 1993.

· Древние общности земледельцев и скотоводов Северного Приднестровья (Vтыс. до н.э. – V век н.э.). Тирасполь, 2002.

· Стратиевский К.В. Промышленность Молдавской АССР (1924 – 1940 гг.). Кишинев, 2007.

· Волкова А.З. Вместе мы – сила. Тирасполь, 2009.

· Унгурян Э.Г., Унгурян А.П., Бондарчук Т.И. История образования, заселения и развития немецких колоний в Левобережном Поднестровье в XIX в. Тирасполь, 2003.

· Приднесровская Молдавская республика. Хроника основных событий. Тирасполь, 2010.

· Шорников П.М. Бессарабский фронт (1918 – 1940 гг.). Тирасполь, 2011.

· Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, 2007.

· Он жизнь республике отдал: Сборник статей Д.Ф. Кондратовича и воспоминаний о нем. Бендеры, 2003.

8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

· Alleng.Ru. Образовательные ресурсы Интернета: http://www.alleng.ru/

· Gumilevica: http://gumilevica.kulichki.net/

· Historic.Ru: http://historic.ru/

· Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
http://www.hist.msu.ru/ER/

· Биография.Ру: http://www.biografia.ru/

· Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/

· Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru/

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):

Для проведения занятий по дисциплине «История Приднестровья» необходимо:

· Для проведения лекционных занятий аудитория, рассчитанная до 100 студентов;

· Для проведения семинарских занятий аудитория, рассчитанная до 35 студентов;

· Для проведения модульных контрольных работ компьютерный класс.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Методические рекомендации и пособия находятся на стадии разработки и будут приняты во втором семестре текущего учебного года.

 

 

Составитель ___________________ / А.С. Булгаков, преп./

 

Зав. Кафедрой отечественной истории ___________________/Н.В. Бабилунга, проф./

 

Зав. Кафедры ПОВТ и АС ___________________/ С.Г.Федорченко, доц./

 

Зав. Кафедры ИТ и АУПП _____ ______________/ Ю.А.Столяренко, доц./

Зав. Кафедры Э и Э ____ ______________/ В.М. Погорлецкий, доц./

 

Председатель методического Совета ИТИ ______________ /Е.И. Андрианова, ст. преп./

 

Директор ИТИ и ТК ________________/Ф.Ю. Бурменко, доц./
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Курс __; Семестр __; Группа ______________________________________________________________

Преподаватель – лектор Булгаков А.С.

Преподаватели, ведущие практические занятия – Булгаков А.С.

Кафедра отечественной истории, ИИГУ.

 

Наименование дисциплины / Курса Уровень// ступень образования   Статус дисциплины в учебном плане (А, Б, В) Количество зачетных единиц / кредитов
История Приднестровья Бакалавриат Б  
Смежные дисциплины по учебному плану:
История России, Основы политической власти, Философия, Культурология.
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (входной рейтинг-контроль, проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)
Тема, задание или мероприятие входного контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеауди­торная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
         
Итого:    
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)
Тема, задание или мероприятие текущего контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеауди­торная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Посещение занятий   Аудиторная    
1-ый календарный модуль. Приднестровье с древнейших времен до XIX в. Тест, ПЗ Аудиторная    
2-ый календарный модуль. Приднестровье в XX – XXI вв. Тест, ПЗ Аудиторная    
Практические занятия / Семинары   Аудиторная    
Итого:    
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Тема, задание или мероприятие дополнительного контроля Виды текущей аттестации Аудиторная или внеауди­торная Минимальное количество баллов Максимальное количество Баллов
         
Итого:    
Дополнительные баллы    
                 

Необходимый минимум для получения итоговой оценки или допуска к промежуточ­ной аттестации 50 балла.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважи­тельной причине: письменный ответ по проблемам пропущенных практических занятий, обязательное выполнение внеаудиторных кон­трольных и письменных работ.

Ф.И.О. преподавателя: Булгаков А.С.

Утверждено на заседании кафедры отечественной истории ИИГУ «» 201__г.

Протокол №от «» 201__г.

 

Зав. кафедрой__________________ / проф. Бабилунга Н.В.

Первый этап развития теоретической эстетики начался в Древней Греции, в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в середине XVIII столетия.

Второй этап в истории эстетикибыл открыт работами Юма, Берка, Батте и главным образом Баумгартена в середине, 18 века и длился около ста лет.

Третий этап истории эстетической мысли начался в середине 19 века и продолжается по сей день. Переход к нему был вызван стремительным и разносторонним развитием науки, открывшим перед эстетикой новые перспективы и обнаружившим невозможность ее дальнейшего пребывания в недрах идеалистической философии на правах учения, дедуцируемого из ее ядра.

Вопросы эстетического характера в мифологии.

Изучение памятников изобразительного искусства Древнего Египта и лингвистические исследования различных литературных произведений свидетельствуют о том, что древние египтяне имели не только представление о прекрасном, о связи прекрасного с добрым, но соответствующие эстетические термины. Анализ художественных памятников говорит также и о том, что творчество египетских худож­ников регулировалось определенными канонами, эстетическими прин­ципами, которые передавались от поколения к поколению. Правда, эти нормы и принципы еще не получили теоретического обоснования и надлежащего оформления, но они существовали; об этом свиде­тельствуют каноны иконографии, пропорций и цветовых отношений. Задолго до пифагорейцев египтяне применили математику для решения художественно-эстетических задач.

Примитивный характер производственной деятельности в ар­хаическую эпоху обусловливает мифологический тип сознания. В нем мир воспринимается как всеобщая незыблемость всех вещей, которую община (род) отождествляла со всей природой.

Известно, что мифология была материнским лоном всего философского знания, и нет ничего удивительного в том, что в ряду вопросов, на которые человечество искало ответы в мифах, оказывались и вопросы эстетического характера: так, в некото­рых мифах делалась попытка выяснить, что такое красота как особое свойство бытия и как она возникла; что такое искусство, откуда пришло оно к человеку и какую роль играет в его жизни; как и почему связаны между собой красота и искусство и т. п. (например, широко известный миф древних греков об Аполлоне Мусагете и предводительствуемых им Музах - по­кровительницах отдельных искусств).

Ми­фологическое сознание воспринимает вещь, событие, поступок не столько соответственно их собственной природе, их собственной ме­ре и ценности, сколько через отношение к запредельной реальнос­ти, через призму коллективного родового сознания, через отношение к традициям рода, авторитета его основателя. Поэтому вещь вы­ступает и как символ, знание которого выходит за пределы самой ве­щи.

Таким образом, за самыми ранними философско-эстетическими концепциями античности стояли складывавшиеся в народ­ном сознании на протяжении тысячелетий эстетические представления, которые философы древности, так сказать, переводили с образного языка мифов на язык теоретических абстракций. Вполне естественно, что содержание этих первоначальных эсте­тических представлений определялось общим характером обще­ственного сознания и культуры родо-племенных коллективов - их наивно-религиозными воззрениями и их синкретическим ис­кусством не отделившимся еще от других областей матери­ального и духовного производства, от ремесла и магической об­рядности.

3. Первый этап развития эстетики.

Первый этап развития теоретической эстетики начался в Древней Греции, в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в середине XVIII столетия. Этот этап характеризуется разработ­кой основных эстетических проблем в недрах различных обла­стей знания - подлинного (научного) и мнимого (теологическо­го). Эстетика предстает тут именно как теоретическое рассужде­ние о сущности красоты и о законах искусства, однако этот ана­лиз еще не вычленился в виде самостоятельной научной дисцип­лины.

Хорошо известно, что в античной культуре отдельные науки вообще еще не отделились друг от друга, что теоретическое зна­ние имело здесь синкретический характер, именуясь довольно точно «философией» (что означает буквально «любовь к мудро­сти»).

В этой-то единой и нерасчлененной науке встречается анализ различных эстетических проблем; существенно, однако, и то, что, с одной стороны, эти проблемы еще не были отделены от вопросов общефилософского характера, онтологи­ческих и гносеологических (в результате учение пифагорейцев, например, можно с равным правом квалифицировать и как фи­лософское, и как эстетическое), а с другой стороны, обсуждав­шиеся эстетические проблемы не были еще связаны друг с другом и потому не образовывали какого-либо раздела философ­ской мысли (так, у Аристотеля встречается рассмотрение эсте­тических проблем в «Поэтике» и в «Политике», в «Физике» и в «Метафизике», в «Риторике» и в «Этике»). Неудивительно, что в это время не существует и самого понятия «эстетика», ибо не выделилась еще отрасль знания, которая потребовала бы своего наименования - подобно физике, политике, этике.

В средние века эстетическая мысль вместе с философией оказалась подчиненной богословию. Эстетика разрабатывается теперь отцами церкви и крупнейшими теологами - от Блажен­ного Августина до Фомы Аквинского, о проблемах теории искус­ства говорится в постановлениях соборов и в проповедях цер­ковников.

Когда же в эпоху Возрождения эстетика вместе с фи­лософией эмансипируется от богословия, она одновременно по­кинет на долгое время и свое материнское лоно - философию, вернее, философия потеряет на время живой интерес к эстетиче­ской проблематике, сосредоточившись главным образом на раз­работке натурфилософских и нравственно-политических вопро­сов. В силу этого эстетике пришлось «перекочевать» на другую почву – в область конкретного искусствознания.

По ряду причин именно в это время широкое развитие получает, комплекс искусствовед­ческих дисциплин - теорий живописи, архитектуры, драматиче­ского искусства. Появляются зачатки художественной критики и истории искусства. Например, «Жизнеописания художников» Дж. Вазари. В этих трактатах и разрабатывались основные эстетические проблемы, поскольку теоретическое осмысление каждого вида искусства требовало общей постановки вопроса о красоте, об отношении искусства к природе и обществу, о срав­нительных возможностях различных видов искусств.

17 век сохранил сложившееся в эпоху Возрождения поло­жение эстетической мысли: философия по-прежнему слабо инте­ресовалась эстетическими проблемами; у классиков философ­ской мысли этого времени - Бэкона, Декарта, Лейбница, Спи­нозы можно найти лишь неко­торые положения или только беглые замечания на эстетические темы, искусствоведение же развивалось в русле, проложенном Возрождением, выходя, как правило, за пределы теоретического анализа отдельного вида искусства в сферу общехудожествен­ных и собственно эстетических проблем. В результате основными эстетическими документами эпохи оказываются, например, во Франции - «Поэтическое искусство» Буало, «О знании хороших книг» Сореля, предисловия Корнеля и Расина к их драмам» письма Пуссена и речи академиков.

Такое положение вещей стало меняться лишь в первой поло­вине XVIII в. В это время складывались предпосылки того ре­шительного поворота, который произошел в развитии эстетики в середине столетия. Речь идет о двух процессах, шедших как бы навстречу друг другу. Первый этап истории эстетической мысли распадается на несколько периодов, каждый из которых отлича­ется от других не столько по формам существования эстетики, сколько прежде всего по ее идейно-теоретическому содержанию.

Этими периодами являются античность, средневековье, Возрождение и 17 – 1-я половина 18 века. Своеобразие каждого из них определяется тем материалом, который эстетика получа­ла для обработки извне, из всех областей культуры, идеологическим материалом, который поставлялся эстетике складывавшимися в данное время религиозными, политическими, нравствен­ными ценностями; методологическимматериалом, который поступал в эстетику из философских учений этой поры, художественнымматериалом, который эстетика находила в совре­менном состоянии литературы и искусства.

4. Второй этап развития эстетики.

Второй период развития эстетики был открыт работами Юма, Берка, Батте и главным образом Баумгартена в середине 18 и длился около ста лет. Суть его состояла в том, что эстетика была признана теперь самостоятельным и необходимым разделом философской науки. Соответственно этому классики философской мысли конца XVIII - начала XIX столетия (Кант, Шеллинг, Гегель, Щопенгауэр) и их многочисленные последова­тели и эпигоны в Германии, во Франции, в России стали разрабатывать эстетику, как органическую часть философского знания, без которой это последнее не может быть полным, всеохватывающим, энциклопедическим.

Немецкая классическая эстетика конца XVIII - начала XIX в. - исключительно важный этап в развитии мировой эстетической мысли. Он представлен Кантом, Фихте, Шеллингом, Шиллером, Гете и, наконец, Гегелем. Антино́мия — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование Антиномии в трудах Канта Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:

  1. Мир конечен — мир бесконечен.
  2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого.
  3. В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность.
  4. Существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.

Как мы уже видели, антиномии обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная причинность? Так как антиномия в данном случае состоит в том, что можно привести одинаково убедительные доказательства в пользу как утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение антиномии необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может.

Классики немецкой философии видели связь искусства, эстетических концепций с великими проблемами эпохи. Они хорошо понимали, что эстетические проблемы — это проблемы общественной жизни, пробле­мы человека.

5. Третий этап истории эстетической мысли.

Третий этап истории эстетической мысли начался в середине 19 века и продолжается по сей день. Переход к нему был вызван стремительным и разносторонним развитием науки, открывшим перед эстетикой новые перспективы и обнаружившим невозможность ее дальнейшего пребывания в недрах идеалистической философии на правах учения, дедуцируемого из ее ядра. Среди наиболее влиятельных эстетических концепций 1-й половины 19-го века особо выделяются: феноменологическая, интуитивистская, а также эстетические теории З. Фрейд а, К. Г. Юнга. Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой половины 20-го века выразило этот противоречивый период во множестве своих концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для обозначения многих из которых утвердился термин «модернизм». Модернизм – общее условное обозначение направлений искусства 20-го века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

Наиболее значительная эстетическая школа, сформировав­шаяся в 40-50-е годы во Франции, п ринадлежала к экзистенциа­листском у направлению и проявила себя особенно ярко в творчест­ве Ж. П. Сартра и А. Камю.

В России же первое десятилетие Советской власти было периодом становления и советской эстетики, основной задачей которой стало теоретичес­кое обоснование создания чисто «пролетарской культуры». Как выяснилось вскоре, задача не только невыполнимая, но и крайне вредная. Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводили на практике как к отрицанию значения классического художественно­го наследия, так и к попыткам использования в интересах строитель­ства новой социалистической культуры только новых модернист­ских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся функций художественной культуры.

К началу 90-х годов в советской эстетической науке начинает­ся процесс преодоления вульгаризаторства, догматизма в истолко­вании тех или иных эстетических феноменов. Предмет эстетики существенно расширяется. Сама действительность порождает новые эстетические объекты и надо видеть, как открываются эти объекты в реальной жизни.

С другой стороны, сегодня в искусстве нет закры­тых тем, возвращены многие имена, проявляется стилевое многооб­разие, что, в свою очередь, требует теоретического анализа и оценки. В современной отечественной эстетике укрепляется мысль о нарас­тании общечеловеческих гуманистических начал в художественной культуре. Именно утверждение ценностей общечелове-ческих и все-временных становится целью утверждения новых подходов эстети­ки России.

Искусство 20-го столетия не перестало играть своей ключевой ро­ли в культурном развитии человечества. Прошлый век показал удивительную способность художественного творчества проявлять­ся во множестве вариантов, оттенков и нюансов. В свою очередь эсте­тическая наука, представляющая из себя в 20 веке удивительный сплав мысли и чувства, сумела по-новому соединить вербальный и художественно-пластический уровни в изучении объекта. После великого модернизма первой половины века, пришел постмодер­низм, понимаемый современниками как планетарная общекультур­ная категория. На пороге нового столетия и тысячелетия искусство и творческая деятельность людей доказали свою готовность к принци­пиально новым эстетическим поискам и решениям.

Заключение. Итак, мы проанализировали основные этапы развития эстетической мысли периода. Не все эти этапы отличаются одинаковым богатством идей, и не все они получили достаточно полное освещение в нашей науке.Изучение мировой эстетической мысли показывает, что разработка теоретических проблем современности немыслима без освоения куль­турного наследия прошлого.

Первый этап истории эстетической мысли распадается на несколько периодов, каждый из которых отлича­ется от других не столько по формам существования эстетики, сколько прежде всего по ее идейно-теоретическому содержанию.

Этими периодами являются античность, средневековье, Возрождение и 17 – 1-я половина 18 века. Своеобразие каждого из них определяется тем материалом, который эстетика получа­ла для обработки извне, из всех областей культуры, идеологическим материалом, который поставлялся эстетике складывавшимися в данное время религиозными, политическими, нравствен­ными ценностями; методологическимматериалом, который поступал в эстетику из философских учений этой поры, художественнымматериалом, который эстетика находила в совре­менном состоянии литературы и искусства. В свою очередь каж­дый из выделяемых периодов имел свою внутреннюю исто­рию - время становления данного типа эстетического сознания, время его наиболее полного и отчетливого формулирования и время кризиса, распада и подготовки нового периода, шедшего на смену предыдущему.

Суть второго периода развития эстетики, открытого работами Юма, Берка, Батте и главным образом Баумгартена в середине 18 в., состояла в том, что эстетика была признана теперь самостоятелъным и необходимым разделом философской науки. Соответственно этому классики философской мысли конца XVIII - начала XIX столетия (Кант, Шеллинг, Гегель, Щопенгауэр) и их многочисленные последова­тели и эпигоны в Германии, во Франции, в России стали разрабатывать эстетику.

Эсте­тическая наука, представляющая из себя в 20 веке удивительный сплав мысли и чувства, сумела по-новому соединить вербальный и художественно-пластический уровни в изучении объекта. На пороге нового столетия и тысячелетия искусство и творческая деятельность людей доказали свою готовность к принци­пиально новым эстетическим поискам и решениям.

 

 




Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ| Революция 1905-1907 годов

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав