Читайте также:
|
|
Социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой — из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования. Путь развития социального движения показывает возникновение нового строя жизни.
1. Сначала социальное движение аморфно, плохо организовано, не имеет формы; коллективное поведение на примитивном уровне; механизмы взаимодействия элементарны и спонтанны;
2. Социальное движение развивается и принимает характер общества (приобретает организацию и форму, корпус обычаев и традиций, упрочившееся руководство, постоянное разделение труда, социальные правила и социальные ценности)
Блумер разделяет социальные движения на 3 вида:
1. общие
2. специфические
3. экспрессивные.
Общие социальные движения
К общим социальным движениям Блумер относит такие движения как демократическое, молодежное, женское, движение за мир и т. д.
Они возникли под воздействием нового набора значимых ценностей, влияющих на судьбы людей, которые не удовлетворены их реальным положением в жизни.
Примеры культурных течений: возросшая ценность здоровья, вера в свободное образование, расширение права голоса, эмансипация женщин, растущее внимание к детям и растущий престиж науки.
Характерные черты:
- Общие социальные движения как правило, слабо организованы,
- не имеют постоянного членства
- их конкретные отклики на значимые ценности не выливаются в ясные цели
- не имеют устоявшегося руководства
В целом движение, как правило, осуществляется множеством известных и неизвестных людей, которые борются в самых различных сферах, причем их борьба и достижения не становятся повсеместно известными. Общее социальное движение обычно характеризуется соответствующей литературой, но она так же разнообразна и неопределенна, как и само движение. Она, как правило, представляет собой выражение протеста с неким общим описанием какого-либо утопического существования.
Лидеры общего социального движения играют важную роль не в смысле осуществления руководящего контроля над движением, а в смысле задающих темп.
Общие социальные движения развиваются главным образом неформально, неприметно и в значительной степени неофициально. Их средствами взаимодействия являются прежде всего чтение, беседы, разговоры, дискуссии и следование примерам. Их достижения и действия сосредоточены скорее в сфере индивидуального опыта, чем в заметной со стороны и согласованной деятельности групп. Общее социальное движение в значительной степени подчинено механизмам массового поведения, которые были описаны выше. Подобно тому как культурные течения обеспечивают основу, на которой возникают общие социальные движения, общее социальное движение составляет фундамент, на котором развиваются специфические социальные движения.
Специфические социальные движения
Специфическое социальное движение можно рассматривать как кристаллизацию значительной доли мотивации неудовлетворенности, надежды и желания, пробужденных общим социальным движением, и сосредоточение этой мотивации на какой-либо специфической цели. По Блумеру, специфическими социальными движениями являются реформистские и революционные движения.
Пример – движение за отмену рабства.
Характерные черты:
- обладают четко определенной целью
- хорошо структрированы
- имеют некий преобладающий набор ценностей
- его члены преданы и верны друг другу
Блумер предлагает рассмотреть 4 стадии в развитии социального движения, предложенные Доусоном и Геттисом:
1. стадия социального беспокойства (люди охвачены чувством беспокойства, тревоги и действуют непредсказуемым образом; восприимчивость к призывам и внушениям, следовательно важная роль агитатора)
2. стадия всеобщего возбуждения (происходит уточнение целей; лидер - пророк или реформатор)
3. стадия формализации (движение четко организовано правилами, политикой, тактикой, дисциплиной; лидер преобретает черты государственного деятеля)
4. стадия институционализации (движение превращается в фиксированную организацию с определенным составом и структурой; лидер - администратор)
Механизмы и способы посредством которых подобное движение может вырастать и организовываться:
1. агитация
В специфических социальных движениях отводится особая роль агитации, которая, создавая круговую реакцию возбуждения, напрвлена на изменение представлений людей о самих себе, о своей роли и месте в обществе и особенно в движении - культивируются настроения сопричастности и солидарности, благоговения перед «вождями народов» и «отцами наций». Агитация направлена на ослабление прежних привязанностей людей и на подрыв их прежних образов мышления и действия. Чтобы какое-то движение началось и получило импульс развития, необходимо, чтобы люди отошли от своих обычных способов мышления и чтобы в них пробудились новые порывы и желания. Чтобы быть успешной, она должна:
во-первых, завоевать внимание людей;
во-вторых, взволновать их и пробудить некие эмоции и порывы;
в-третьих, дать этим порывам и эмоциям какое-то направление — посредством идей, внушения, критики и обещаний.
Агитация действует в ситуациях двух видов:
- Первый вид ситуаций отмечен злоупотреблениями, неправомерной дискриминацией и несправедливостью, но это те ситуации, где люди принимают такой способ жизни как некую данность и не ставят его существование под вопрос. Функция агитации — заставить их бросить вызов своему образу существования и поставить его под вопрос (агитатор холоден, спокоен и величав; волнует людей не тем, что делает, а тем, что говорит; может быть скупым на слова, но способным говорить острые, едкие и язвительные вещи, которые “проникают под кожу” людей и заставляют их взглянуть на обсуждаемое в новом свете).
- Другой тип ситуаций характеризуется тем, что люди уже возбуждены, охвачены чувством беспокойства и недовольства, но либо слишком робки, чтобы действовать, либо не знают, что делать. Функция агитации — не столько посеять семена беспокойства, сколько усилить, высвободить и направить то напряжение, которое уже имеется у людей (агитатор - возбужденный, беспокойный и агрессивный человек; его динамичное и энергичное поведение привлекает к нему внимание людей, им передаются его возбуждение и беспокойство; склонен действовать, прибегая к драматическим жестам, и выражать свои мысли, используя театральные эффекты).
Факторы опр., поведение толпы по Гюставу Лебану.
Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.
Настоящее признание пришло к ученому к середине 1890-х годов, вместе с выходом его книги "Психология народов и масс". Книга эта представляла собой подробный анализ психологии народных масс, изучая поведения индивида и связывая его с историческими событиями.
Труды ученого во многом стали пособием для формирования фашистской теории лидерства, являясь своеобразным "учебником" для Гитлера и Геббельса, а Гитлер даже ссылается на труды автора в своей книге "Mein Kampf". Также работы ученого стали настольной книгой и для Бенито Муссолини.
Трагедией Лебона можна назвать то, что его "методами воздействия на толпу" умело воспользовались диктаторы, тщательно изучая их, а о последствиях этого изучения мы с вами можем судить уже сами.
Книги Гюстава Лебона также пользовались огромной популярностью и у российских деятелей, например у Ленина, Плеханова, а Зигмунд Фрейд также изучавший труды Лебона в последствии продолжил работу по изучением психологии толпы.
Ну а теперь по традиции перейдем к цитатам одного из фундаментальных трудов Гюстава Лебона "Психология народов и масс", 1895 года
— Вообще можно сказать, что величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности.
— Все страны, заключающие в себе слишком большое число метисов, по одной только этой причине обречены на постоянную анархию, если только ими не будет управлять железная рука.
— Без сомнения, всякому известно, что все великие религии, браманизм, буддизм, христианство, ислам, вызвали массовые обращения среди целых рас, которые формально сразу их приняли; но когда углубляешься немного в изучение этих обращений, то сразу можно заметить, что если и переменили что-нибудь народы, то только название своей старой религии, а не самую религию; что в действительности принятые верования подверглись изменениям, необходимым для того, чтобы примкнуть к старым верованиям, которым они пришли на смену и по отношению к которым были только простым продолжением.
— В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.
— Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации.В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но так же и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Индивид в толпе — это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром.
— Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним присоединяются какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа, великое чудо, крупное преступление, великая надежда. Толпе надо всегда представлять вещи в цельных образах, не указывая на их происхождение. Мелкие преступления и несчастные случаи вовсе не поражают воображения толпы, как бы они ни были многочисленны; наоборот, какой-нибудь крупный несчастный случай или преступление глубоко действуют на толпу, хотя бы последствия их были далеко не так пагубны, как последствия многочисленных, но мелких несчастных случаев и преступлений.
— Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на границе безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Презрение и преследование не производят на них впечатления или же только еще сильнее возбуждают их. Личный интерес, семья — все ими приносится в жертву. Инстинкт самосохранения у них исчезает до такой степени, что единственная награда, к которой они стремятся, — это мученичество. Напряженность их собственной веры придает их словам громадную силу внушения. Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил.
— Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет ей подчиняться. Не трудно убедиться, как легко они вынуждают рабочие классы, даже самые буйные, повиноваться себе, хотя для поддержания своей власти у них нет никаких средств. Они назначают число рабочих часов, величину заработной платы, организуют стачки и заставляют их начинаться и прекращаться в определенный час.
— В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения; толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.
— Вожак может быть иногда умным и образованным человеком, но вообще эти качества скорее даже вредят ему, нежели приносят пользу.Ум делает человека более снисходительным, открывая перед ним сложность вещей и давая ему самому возможность выяснять и понимать, а также значительно ослабляет напряженность и силу убеждений, необходимых для того, чтобы быть проповедником и апостолом. Великие вожаки всех времен, и особенно вожаки революций, отличались чрезвычайной ограниченностью, причем даже наиболее ограниченные из них пользовались преимущественно наибольшим влиянием.
— Парламентские собрания, достаточно возбужденные и загипнотизированные, обнаруживают точно такие же черты; они становятся похожими на непостоянное стадо, повинующееся всем импульсам.
— Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем — постепенное ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна — вот в чем заключается цикл жизни каждого народа.
4)Общественное мнение: понятие, виды,функции, формы выражения и выразительности.
Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.
В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.
Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, ещё в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в.
По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его в книге «Поликратик» для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion».
Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» — «Глас Народа — Глас Божий».
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |