Читайте также:
|
|
Волнение газетчиков по поводу нового открытия переросло в восторг, когда они узнали, что изобретатель - человек не безвестный: Дагер вот уже пятнадцать лет работал директором Диорамы - заведения, развлекавшею публику зрелищами, основывавшимися на хитроумных обманах зрения и изощрённой игре со светом, и главное, очень полюбившимися парижанами.
Между тем, не один Дагер мечтал о чём-то подобном. Многие и прежде него пробовали запечатлеть игру света, но особенных успехов не добивались. Дагер сумел воспользоваться достижениями науки, прежде всего химии и физики, в частности оптики, и мечта об остановившемся мгновении смогла, наконец, в первой половине XIX века осуществиться.
Фотография вынашивалась двадцать лет с хвостиком, если считать моментом зачатия первые опыты Ньепса, а родами - время, когда у Дагера уже получались дагерротипы.
В августе 1839 года способ, названный дагеротипией, был обнародован для всеобщего сведения. В этом же году англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот (1800—1877) объявил о своем способе закрепления изображений, получаемых в камере-обскуре. Правда, поиски способа закрепления светового рисунка в жизни Тальбота не занимали столь исключительного места, как у изобретателя по самой натуре Ньепса или у фанатически увлеченного этой идеей художника Дагера.
Фокс Тальбот был разносторонним ученым. Он — автор трудов по математике и химии, археологии и лингвистике. Отправляясь в путешествие, ученый брал с собой камеру-обскуру, пользовался ею.
«При рассмотрении прелестного изображения в камере-обскуре мне часто приходила мысль, что было бы желательно удержать если не его цвета, то по крайней мере света и тени»,— писал Тальбот впоследствии. Ученый был досконально знаком со всеми опытами изобретателей предшествующего времени, искавших способы закрепления «солнечного» рисунка. Советовался в ряде своих исследований со знаменитым физиком Джоном Фредериком Гершелем, которого как ученого, интересовала природа солнечного луча.
Еще летом 1835 года Тальбот с получасовой выдержкой произвел снимки своей дачи. Это здание «первое нарисовало себя самое» — сообщил он («Фотографический вестник», 1889).
Фокс Тальбот — ученый с художнической склонностью — назвал свое изобретение «калотипией», от греческого слова «калос» — красота. Изображение получалось в камере-обскуре на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором. Бумажную пластинку проявляли, затем закрепляли. Это был негатив. С бумажного негатива контактным способом печатали позитивное изображение на светочувствительной бумаге, и можно было получать неограниченное количество отпечатков.
Именно калотипия положила начало основам фотографии, какой мы ее знаем сегодня, так называемому негативно-позитивному процессу.
Работы Дагерра и Талбота знаменуют собой начало истории фотографии; однако судьба их открытий оказалась неодинаковой. Хотя дагерротипия и позволяла получать прекрасные изображения, сохраняющие и поныне свою эстетическую ценность, каждое из них было единственным и уникальным. Способ Дагера исключал возможность размножения снимков. Снимки же по способу калотипии (талботипии) были далеко не столь совершенными, зато именно изобретение Талбота положило начало негативно-позитивному процессу, т. е. современной фотографии. К 1860 году дагерротипию вытеснил из практики мокрый коллодионный процесс, в котором также была использована позитивная печать с первичного негативного изображения. Хотя фотография зародилась во Франции и Англии, она быстро проникла в другие страны Европы и в Америку. Буквально с первых же дней своего существования она стала известна и в России. Плодотворное и перспективное новшество прежде всего заинтересовало Российскую Академию наук, а вскоре и активных предпринимателей и ученых. В дальнейшем во всех странах прилагались немалые усилия по усовершенствованию и использованию фотографии в различных областях деятельности человека. Особую роль в развитии фотографии сыграла химико-фотографическая и оптико-механическая промышленность, которая в России долгое время находилась в зачаточном состоянии и только в годы Советской власти вышла на передовые рубежи науки.
Способом Тальбота рано заинтересовалась Петербургская академия наук. Сотрудник ее, И. X. Гамель, познакомился в Англии с Тальботом и прислал в Петербург усовершенствованную камеру-обскуру и несколько его снимков. Адъюнкту академии, химику Ю. Ф. Фрицше было поручено заняться изучением и даже усовершенствованием способа Тальбота.
Увлеченно взялся молодой ученый за труд и представил в заключение письменный отчет с приложением нескольких калотипных снимков собственного изготовления. Доклад был сделан 24 мая 1839 года и, насколько известно, оказался первым исследованием метода Тальбота, а калотипии Фрицше — первыми фотографическими опытами в России. Какими-то судьбами коллекция снимков Тальбота оказалась вскоре в Эстонии; двадцать одна работа англичанина хранится в университете Тарту.
Основные жанры в дагерротипе:
• Портрет
• Натюрморт
• Пейзаж
В крупных городах Европы первые любители светописи раскупили все подходящие очковые стекла и ящики, пригодные для устройства камеры. Ходко пошла торговля серебряными полированными пластинками, йодом и ртутью.
С восходом солнца перед достопримечательными сооружениями в городах расставляли свои незамысловатые аппараты фотографы и терпеливо ждали, пока солнечные лучи произведут магическое действие на пластинку.
Дагеротипия была дорогим занятием. Увлекались съемками богатые люди — кто из тщеславия, кто ради развлечения. Некоторые петербуржцы выписывали дагеротипные аппараты из Парижа, например, граф Алексей Бобринский. Он удачно сфотографировал свой зимний сад, чем вызвал восхищение у гостей.
Заметный след в истории фотографии оставил граф Григорий Ностиц. Он впоследствии стал незаурядным пейзажистом. Среди первых фотографов в России были художники, изобретатели в области техники или предприимчивые ремесленники.
Дагеротипия оказалась несовершенным способом. Но ученые, изобретатели, механики убеждены были в будущем приложении нового открытия к различным отраслям деятельности.
Русский журналист Владимир Строев писал в то время:
«В художественном отношении выгоды дагерротипа неисчислимы. Путешественник, не умеющий рисовать, может снимать виды, здания, памятники в несколько минут... Теперь у всякого путешественника может быть живописец в чемодане, живописец верный, мастер своего дела, не подверженный ни усталости, ни болезни: не ленивый, не нуждающийся в красках и других материалах. Ему нужны только лучи солнца. Художники с пользою употребят дагерротип для снятия моделей. Самая верная, твердая рука не срисует так отчетливо, как природа...
Для истории дагерротип — сокровище. Он передает медали, монеты, камни с абсолютной точностью, надежнее гравюры...»
Блюменталь (Александр, Фридрих, Эдуард) немецкие поданные, фирма «Братья Блюменталь из Берлина» (1846-1850-х). В 1848 «Адресе-календаре жителей Москвы» сообщалось: «Дагерротипное заведение г. Блюменталя давно уже существует, но теперь возобновлено и устроено с современным улучшением, требуемым самою дагерротипиею. Время снимания назначено от 10 часов утра до 3 пополудни ежедневно, при всякой погоде. Плата за портрет различна».
Венингер Иозеф, австрийский поданный (1843-1857), по воспоминаниям С.Л. Левицкого, был «лучшим из всех» петербургских дагерротипистов. Большинство его работ ретушировал (раскрашивал) художник М.А. Зичи. Венингер занимался репродуцированием произведений изобразительного искусства, акварель В. Гау из собраний Зимнего дворца. В 1847 один из первых освоил мокроколлодионный процесс, который широко использовал параллельно с дагерротипами.
Фирма «Т.Шнайдер и сыновья» баденские поданные, (1861-1862), занимались портретированием и видовой съемкой. Славу и популярность им принесли стереодагерротипы, которые оформлялись в специальных футлярах и снабжались оптическими устройствами.
Александровкий Иван Федорович (1840-1860-х) брат известного акварелиста, академика живописи С.Ф. Александровкого. Один из первых российских фотографов, изучал дагерротипное искусство в Париже и Лондоне, участвовал в работе Всемирной выставки (1851). В 1853 открыл ателье в Петербурге, в эти же годы освоил изготовление фотографий на бумаге, у него работали ретушером И.Н. Крамской и лаборантом – М.Б. Тулинов. На рубеже 1850 - 1860-х Александровский был признан самым популярным петербургским фотографом-портретистом.
Методы амбротипии, паннотипии и ферротипии на заре фотографии их преимущества и недостатки - технически проще дагерротипии, но изображение получалось темным и менее контрастным, отсутствие возможности множить изображение путем копирования. Утратили свое значения к 1860 г.
Метод амбротипии (от греч. ambrosios, т.е. «вечный») основан на мокроколлодионном процессе, представленном в 1851 г. в Лондоне Фредериком Скоттом Арчером, 1813-1857гг. темный негатив путем отбеливания в растворе хлорида ртути преобразуется в светлое изображение, которое на темном фоне воспринимается как позитив.
Метод паннотипии (от латин. pannus, т.е. «полотно, платок») основан на коллодионной пленке, снятой с пластинки, которая переносится на черную клеенчатую основу, метод применялся с 1853 по 1857 гг. Кроме темного цвета изображения недостатком являются трещины, возникающие со временем.
Метод ферротипии (от латин. ferrum - железо) изготавливался на железных пластинках, покрытых черным или темно-коричневым лаком. Другое название метода – меланотипия (от греч. melainein - чернить).
Адольф Мартэн (1824-1896) в 1853 продемонстрировал в Париже переход от стекла к небьющейся жести.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 61 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |