Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Обязательное чтение первоисточников. · Антология мировой философии

Читайте также:
  1. I. Изучающее чтение.
  2. I. Изучающее чтение.
  3. II. Изучающее чтение.
  4. II. Изучающее чтение.
  5. III. Ознакомительное чтение. Развитие ОК-7, ОК-11
  6. Вербальные коммуникации: речь, слушание, письмо и чтение.
  7. Внеаудиторное чтение, 4 семестр
  8. ВНИМАНИЕ! Далее все действия, связанные с чтением текста задания, а также с созданием, открытием, сохранением и закрытием файлов, выполняются в разных окнах Word.
  9. Вторичное чтение и анализ.
  10. Занятие 8. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЕГО ВИДЫ. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТАРХОВАНИЕ

· Антология мировой философии. Т.1. Ч.2 С. 600-605 (Августин);

Вопросы для обсуждения:

1. Какие требования предъявляет Августин к морали? Как следует относиться к телесности?

2. Кто создает мораль?

3. Почему человеку не удается избавиться от греховности?

4. Что означает в терминологии Августина «два града»? Каковы их характеристики?

5. Какими характеристиками наделены жители земного и небесного градов?

6. Каков порядок отношений между градами и кто его устанавливает?

 

Дополнительная литература

 

1. Аврелий Августин. Исповедь. – Кн. 10. – М.: Ренессанс, 1991.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, 1975 (Мыслители прошлого).

  1. Виндельбанд В. Августин и средние века // Виндельбанд В. История древней философии. – Киев: Тандем, 1995. – С. 312 – 337.

4. Виндельбанд В. История философии. – Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997.– С. 179 – 293.

  1. История философии / под ред. Шендерецка А.П. – Владивосток: ВГУЭС, 1998.
  2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. – С. 181 – 340.

Тема 7. Гуманистическая философия эпохи Возрождения (2 часа)

Цель данного семинара – выявитьглубинные перемены, осуществленные возрожденческой мыслью на уровне мировоззренческих и этико-эстетических, нравственных ценностей и оценок.

1. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Учение о человеке.

2. Натурфилософия эпохи Возрождения.

3. Социальная утопия Т.Мора и «Город Солнца» Кампанеллы как идеальные модели должного бытия.

Приступая к первому вопросу, обозначьте этапы философии Возрождения, найдите их отличительные характеристики. Акцентируйте внимание на понятии антропоцентризма, выявите его особые черты и объясните, каким образом можно использовать антропный принцип для повышения самосознания человеком самого себя. Каков идеал возрожденческого человека? Поясните свой ответ иллюстрациями. Исследуя термин «гуманизм», выявите его многозначность термина. Какой из смыслов «гуманизма» соответствует идеалу человека эпохи «Возрождения»?

Особое внимание уделите проблеме свободы, индивидуализма и творчества. Какое значение имело изменение ценностных акцентов для пробуждения активности человеческой личности, для преобразования ее установок в отношении самой себя и окружающего мира? В то же время следует подумать над вопросом о последствиях бесконечного восхваления человека. Выявите дилемму между свободой человека, его творческой деятельностью и социальными нормами. В чем трагизм революционной стихии возрожденческого индивидуализма? Обратитесь к философским взглядам Лоренцо Вала, Микеланджело и других философов, где вы можете найти ответы на поставленные вопросы.

Во втором вопросе сконцентрируйтесь на натурфилософских принципах объяснения существования природы, применяемых философами эпохи Возрождения. Основной принцип эпохи Возрождения – пантеизм. Раскройте содержание данного термина. Чем различаются идеалистический пантеизм и материалистический пантеизм? Рассмотрите идеалистический пантеизм в философии Н.Кузанского через математические доказательства бытия Бога и природы. Материалистический пантеизм прослеживается в философских идеях Дж. Бруно и Г. Галилея. Расскажите о пантеистических воззрениях на проблему движения и его источников.

Третий вопрос связан с социальными воззрениями философов эпохи Возрождения. Наиболее ярко представления о свободе человека от социальных оков выражения были в утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы. Прочтите их работы, представьте идеал будущего, политическое устройство предполагаемого государства, общественные обязанности граждан. Раскройте, с одной стороны утопичность взглядов Мора и Кампанеллы, а, с другой, объясните глубокий гуманистический смысл, заложенный в их трудах.

 

Дополнительная литература

 

  1. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Политиздат, 1991.
  2. Невлева И.М. Философия. – М.: Русская деловая литература, 1998.
  3. Мор Т. Утопия. – М., 1901.
  4. Кампанелла Т. Город Солнца. – М.-Л.: Academia, 1934.

Тема 8. Философия Нового времени (2 часа)

Цель данного семинара – рассмотреть основную проблематику философии Нового времени, связанную с субстанциональными основаниями и методологией исследования.

  1. Индуктивный метод Ф.Бэкона: от заблуждения к истине.
  2. Субстанциональная онтология (Т.Гоббс, Б.Спиноза).
  3. Дедуктивный метод Декарта.

4. Агностицизм и его роль в разрушении традиционного знания.

 

При подготовке к первому вопросу следует дать общую характеристику эпохи Нового времени. Отметить, что для философии этого периода характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего из опытного естествознания. В связи с этим возникает пристальное внимание философов к методам познания. Опишите понятия «светоносных» и «плодоносных» опытов, поясните о каких видах знания и их значимости идет речь. Какие пороки науки видел Ф.Бэкон, в чем состояла проблема формально-логического метода, используемого средневековой наукой? Какую роль отводил он человеку в процессе познания?

Сформулируйте индуктивный метод Ф.Бэкона, этапы его построения. Чем этот метод отличается от логики, анализа и синтеза.

Отвечая на второй вопрос, Расскажите о механистической онтологии Гоббса. В чем особенность его толкования материи, движения пространства и времени? Почему философ считает, что понятие абстрактной субстанции бессмысленно? Необходимо отметить, что, по Гоббсу, реально существуют только единичные тела. Пространство для него – всегда конкретная протяженность конечного тела, а время – только «образ движения». Вместе с тем следует подчеркнуть, что идея Гоббса о зависимости пространства и времени от движения тел предвосхищала некоторые выводы современной физической науки. Остановитесь на теории субстанции Спинозы, в основе которой – теория о субстанции Декарта. Необходимо отметить недостаток декартовской теории с точки зрения Спинозы, который увидел в дуализме Декарта противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременно зависимостью их всех от другой субстанции – Бога. Спиноза пытался объяснить мир из него самого. Природа есть причина самой себя. Раскройте смысл учения Спинозы о единой субстанции, заключающей в себе все сущее. Расскажите о свойствах субстанции, ее атрибутах. Как определяет Спиноза модусы? В чем заключается пантеизм Спинозы? Кроме того, необходимо отметить ограниченность идей Спинозы. Отличается ли его позиция от древних философов, настаивавших на неизменности субстанции?

В третьем вопросе следует остановиться на математической интерпретации субстанции Декарта. Поясните значение термина «субстанция». Какими свойствами наделяет Декарт субстанцию. Используйте знаменитый тезис Декарта «Я мыслю – следовательно, я существую» для определения особенностей «мыслящей» субстанции. Сравните его концепцию врожденных идей с концепцией Дж. Локка и Г. Лейбница. В чем сходство и различие их концепций? Как рассматривают он проблему движения? Поясните в связи с этим сущность принципа деизма. Какое значение он играет в философии Нового времени?

Подробно изучите принципы дедуктивного метода познания, созданного Декартом. Опишите правила данного метода.

В четвертом вопросе раскрывается содержание критического направления в философии Нового времени – агностицизма. Для этого обратитесь к работам Д. Юма и Дж. Беркли, в которых знание определяется как описание различных идей. Какие аргументы они используют для доказательства того, что для каждого человека мир предстает как комплекс ощущений.

 

Дополнительная литература

 

  1. Ляткер Я.А. Декарт. – М.: Мысль, 1975.
  2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1974.
  3. Соколов В.В. Спиноза. – М.: Мысль, 1977.
  4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1984.

Тема 8. Немецкая классическая философия (2 часа)

Цель данного семинара – составить общее представление о попытках немецких философовпреодолеть недостатки и односторонность классической философии в направлениях эмпиризма и рационализма, материализма и идеализма, скептицизма и логического оптимизма и т.д.

1. Гносеология И. Канта.

  1. Философская система Гегеля.
  2. Проблема отчуждения в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

4. Материалистическое понимание истории.

Первый вопрос потребует от вас ответа на вопросы о. истоках и возможностях познавательной деятельности, изложенных в философии И.Канта. Дл этого следует определить содержание двух основных понятий Канта – «практический разум» и «теоретический разум». Определите сферу деятельности каждого из указанных видом разума.

Важную роль в правильном ответе играет знание онтологической концепции Канта, а именно понятий «вещь-в себе» и «вещь-для-себя». В чем различие этих двух категорий? Вопрос о том, как осуществляется процесс перехода «вещи-в-себе» в «вещь-для-себя» и раскрывается через гносеологию. Основополагающую роль в это играет априорное знание как независимое от всякого опыта. Необходимо охарактеризовать роль рассудочных суждений и разума в познавательной деятельности. Кант полагал, что человек знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию и делал из этой посылки вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Акцентируйте внимание на постановке проблемы противоречия между стремлением рассудка к познанию абсолютной истины и ограниченностью опытного знания, что и составляет проблему познания и приводит к противоречиям, недостоверности.

Излагая второй вопрос, расскажите о принципиально новом походе к проблеме бытия в философии Гегеля. Раскройте смысл главной идеи онтологии Гегеля – отождествления бытия и мышления. Почему у Гегеля система категорий отождествляется с самим бытием, почему между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует противоречия? «Все разумное действительно, а все действительное разумно». В результате отождествления бытия и мышления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи. Дайте определение философскому пониманию абсолютной идеи. Что означает, по Гегелю, отчуждение абсолютного духа от окружающего мира, природы, человека? Расскажите о круговороте Абсолютного духа. Следует сказать о том, какую роль играет человек в онтологии Гегеля. Почему сознание каждого человека – частица Мирового духа? Ответьте на вопрос, как через человека Мировой дух проявляет себя. В чем особенность понимания природы (окружающего мира) Гегелем? Гегель выделяет три разновидности духа: субъективный, объективный, абсолютный дух. Раскройте суть этих понятий. Почему Гегель считал искусство, религию и философию выражением Абсолютного духа? Сравните объективный идеализм Гегеля с объективным идеализмом Платона. Почему философия Гегеля оказалась последующим грандиозным воплощением классического типа философии, основанной на самосознании?

В третьем вопросе основная проблема заключается в выявлении гуманистического характера марксистской философии. В ней впервые была предпринята попытка решить вопрос об отчуждении человека в условиях нарастающей капитализации и омассовления. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях. Заострите внимание на процессах присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям. На основе концепции присвоения он создает учение общественно-исторической, предметно-практической сущности человека, сущность которого и необходимо изложить.

Обратитесь к марксистскому пониманию сущности человека, его связи с природой. Объясните, почему природу человека Маркс изучает через призму человеческой производственной деятельности. В этой связи обсудите такие понятия как опредмечивание и распредмечивание, связанные с предметной деятельностью.

Четвертый вопрос раскрывает один из важнейших элементов марксистской философии – материалистическое понимание истории. Прочтите раздел «Материалистическое понимание истории» из работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология». Уточните, какие предпосылки появления истории, и общества они называют, и как оценивают роль этих предпосылок. Акцентируйте внимание на диалектической взаимосвязи духовного и материального производства. Объясните, в чем заключается недостаток старой философии в объяснении целей и задач общественного движения с точки зрения марксизма. Какова модель общественного устройства, и какие факторы определяют его развитие с позиций марксизма?

Поясните смысл концепции социального детерминизма. Она оперирует понятиями «первичные» и «вторичные» факторы общественного развития. С позиций социального детерминизма трудно однозначно определить, что является определяющим фактором, сознание людей, часто опережающее действительность, или материальное производство. Социальный детерминизм преследует цель решить следующую проблему: развивается ли общество по определенным законам или оно существует бессистемно и общественное движение случайно. На каких основаниях, в концепции социального детерминизма, строится общество, и какие факторы определяют его развитие? Попробуйте объяснить этот вопрос, раскрывая содержание понятий «общественное бытие» и «общественное сознание». Определите, в чем состоит величие и ограниченность концепции марксизма.

Дополнительная литература

 

  1. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: Учебное пособие для ун-тов. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 186 – 190, 201 – 393.
  2. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Политиздат, 1991.

Тема 10. Русская философия (2 часа)

Цель данного семинара – выявить особенности русской философии в изучении проблем общественного существования.

  1. Русская идея в эсхатологической перспективе.
  2. Концепция всеединства, учение о богочеловечестве Вл. Соловьева.

3. Концепция свободы в русской философии.

Первый вопрос сконцентрирует вас на анализе исторической судьбы России в историческом процессе. Кратко обрисуйте концепции западничества, славянофильства и евразийства, объясняющих место и роль России в истории. Подробно остановитесь на концепции соборности, как краеугольном понятии русской философии. Раскройте содержание понятий «византизм» и «панславизм», характерных для славянофильства и евразийства.

Во втором вопросе следует остановиться на концепции Софии, разработанной Вл. Соловьевым. Именно через деятельность Софии возникает множественность мира. Прокомментируйте роль софийности к структуре мира. Какое назначение имеет данная концепция? Логически обоснуйте триединство Любви, Истины и Красоты в философии Соловьева. Необходимо обратить внимание на понятие творческой эволюции, развиваемое Соловьевым, поскольку эта идея ведет к объяснению истории в виде богочеловечества, как единого мирового организма.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть понятие свободы. Помните, что проблему свободы необходимо рассматривать в двух аспектах – свобода внешняя и внутренняя. Русская философия, не отрицая важности внешней свободы, в большей степени акцентирует внимание на состоянии внутренней свободы. Таково понимание свободы в философии Ф.Достоевского и Н.Бердяева. Внутренняя свобода трактуется как свобода духа. В европейской философии свобода духа понимается как независимость от людей и мнений. В философии Достоевского, Толстого, Бердяева свобода духа понимается как самообладание, как обуздание свободной воли, подчиняющей себе всеобщей воле, выраженной в общественной дисциплине.

Прочтите работы Достоевского и Бердяева и подумайте, как в них выражены основания свободы и необходимости.

Дополнительная литература

 

  1. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. – М.: Мысль, 1990.
  2. Пантин И.К. Человек и действительность в философской концепции Н. Г. Чернышевского // Чернышевский Н. Г. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1986.
  3. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. – СПб.: Азбука, 2000.
  4. Толстой Л.Н. Религиозно-философские работы. – М.: Педагогика-Пресс, 1991.
  5. Хомяков А.С. О старом и новом. – М.: Современник, 1988.
  6. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия // О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990.
  7. Хоружий С.С. София – Космос – Материя: Устои философской мысли отца Сергия Булгакова // Хоружий С.С. После перерыва: Пути русской философии: Учебное пособие. – СПб.: Алетейя, 1994. – С. 67 – 99.

Тема 11. Философия позитивизма (2 часа)

Цель данного семинара – выявить содержание программа позитивистов с учетом эволюции его форм и отношения к предмету философского знания.

1. О. Конт: критика метафизики и создание позитивной философии.

2. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса.

3. Смысл и предназначение философии в неопозитивизме.

4. Постпозитивизм. Проблема соотношения научного и философского знания.

 

В первом вопросе следует рассмотреть причины появления философии позитивизма и критическую оценку классической философии его первыми представителями: О. Контом, Дж. Миллем и Г. Спенсером. Опишите замысел О.Конта в области задач философии и науки, если учесть его требование заменить вопрос «почему» вопросом «как». Какие последствия для науки несет подобное смещение акцентов и какая роль в процессе познания отводится философии?

Поразмышляйте над онтологией Дж. Милля, истолковывавшего материю как постоянную причину или постоянную возможность вызывания впечатлений. Как Вы думаете, кто из философов эпохи Нового времени мог быть учителем Милля и в чем сходство их взглядов? Задачи науки понимаются им как индуктивное упорядочение единичных явлений для получения законов природы. Что собою представляет индуктивный метод?

И, наконец, обратитесь к методу эволюционизма Г. Спенсера. Является ли этот метод философским или же Спенсер привлекает методы наук, если да, то каких? Как рассматривается общество с этих позиций?

Во втором вопросе определите круг основных проблем, поставленных философами-эмпириокритиками Э. Махом и Р. Авенариусом. Подумайте над сходством и различием постановки и решения проблем на первом и втором этапах позитивизма. Раскройте содержание понятия «элементов мира», которые ввел Э.Мах, с помощью которых он пытался преодолеть разрыв между материализмом и идеализмом, но еще более запутал этот вопрос. В этой связи оцените отношение эмпириокритицизма к переориентации научного естествознания конца XIX в. в сторону практики и фундаментальных исследований.

В третьем вопросе предстоит рассмотреть направления логического позитивизма и аналитической философии, возникшие на этапе неопозитивизма. Перечислите их основных представителей.

Исходя из основного тезиса об априорно-аналитическом характере положений логики и математики, расскажите о проблематике логического позитивизма: эмпирическая осмысленность научных утверждений, предмет философии, применимость аппарата математической логики в исследовании эмпирических фактов, использование принципа верификации в определении истинных суждений.

Обращаясь к изложению положений аналитической философии, которая, по сути, стала философией языка, обратите внимание на требования аналитиков тщательно выявлять и кропотливо описывать многообразные контексты словоупотреблений. С этих позиций подумайте над вопросом, почему аналитики заменяют понятие «истинное суждение», понятием «верное суждение», что, в свою очередь, ведет к исчезновению самого понятия истины. Отталкиваясь от данного вопроса, определите идеал ученого и науки в понимании неопозитивизма. Используйте для этого философские выводы Л. Витгенштейна.

В четвертом вопросе кратко охарактеризуйте причины появления постпозитивизма, назовите его основных представителей и обозначьте проблемы, исследуемые постпозитвизмом.

Дополнительная литература

 

1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

  1. Карнап Р. Философские основания физики. – М.: Политиздат, 1991.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследователь-ских программ. – М.: Медиум, 1995.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. – М.: СПбГУ, 1998.

  1. Руднев В. О недостоверности. Против Витгенштейна // Логос. – 1997. – № 9. – С. 117 – 129.

Тема 12. Философия волюнтаризма и экзистенциализма (2 часа)

Цель данного семинара – сформировать представление студентов о современном иррационализме, определить бытие человека и его место в философии современного иррационализма.

1. Онтология и гносеология «философии жизни».

2. «Воля к власти» как основа бытия в философии Ф. Ницше.

3. Проблема бытия в философии экзистенциализма.

В первом вопросе вам необходимо составить представление об иррационализме как философском течении XIX-XX вв. Рассмотрите в общих чертах основные направления иррационализма. Изучите онтологические начала философии жизни. Почему бытие мира заменяется в философии XIX в. на понятие «жизнь»? Обсудите понятие «воли», в учениях Зиммеля и Дильтея.

Во втором вопросе остановитесь на основной идее Ф. Ницше, а именно концепции «воли к власти» как основе всякой жизни, всего общественного и культурного процесса. Возможно ли познание «воли к власти»?

Поясните, какие социальные последствия вытекают из принятия «воли к власти» в качестве основы жизни, затрагивая вопросы социального прогресса, мировоззрения, общественных отношений и человека. Охарактеризуйте идеал «сверхчеловека», созданный Ф.Ницше, включая вопросы этического характера.

Изучение третьего вопроса начните с основной категории экзистенциализма – «экзистенция» (существование). Вам необходимо знать, что для экзистенциалистов характерна антропологическая ориентация; в центре его внимания находятся, прежде всего, следующие проблемы: смысла жизни, индивидуальной свободы, ответственности.

Поясните содержательный характер феноменологического метода, характерного для экзистенциализма. Почему экзистенциалисты рассматривают бытие как бытие человека? Обратитесь к философии М. Хайдеггера для объяснения данного вопроса. Остановитесь на понятиях «подлинное» и «неподлинное» бытие, «ничто» и раскройте их содержание. В чем абсурдность человеческого бытия, считают экзистенциализмы? Какую роль в осознании бытия играет знание или ощущение конечности, т.е. смертности всего живого? Чем отличаются категории «сущность» и «существование», как важнейшие категории философии экзистенциализма?

Рассмотрите философию экзистенциализма на примере одного из его представителей А. Камю. При изучении философии А. Камю вы увидите, что основная проблема его философии заключается в том, стоит ли жизнь того, чтобы её прожить (проблема самоубийства). Вам необходимо акцентировать своё внимание на том, как же решает А. Камю эту проблему. Для этого вам необходимо рассмотреть «Миф о Сизифе». Ответьте на следующие вопросы. Почему Камю называет Сизифа абсурдным героем? Должен ли человек жить, осознавая абсурдность жизни? Оправдывает ли Камю самоубийство? В философии Камю Дон Жуан отрицательный герой?

Как вы сами относитесь к проблеме самоубийства?

 

Дополнительная литература

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав