Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Социал-дарвинизм в социологии.(Гумплович, Ратценхофер, Смолл).

Читайте также:
  1. Социал-дарвинизм

Социал-дарвинизм в социологии.(Гумплович, Ратценхофер).

Людвиг Гумплович не выводил свои теории из принципов теории

эволюции. Однако акцент на роли конфликтов в соц. жизни выражен

у него очень сильно. Стремясь развивать ортодокс. подходы социал-

дарвинизма, ориентируясь на поиск новых концепт-х горизонтов,

Гумплович сочетал в собственных социолог-х изысканиях как

традиц-е, базис. идеи идеалистич. фил-фии, так и сопрягающиеся с

ними положения психологии. Это позволило ему увидеть соц. кач-во, объединяющее человека и животных. Мак-Дугалл создал

“целевую”, или “гормическую” (от “гормэ” — стремление, желание,

порыв), концепцию поведения. Согласно ей, организм наделен

энергией, проявляющейся, в гормэ — движущей силе интуитивного

характера и реализующейся в действии инстинктов. Набор

инстинктов человека связан с психофизическим предрасположением

— наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки

нервной энергии. Действие инстинкта включает аффективную

(рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную

(двигательную) части. Их внутр. выражение — неосознанные

эмоции, влияющие на сознание и детерминирующие поведение.

Человек обладает следующими осн. парами связанных между собой

инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом;

бегства — с чувством самосохранения; воспроизведения рода — с

ревностью и женской робостью; приобретения — с чувством

собственности; строительства — с чувством созидания; стадный

инстинкт — с чувством принадлежности и т. д. Из этих инстинктов

Мак-Дугалл выводит осн. соц ин-ты (семья, торговля и др.) и

процессы (войны). Haибольшее значение придается стадному

инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе

большинства соц ин-тов. Следствия этого инстинкта — рост

городов, коллективный характер труда, досуга, массовые сборища и

т. п. Др. видный представитель И., Лебон, доказывал, что в силу

волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших

масс людей (“толп”) ими правят бессознательные инстинкты,

проявляющиеся именно тогда, когда человек попадает в такую

большую массу. В толпе снижается уровень интеллекта, падают

ответственность, самостоятельность и критичность, исчезает

личность как таковая. Приверженцы И. по-разному трактуют не

только содержание, но число “базовых инстинктов”: Мак-Дугалл

называл вначале 11, потом 14,затем 18 осн. инстинктов; Фрейд свел

их к двум осн. К 1924 г. насчитывалось суммарно 15789 отдельных

инстинктов, что не только снижало объяснительную силу И., но и

подрывало доверие к нему. Кроме того, интерпретация соц

поведения как врожденного стремления к цели узаконивала роль

иррациональных, бессознательных влечений в кач-ве движущих сил

не только индивида, но и об-ва в целом, что было чревато опасными

выводами.

Смолл общие принципы определили его соц-практическую

ориентацию; в отличие от Смолла, который был реформистом,

Самнер был сторонником стихийности в соци развитии и

противником всех форм гос регулирования соц и эконом процессов

Исходя из того, что интересы являются первичными элементами

общественных действий, Смолл предложил считать категорию

интереса основной единицей соц анализа и концепции соц процесса.

Уделяя категории "интерес" особое внимание, Смолл тем не менее

не сумел выработать корректного определения ее, поскольку в

общих чертах под интересом он понимал лишь "неудовлетворенную

способность, соответствующую нереализованному условию, и ее

предрасположенность к такой перестройке, которая была бы

направлена на реализацию указанного условия". Полагая, что жизнь

индивида в обществе сводима к процессу приспособления и

удовлетворения интересов, в ходе которого каждый человек

стремится удовлетворить собственные интересы за счет других

людей, Смолл утверждал, что эти простейшие образы действий

вполне возможно проследить в поведении индивидов и даже

классифицировать их. Смолл сделал вывод, что вся общественная

жизнь является результатом взаимодействия шести общих классов

интересов, ориентированных на здоровье, благосостояние (владение

вещами), общение, познание, красоту и справедливость. По мнению

Смола, вокруг мощных носителей различных интересов и

образуются различные общественные группыи институты.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав