Читайте также:
|
|
Мак-Дугалл создал "целевую", или "гормическую" (от греч. "гормэ" - стремление, желание, порыв), концепцию поведения. Согласно ей, организм наделен витальной энергией, проявляющейся, в гормэ - движущей силе интуитивного характера и реализующейся в действии инстинктов. Набор инстинктов человека связан с психофизическим предрасположением - наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Действие инстинкта включает аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Их внутр. выражение - неосознанные эмоции, влияющие на сознание и детерминирующие поведение. Человек обладает следующими осн. парами связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; бегства - с чувством самосохранения; воспроизведения рода - с ревностью и женской робостью; приобретения - с чувством собственности; строительства - с чувством созидания; стадный инстинкт - с чувством принадлежности и т. д. Из этих инстинктов Мак-Дугалл выводит осн. социальные ин-ты (семья, торговля и др.) и процессы (напр., войны). Haибольшее значение придается стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе большинства социальных ин-тов. Следствия этого инстинкта - рост городов, коллективный характер труда, досуга, массовые сборища и т. п.
Интеракционисткая концепция Кули
В осн. соц-ской теор. К. – соц. органицизм (основан на
ментальной прир. соц. организма — «сверх-Я», «большом созн») и
Признание основополаг. роли созн. в формир. соц. процессов. К.
Называл себя монистом, рассматривал общ-во, соц. гр. и индивида
Как единый живой организм; ввел понятие малых, первичн. гр.
(семья, гр. ровней, соседство, местные общины) и вторичн. общ-вен.
Инст. Исх. предпос. его теор. было утверждение о соц. прир. чел.,
Можно назвать образом чел. как культ. существа. Соц. прир. чел.
Вырабатывается в чел. при помощи простых форм интимн. взаимод.
Или первичн. гр., особенно семейных и соседских, кот. существ.
Везде и всегда воздейств. на индивида одинаково. Она представл.
Некий общий для всего чел-ва комплекс соц. чув-в, установок,
Моральн. норм, составл. универс. дух. среду чел. деят.Соц. прир. чел.
Соответств. особое соц. позн., кот. способно соединять видимое
Поведение с воображением соответств. внутр. процессов созн. Теор.
Зеркальн. Я, в кот. К. стремился преодолеть противопоставл.
Индивида и общ-ва. Он исходит из постулата о том, что общ-во
Формирует индивидов, а индивиды конструируют общ-во. Теор.
зеркал. Я основыв. на 3 постулатах: 1.в процессе взаимод. др. с др.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 70 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |