Читайте также:
|
|
Соц. концепция морали Дюркгейма. Мораль рассм-сь
Дюркгеймом как система объективных правил поведения,
отличительным признаком к-ых была их императивность,
принудительность и личная заинтересованность в моральных
ценностях - объективных, общественных по своей природе благах. В
любом случае Дюрк. утверждал социальную сущность М. и
подчеркивая ее «священный хар-р», поскольку М., как и религия,
имеет своим источником и объектом общ-во, превосходящее
индивида по своей силе и авторитету. Связывая М. с
общественными условиями, ее порождающим Дюрк. не считал
возможным выдвигать и обосновывать такой обществ. идеал, к-ый
потребовал бы коренной ломки социальной стр-ры. Он
ограничивался приведением ее в соотв-вие с изменившийся стр-рой.
Испытывая жгучий интерес к совр. состоянию общ-ва, Дюрк. считал,
что в основе обществ-го кризиса, имеющего главным образом
моральн. природу, лежит изменение хар-ра, а не содержания общего
сознания. Быстрое изменение норм и ценностей влечет за собой
утрату былой дисциплины и порядка в общ-ве, вследствие чего оно
ввергается в моральн. хаос, во многом тождественный социальн.
смуте. Выход из кризиса - в усилении моральной регуляции.
Функции «коллективного ума» и защитника коллективн. интересов
выполняет в концепции Дюрк. гос-во, к-ое «думает и действует» за
все остальное общ-во. Трактуя роль гос-ва в духе буржуазного
либерализма, он предвидел возможность его чрезмерного усиления.
Защите индивида от чрезмерного гос-го контроля должны служить
«вторичные» или промежуточные, соц. группы - религиозные,
производственные и т.д. В связи с этим Дюрк. выдвигал идею
особых моральн. кодексов, регулирующих поведение индивидов как
представителей соотв-щих групп. В то же время Дюрк. требовал
установить жесткую иерархию моральных правил по степени их
обществ. важности. Семейная, профессион. и гражданск. М.
образовывали иерархическую стр-ру, на вершине к-ой помещались
общечеловеч. ценности и идеалы, воплощенные в гос-ве.
Истолкование общественных функций морали Дюрк. непоср-но
связывал с теорией воспитания, цель к-го – формир-ние социального
существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств его личности, к-
ые нужны общ-ву. Трактовка моральн. проблем опиралась у Дюрк.
на его антропологическую теорию, предполагавшую двойственность
чел-ской природы. Биологич. природа ч-ка (способности,
биологические функции, импульсы, страсти) нах-ся в противоречии
с его соц. природой, создаваемой путем воспитания (нормы,
ценности, идеалы). Это обуславливает никогда не прекращающееся
внутреннее беспокойство, чувство напряженности и тревоги, к-ое
снимается только действием общ-ва. Оно контролирует биологич.
природу ч-ка, сдерживает страсти и аппетиты, вводит их в опр-ые
рамки. Если общ-во ослабляет свой контроль над индивидами,
возник. состояние дезинтеграции общ-ва и индивида,
противоположные моральному порядку, регуляции, контролю, хар-
щим нормальное,здоровое состояние общ-ва. Создается своего рода
моральн. вакуум, вследствие того, что старые нормы и ценности уже
не выполняют своей роли, а новые еще не утвердились.
Дюркгейм – о религии. Истоки религии Д. искал в общ-ве.
Происхожд. Р. выводил из стр-ры первобытн. общ-ва, его соц.
организ. Р. – продукт соц. среды. Источники реоигиозности явл.
собравшаяся вместе гр. Представление о 2 противоположн. мирах:
обыден. и священ., кот. вызывает веру в великую преобраз. силу
коллективн. Общ-во – синтез чел. созн., религиозн. представл. – это
и есть общ-во. Д. переносил особенности тотемизма на совр. Р. и
отвергал идею бога, как необх. гл. эл. религиозн. сист. Бог –
фигуральное выражение общ-ва, священный принц. – не что иное,
как общ-во, гипостазирован. и преображенное. Безграничн. влияние
Р. на культ., личн., и осн. закономерн. чел. мышл. Общ-во явл.
автором и предм. религиозн. культа и догматов, оно создает Р. и
вызывает религиозн. поклонение, оно – бог и верующий
одновременно. Д. ставит? о Р. как о символич. сист. Р.
рассматривается как совокупн.знаковых символов, при помощи кот.
осуществл. ее гл. ф-ции общ-вен. итегратора, а также прародителя и
транслятора культ. Гл. компонент Р. – практич. религиозн. деят., кот.
выражена в коллективн. отправлении обрядов. Культ направлен на
осуществл. дуализма священ. и светского в поведении людей.
Религиозн. обряды бывают 2 видов: негативн. (цель – резко
разграничив священ. и светск., предотвратить осквернение священ.;
это достиг. путем самоотречения, самопожертвования, крайнего
аскетизма) и позитивн. (зад. – приобщение верующих к священ.
миру). В культ. практике Д. выделял осн. ф-ции: дисциплинарн. (ф-
ция принужд. и контроля, цементирующ., укрепляющ. соц.
единство); воспроизвод. (при помощи кот. осуществл. пересдача
соц.-культ. наследия новому поколению и его оживление); эйфорич.
(создание радостного чувства соц. благополучия). Религиозн. обряды
выполняют зад. – служат поддержанию и укреплению соц.
солидарности общ-ва, а на индивид. уровне укрепляют веру чел. в
свои силы. Д. рассматривал отн. Р. и науки, считал 2 продолжение и
совершенствованием 1. Р. считалась вечной, т.к. всегда будет
существовать необходимость облекать отн. чел. и общ-ва в
идеологич. форму. Д. лишил понятие Р. его гл. компонента – веры в
сверхъестествен., в бога, отстаивал расширит. толкование Р. как
сист. верований и обрядов, кот. касаются любого соц.знач. объекта.
Д. отождествл. Р. с абстрактн. иделогией, кот. имеет вечн., вневрем.
хар-р, идентично проявляющ. в любом типе общ-ва
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |