Читайте также:
|
|
(ок. 520 - ок. 460 до н.э.)
Гераклит происходил из царско-жреческого рода Кодридов, который правил в родном городе Гераклита - Эфесе, неподалеку от Милета. Его род был лишен власти победившей здесь демократией. Гераклит уступил жреческий сан своему брату, удалился в храм Артемиды Эфесской. Он отказался от предложения персидского царя переселиться в Персию, как делали некоторые греческие аристократы. В конце своей жизни Гераклит удалился в горы и жил отшельником. Гераклит продолжил линию стихийного материализма милетских философов, но дал большой толчок развитию элементов диалектики – учения о развитии. Источником развития он видел борьбу противоположных начал, а проявлением – вечные взаимопереходы сущего из одного состояния в другое. Его основное, а может быть и единственное, сочинение «О природе», дошедшее до нас в отрывках, отличалось трудностью изложения. Еще при жизни Гераклита его прозвали «темным».
Диалектика: учение о развитии мира
Климент: Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.
Иоанн Цец.: Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается.
Аэций: Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же — логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений.
Ипполит: Борьба — отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми. А [из тех] одним — рабами, а другим — свободными.
Ориген: Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости.
Ипполит: Не понимают, как расходящееся с самим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры.
Аристотель: Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается.
Гераклит: В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем… Все течет, все изменяется.
О душе человека
Арий Дидим: И души из влаги испаряются.
Климент: Душам смерть — воде рождение. Воде смерть — земле рождение. Из земли ведь вода рождается, а из воды — душа.
Арий: Зенон подобно Гераклиту называет душу одаренным способностью ощущения испарением.
Стобей: Сияющая, сухая душа мудрейшая и наилучшая.
О познании мира человеком
Секст: … по мнению Гераклита, кажется, человек обладает двумя средствами дознания истины: чувственным восприятием и логосом.
Ипполит: Чему нас учат зрение и слух, то я ценю выше всего.
Полибий: Глаза более точные свидетели, чем уши.
Секст: Глаза и уши — плохие свидетели для людей, имеющих грубые души.
Стобей: Душе присущ самообогащающийся логос.
Стобей: Размышление всем свойственно.
Диоген Лаэртский: Ведь существует единственная мудрость: познать замысел, устроивший все через все.
Текст печатается с сокращениями по: Антология мировой философии [Текст]: В 4-х т. – Т.1. Философия древности и средневековья. – Ч.1. / Редактор-составитель В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1969. – С.275-280.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |