Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Социальные нормы как регулятор поведения

Читайте также:
  1. C) Методы стимулирования поведения деятельности
  2. F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  3. I. Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
  4. I. Социальные группы и общности. Виды социальных общностей.
  5. I.Брак и семья - социальные институты
  6. II. Конституционно-правовые нормы, отношения и их субъекты
  7. II. Структура правовой нормы.
  8. III СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
  9. III. Социальные институты
  10. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом правилами. Эти правила, выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили название социальных норм.

Социальные нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.

Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.

Социальные нормы – продукт духовной деятельности общества. Они находятся в постоянном развитии. Так, многие современные правила поведения кардинально отличаются от тех, которые были распространены еще сто лет назад. Социальные нормы выполняют важную функцию – поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что в обществе признается самым важным, значимым, неоспоримым, заслуживающим внимания: человеческую жизнь и достоинство личности, отношение к пожилым людям и детям, коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства, человеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, трудолюбие), религии. Ценности же являются основой норм.

Социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые рекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы носят более жесткий, обязательный характер. [4, с.122 – 124]

Можно выделить несколько видов социальных норм:

1)обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.;

5) религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

6)эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном. [2, с.164]

Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни, любое направление человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:

· по масштабам распространения – общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные;

· по функциям – ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие;

· по степени нарастания строгости – привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов. [4, с.124] Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

· регулируют общий ход социализации;

· интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;

· контролируют отклоняющееся поведение;

· служат образцами, эталонами поведения.[3, с.289]

Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.

 

9. Доминирующая культура, субкультура, контркультура
Каждое общество создает культурные ценности, которые разделяются большинством членов общества. Систему таких ценностей и идеалов принято называть доминирующей культурой. Одновременно в обществе всегда находятся социальные группы, члены которых ориентируются на другие культурные ценности, создаваемые и развиваемые именно в рамках этих социальных групп. Такого рода культурные комплексы принято называть субкультурами. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, субкультура — это относительно изолированное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой. Отличительной особенностью субкультур является то, что они не претендуют на доминирование в общей культуре. Субкультуры являются очень динамичными элементами культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение доминирующей культуры. В истории культуры известны и такие ситуации, когда отдельные субкультуры либо локальные культурные комплексы начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя ценностям доминирующей культуры либо общечеловеческим ценностям, входящим в структуру любой культуры. В итоге появляется контркультура. Термин «контркультура» был введен в 1968 г. Т. Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей индустриального общества. Он выделил основные особенности этих движений: оппозиция ценностям западноевропейской культуры (отрицание массовой культуры, технократизма, рационализма); настроение эсхатологизма; провозглашение необходимости возвращения к природе и целостности человека. Контркультура, несмотря на свои протестные основания, в жизни общества выполняет и позитивную роль, являясь мощным катализатором культурно-исторической процесса и иногда превращаясь в ядро будущих культурных систем. Контркультура с течением времени интегрируется в официальную доминирующую культуру, трансформируя ее. Стремление культуры XX в. к универсальности, взаимодействие культур и миграция привели к появлению маргинальной культуры — культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы (индивиды, их группы и общности) формируются на границах социокультурных слоев и структур. Одна из причин появления маргинальной культуры — одновременное существование группы (индивида) в контексте различных культур. Так, люди, переехавшие из деревни в город, эмигранты и пр. достаточно долго (иногда навсегда) остаются носителями маргинальной культуры. Маргиналом человек становится также в том случае, если длительное время пытается адаптироваться в определенной социокультурной группе, которая, тем не менее, его не принимает. В силу промежуточности своего положения маргиналы почти всегда испытывают внутренний дискомфорт и напряжение личности, чувство растерянности и беспокойства.

 

10. Роль и значение понятия «социальный институт» в системе материального анализа общества.

Понятие "социальный институт" имеет различные значения в зависимости от контекста трактовки и науки, которая его определяет, в основном считается, что социальные институты общества - это относительно стабильные совокупности норм, верований, ценностей, статусов и ролей, управляющие какими-либо сферами общественной жизни.

Основные социальные институты общества включают в себя экономические, политические, духовные, семейные группы.

Роль экономических институтов - обеспечение организации экономики, управления и эффективного развития. Отношения собственности закрепляют какие-либо ценности (в основном материальные) за конкретным человеком или организацией, позволяя им получать доход. Заработная плата как социальный институт - вознаграждение трудящемуся за проделанную работу. К этой группе относятся также деньги, рынок и многое другое.

Политические институты (армия, партии, суд, государство, СМИ и др.) регулируют какие-либо отношения политической власти в обществе.

Духовные институты (образование, наука, религия и т. д.) поддерживают моральные ценности в обществе и способствуют их дальнейшему развитию.

Группа семьи и брака является важнейшим звеном в устройстве общества вообще, воспитывая и поддерживая каждого отдельного человека.

Социальные институты общества не являются строго зафиксированными постоянными явлениями: они развиваются с течением времени так же, как и отношения между людьми, культура и прочие факторы, основные их задачи, прежде всего, это воспроизводство членов общества, сохранение количественного и качественного постоянств социума. Второе - сохранение культурного, духовного, интеллектуального, производственного и прочего наследий, накопленных за все время существования общества. Третья функция, скорее, отмечается экономистами - социальные институты общества отвечают за производство, распределение и обмен материальных и прочих благ. Последнее - управление и контроль за социумом, а также за каждым отдельно взятым его членом (политическая формулировка). Важно отметить, что существует такое понятие, как дисфункция социального института. Она наступает в результате изменения общественных потребностей и потери значимости института в обществе.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 72 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав