Читайте также:
|
|
Природа – одно из центральных понятий в философии и культуре. В предельно широком смысле категория «природа» обозначает весь мир в целом. В данном случае понятие «природа» тождественно таким категориям, как бытие, реальность, Универсум, Космос и т. д. В более узком смысле категория «природа» обозначает естественную среду обитания человека. Современное философское понятие природы включает в себя оба этих смысла, и в настоящее время под природой мы понимаем все существующее, внутреннюю сущность вещей, а также естественную среду обитания человека.
Какое же значение имеет природа для человека и общества?
Во-первых, природа породила человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил. Разрыв с природой всегда означал для человека смерть.
Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ. Пища, одежда и жилье, энергия, полезные ископаемые – все это получено из природы. Природа является источником физического здоровья человека (солнце, воздух, вода, лес и т. д.), что особенно важно в настоящее время.
В-третьих, природа выступает как объект эстетического наслаждения и вдохновения. Образ природы всегда присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства.
Анализ истории и культуры человечества позволяет философии условно выделить четыре модели взаимоотношений природы и общества. Раскрывая историю данных взаимоотношений, следует подчеркнуть, что они в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности.
Первая модель сформировалась в самый ранний период истории человечества. В это время человек полностью зависел от природы, не изменял, но приспосабливался к ней. Следы деятельности человека были практически незаметны и носили локальный характер. Природа воспринималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку. Поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и религии.
Вторая модель связана с появлением аграрной (земледельческой) цивилизации. Природа еще во многом воспринималась человеком как враждебная сила. Человек стремился жить в гармонии с природой, почти полностью подчинив свою деятельность природным закономерностям. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие, скотоводство, ремесло.
Третья модель, связанная с промышленной (индустриальной) цивилизацией, противопоставила человека природе и обострила противоречия между ними. Одной из характерных черт философии эпохи Возрождения является усиление интереса к природе. Природа начинает рассматриваться как объект эксперимента, как объект эксплуатации, как сила, требующая подчинения разумным человеком. Формировалась своеобразная психология покорения природы. На природу стали смотреть как на источник прибыли и практической пользы.
Четвертая модель, характерная для современной науки и философии, показывает потребность подходить к природе как к своеобразному целостному образованию («организму»), включающему в себя общество. Стали понимать необходимость рассматривать природу и общество как нечто единое и целое, необходимость естественно вписывать в жизнь природы лучшие достижения цивилизации и культуры.
Для характеристики взаимодействия человека и общества с природой применяется понятие «среда обитания», под которой понимают область бытия, непосредственно контактирующую с человеком. Различают естественную и искусственную среду обитания. Естественная среда обитания включает в себя все то, что существует независимо от человека: литосферу (почву), гидросферу (воду), атмосферу (воздух). Искусственная среда связана с различными сферами деятельности человека, который сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т. е. мир вещей и процессов, которые нигде в естественной среде не встречаются.
Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого, органического и неорганического. В природном мире выделяют биосферу (от греч. bios – жизнь и sphaire – шар) – сферу жизни. Под биосферой понимают оболочку Земли, занятую совокупностью живых организмов с продуктами их жизнедеятельности. В 20-е гг. ХХ в. В. И. Вернадский на огромном фактическом материале обосновал мысль о закономерной эволюции биосферы в новое качественное состояние, для характеристики которого французский философ и математик Э. Леруа ввел термин «ноосфера». Понятие «ноосфера», прежде всего, понимается как сфера разума. Ноосфера – это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. В основе ноосферных представлений лежит принцип коэволюции, т. е. совместного (партнерского) существования человека и природы, равенства всех форм жизни на планете и равновесия в системе «общество – природа». Этот принцип означает также, что человек как существо разумное и деятельное берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это должно стать его основной миссией в мире.
Перед мировым сообществом встал ряд вопросов, прочно вошедших в литературу под названием глобальности. Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем планетарного характера:
· глобальность масштабов, выходящих за рамки одного государства или группы стран;
· острота проявления;
· комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
· общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
· возможность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;
· возможность решить данные проблемы лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.
Существует множество различных классификаций глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 80-х гг. ХХ в., выделяют три основные группы.
К первой относятся следующие проблемы – предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, необходимость регулирования роста народонаселения и др.
Ко второй – проблемы, касающиеся отношения человека к окружающей среде (экологическая, энергосырьевая, продовольственная, освоение космического пространства и др.).
К третьей – проблемы, фиксирующие внимание на отношения между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и др.).
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |