Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билет 17. 1) Социально-политические движения и народные восстания второй половины XVII века.

Читайте также:
  1. N13 Билет
  2. Активация Билета
  3. Билет 1
  4. Билет 1
  5. Билет 1
  6. Билет 1
  7. БИЛЕТ 1
  8. Билет 1
  9. Билет 1
  10. БИЛЕТ 1

 

1) Социально-политические движения и народные восстания второй половины XVII века.

 

Народные восстания в России второй половины XVII в.

Положение крестьян и городских низовКрепостнические порядки всей своей тяжестью ложились на широкие народные массы, на крестьян и на посадское население.Положение крестьян было тяжелым не только в хозяйственном, но ив правовом отношении. Помещики и их приказчики били крестьян плетьми, заковывали в кандалы за любую провинность. Стихийным проявлением борьбы крестьян против угнетателей были нередкие убийства помещиков и крестьянские побеги. Крестьяне покидали насиженные места, скрывались в отдаленные и малозаселенные области в Поволжье и на юге России, особенно на Дону.

 

2)Крымская война в общественно-политических дискуссиях «славянофилов» и «западников».

Политические взгляды западников и славянофилов
Западники и славянофилы различались взглядами на судьбу крестьянской общины. Славянофилы были почвенниками вместе с западниками-социалистами. Для них передельная община была основой самобытного исторического пути российского государства. Западники же, не социалисты, считали общину пережитком прошлого. Они настаивали на исчезновении общин и общинного зем Крымская война в оценке славянофилов
Представители славянофильства с большим интересом следили за ходом Крымской войны, стараясь не пропустить ни одного военного события. Каждое из них они тщательно анализировали и оценивали. Такой интерес славянофилов был вызван не только их общим патриотическим настроением, но также ожиданием, что в ходе войны будут решены все спорные внешнеполитические проблемы и прежде всего Восточный вопрос.
С момента создания славянофильского кружка и в течение последующего десятилетия И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С. и И.С.Аксаковы, А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин, кн. В.А.Черкасский осознавали себя преимущественно литературными деятелями, учеными, теоретиками и занимались разработкой философских, исторических, эстетических, литературных и других проблем. Непосредственная политическая деятельность их не привлекала. Постоянно подчеркивавший вторичность политических проблем, А.С.Хомяков не считал себя и своих сподвижников политическими деятелями.
Под влиянием событий 1848 г. славянофильская идеология и практика существенно трансформировались. Изменилась ориентация кружка: его участников стала интересовать судьба России не в отдаленном будущем, а в данной политической ситуации. Поэтому бьшо не случайным появление именно в 1848-1849 гг. нескольких статей, принадлежавших перу славянофилов и касавшихся вопросов современной внешней и внутренней политики России.
Следует отметить, что в то время были широко распространены два понятия "Запад" и "Восток". "Запад" олицетворял западноевропейские страны - Англию и Францию, а "Восток" - восточноевропейские, прежде всего Россию, а также еще и земли, населенные единоверными славянскими народами. Славянофилы активно использовали эти термины в своих работах, заявляя, что в основе указанных систем лежали различные начала, между которыми существовало непримиримое противоречие: соответственно, западноримское (рациональное) и восточноримс-кое или византийское (духовное). Славянофилы не сомневались, что в результате этого возникнет цельное гармоничное общество, в котором бывшие противоположности (Восток и Запад) выступят в качестве его органичных сторон. Однако, говоря об уничтожении противоположностей, они никогда не имели в виду войны. В своих работах славянофилы отрицали военные противоборства как противоестественные действия, "противные Богу". Поглощение одного начала другим или их взаимное уничтожение могло произойти, по их мнению, исключительно мирным путем, без применения оружия.
Западники и крымская война (1853-1856)
Не обошли своим вниманием Крымскую войну и западники. Их интерес к войне во многом был обусловлен тем, что в ходе ее подтвердилось распрстраненное среди них мнение о несостоятельности внешнеполитического курса Николая I, ориентированного на изоляцию России на международной арене. Забота западников о том, что будут думать о России в Европе и желание познакомить последнюю с действительным положением дел в стране особенно ярко проявились у западников в годы Крымской войны.
Западничество как одно из направлений русской общественной мысли сложилось в 40-е гг. XIX в. В своих рядах оно объединяло различных по своим убеждениям общественных деятелей того времени. Это обусловило существование в данном течении отдельных группировок, часто противостоявших друг другу. Расхождения затрагивали, в основном, область эстетики, выражались в различном отношении к атеизму и материализму, и особенно резко - в трактовке социально-политических проблем, стоявших перед Россией. В.Г.Белинский, А.И.Герцен и Н.П.Огарев хотели строить на развалинах самодержавия социализм, а умеренные западники мечтали о создании царства "правового порядка". В своих работах, написанных в предвоенные годы, западники обличали существующие порядки и указывали на необходимость отмены крепостного права и осуществление различных реформ во всех сферах российской жизни. Существование крепостнических порядков, считали они, замедляло развитие России и отдаляло от Западной Европы, которая всегда выступала для них как образец для подражания.
Особое место среди западников занимали П.Я. Чаадаев и С.М. Соловьев, а также на долгие годы сохранившие симпатии к славянофильским идеям К.Д. Кавелин и Н.А. Мельгунов.
Ни славянофилы, ни западники не имели в силу ужесточившегося в годы Крымской войны цензурного контроля возможности открыто высказывать свое отношение к текущим событиям. Однако западники в своих публичных университетских лекциях и в опубликованных после смерти Николая І в России и за границей сочинениях, посвященных военным событиям, анализировали их и давали собственную оценку войне. Еще в начале войны западники решили распространять в обществе написанные ими статьи, которые, однако, оказались доступными лишь небольшой группе близких им людей. С целью расширить круг российских читателей и познакомить западноевропейскую общественность с настоящим положением дел в России западники направляли свои работы А.И. Герцену для напечатания их в Вольной русской типографии. Они были опубликованы Герценым в отдельных сборниках под общим названием "Голоса из России".левладения. В пример ставили исчезновение общин в странах Европы.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав