Читайте также: |
|
Данилевский предложил теорию “культурно-исторических типов”, творческим периодом развития которого является цивилизация. В этой теории учёный в хронологическом порядке выделяет 10 цивилизаций: египетская, китайская, ассиро-вавилоно-финикийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, европейская.
Шпенглер противопоставлял понятия цивилизация” и “культура”, рассматривая первую вырождением культуры (победой механического над природным), а вторую – способом переживание жизни, выделяя при этом 8 культур.
Тоффлер | Ростоу | Тойнби | Данилевский | Шпенглер |
Выделил три волны крупных изменений, которые привели к появлению первой стадии мировой цивилизации – аграрному обществу, второй стадии – индустриальному обществу, третьей стадии – постиндустриальному обществу | Выделил 5 стадий развития общества: 1)традиционное об-во, 2)переходное общество, 3)стадия сдвига, 4)индустриальное об-во, 5)общество “высокого массового потребления”. | Каждая цивилизация неповторима а этому способствуют многие факторы. Цивилизации возникают, растут, затем происходит надлом, который ведёт к упадку и разложению. | У каждого культурно-исторического типа есть свои планы религиозного, социально-бытового, промышленного,научного, художественного развитияю | Определил цикл развития культур: 1) рождение, 2) детство, 3) молодость, 4) зрелость, 5) старость, 6) закат, 7) феллахство. |
Линии сравнения | Формационпый подход | Цив и л и з a цио н н ы и подход |
4. Достоинства | Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом раз витии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности истори ческого развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран | — позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии к специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формапнеиного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека |
б. Недостатки | — многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план | — при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; |
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |