Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  5. Lt;variant>Философиялық антропология
  6. Quot; Русская правда" как источник для характеристики социально-правовой структуры древнерусского общества.
  7. The Elder Scrolls IV: Construction Set cs.elderscrolls.com Русская документация http://tes.ag.ru/cs/articles/manual.shtml
  8. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  9. А). Древнерусская семья
  10. Абай философиясы

 

1. Особенности русской философской мысли и краткая характеристика периодов ее развития.

2. Идея целостности в русской философии и различные аспекты ее реализации:

а) учение о соборности славянофилов;

б) метафизика всеединства В. С. Соловьева и его последователей;

в) понятие «солидарность» в социально-философской и историософской трактовке народников.

3. Вопрос о пути развития России, ее судьбе и предназначении в мировом культурно-историческом процессе.

4. Проблема зла в русской философии.

5. Размышления отечественных философов о смысле жизни.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды: энциклопедический словарь / П. В. Алексеев. – М.: Академический Проект, 2002. – 1160 с.

2. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века /
П. П. Гайденко. – М., 2001

3. Евлампиев И. И.История русской философии И. И. Евлампиев. – М.: Высшая школа, 2002. – 584 с.

4. Ермишин О. Т. О двух концепциях русской философии / О. Т. Ермишин // Философские науки. – 2004. – № 2. – С. 149-158

5. Жуков В. Н. О некоторых особенностях русской философии / В. Н. Жуков // Философские науки. – 2004. – № 12. – С. 101-122

6. Жуков В. Н. С кого начиналась русская философия? / В. Н. Жуков // Философские науки. – 2006. – № 2. – С. 53-70. – № 3. – С. 27-40

7. Замалеев А. Ф.Лекции по истории русской философии / А. Ф. Замалеев. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1999. – 312 с.

8. Зеньковский В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. – М.: Раритет, Академический Проспект, 2001. – 880 с.

9. Золотовский Ю. Л. История и предназначение России в философии
П. Я. Чаадаева / Ю. Л. Золотовский // Философские науки. – 2007. – № 11. – С. 91-104

10. Ковалева Г. П. Философская модель космизма К. Э. Циолковского / Г. П. Ковалева // Философские науки. – 2006. – № 2. – С. 71-83

11. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М.: Сварог и К°, 2000. – 496 с.

12. Лазарева А. Н. К проблеме зла в историософии Николая Бердяева /
А. Н. Лазарева // Философские науки. – 2007. – № 11. – С. 51-67

13. Миргородский В. И. Различение бытия и сущего в философии Владимира Соловьева / В. И. Миргородский // Философские науки. – 2007. – № 2. – С. 30-50

14. Потапчук В. И. Русская философия: ведущие проблемы / В. И. Потапчук, Е. Ю. Потачук. – Хабаровск: Издательство ХГТУ, 2004. – 83 с.

15. Сербиненко В. В. Русская философия / В. В. Сербиненко. – М.: Омега-Л: РГГУ, 2005. – 464 с.

16. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты /
Н. В. Солнцев. – М.: Инфра-М, 2001. – 489 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Вполне логично начать рассмотрение данной темы с вопроса о влияниях, что позволит показать русло, в котором развивалась русская философия, ее приоритеты и специфику. Отмечается, например, что вся отечественная философия обращена лицом к европейской и все ее основные проблемы следует рассматривать в пространстве европейской мысли
(Н. В. Мотрошилова). Импульс развитию своеобразной русской мысли был задан немецкой классической философией (Н. А. Бердяев), чей тип философствования она пыталась опровергнуть на основе русского толкования христианства, опираясь и на самобытные основы русской духовной
жизни (Н. О. Лосский). Влияние же восточной философии на русскую было значительно менее существенным, чем западной (И. И. Евлампиев).

Решая вопрос о самоидентификации русской философии, выделите и обоснуйте ее характерные черты (см. учебное пособие: Потапчук В. И., Потапчук Е. Ю. «Русская философия: ведущие проблемы». – Хабаровск: Издательство ХГТУ, 2004.), а также дайте общую характеристику периодов ее развития (1. предфилософский – X-XVII вв.; 2. «пролог русской философии» – XVIII- первая четверть XIX в., связанный прежде всего с именами
М. В. Ломоносова, Г. С. Сковороды, Н. А. Радищева; 3. период становления и развития своеобразной отечественной философии, начиная с творчества славянофилов и их полемики с западниками, импульс которой был задан историософией П. Я. Чаадаева – 30-е гг. XIX- начало XX вв.).

Далее целесообразным представляется проанализировать варианты решения основных проблем отечественной философии, указанных в плане семинарского занятия. Особое внимание следует обратить на принцип целостности (здесь руководящая и интегральная идея), выражающийся в русской философии преимущественно через формулу «единство во множестве», где органически сочетаются свобода и необходимость. Данный принцип нашел свое воплощение в самых различных аспектах: онтологическом, гносеологическом, социально-антропологическом, историософском. Раскрывая их, сосредоточьтесь на философских воззрениях славянофилов, метафизике всеединства В. С. Соловьева и его последователей. Дайте определение понятий «соборность (А. С. Хомяков), «всеединство»
(В. С. Соловьев), «солидарность» (в социально-философской и историософской трактовке народников: П. Л. Лаврова, Л. И. Мечникова, Н. К. Михайловского, П. А. Кропоткина и др.).

Большое место в размышлениях отечественных философов занимает также проблема исторического пути развития России, ее судьбы и призвания в мире, рассматривая которую (третий вопрос) акцент следует сделать на мессианской идее, прошедшей красной нитью через всю русскую историософию и разрабатывавшейся в различных ее, зачастую, противоположных по мировоззренческим установкам учениях.

Одной из главных особенностей русской философской мысли является доминирование морально-этических установок при обсуждении тех или иных философских проблем. Такой панморализм сопровождает вопросы о происхождении зла, безмерности человеческого страдания, его роли в очищении души, разрешить которые пытались наши мыслители, начиная со средневековой Руси и вплоть до современной эпохи. Во взаимосвязи с проблемой целостности и проблемой зла нужно рассматривать и вопрос о смысле жизни, которому немало места отведено в творчестве
Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, В. Н. Несмелова, В. С. Соловьева,
М. М. Тареева, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка и др.

 

ТЕРМИНЫ

 

Абсолют, антроподицея, антропологический принцип в философии, всеединство, богоискательство, западничество, живознание, иосифляне, исихазм, кафоличность, космизм, мессианская идея, метафизика сердца, нестяжатели, панморализм, почвенничество, русская идея, симфоническая личность, славянофильство, соборность, солидарность, софиология, теодицея, философия символизма, целостность, цельность духа.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 58 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав