Читайте также:
|
|
Школа имен. Эти философы интересовались значением имен. Конфуций определил это как “выправление имен, правильно называть тот или иной предмет. Проблема состоит в отношениях между мин (наименование) и ши (действительностью. Поиск универсалий, или то, каким образом в языке обозначаются явления. Одни из наиболее известных Гунсунь Лун написавший знаменитое “Рассуждение о белой лошади”.
Школа Моизма. Основанная на работах Мо-цзы. Мо критиковал Конфуция. Мо представлял класс воинов, которые должны сражаться. В самой книге 9 глав были посвящены тактике борьбы.
Мо говорил, что Конфуций ошибался в четырех главных пунктах.
1. Конфуцианцы не верили в духов и богов.
2. Конфуцианцы считали, что человеку следует оплакивать родителей в течении 3 лет, что отнимает его время и энергию
3. Они любили Музыку, а это трата времени
4. Вера в судьбу, что делали их ленивыми.
Философия Мо была практичной, общедоступной формулой – “давайте возьмемся вместе”.
Моисты особенно не любили даосистов за их пристрастие к потустороннему и отчуждению от практического знания.
Фа-Цзя, или школа легистов. Данная школа отстаивала права закона. Необходимо создать юридический кодекс. Они не верили нравственному закону. (одним из них был Хань Фэй-цзы)
Школа ДАО. Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его силы. “Дао дэ цзин” (Путь к силе), Лао-цзы написал ее за одну ночь. Слово “Дао” означает “путь”, или универсальный путь. Эта сила которая управляет Вселенной. Или, как говорится в “Дао дэ цзин”: Дао дает рождение Одному, Дао дает рождение Двум, Дао дает рождение Трем, Три дает рождение всему. Принцип “недеяния” они назвали у-вэй.
Одни из ранних даосов, Ян Чжу, сказал, что он не променял бы право управлять всем миром за один волосок на своей макушке. Наша жизнь принадлежит нам, и ее блага значит для нас очень много. Истинное знание есть знание основы вещей, путь Дао. Одна из главных тем даосизма – это идея у-вэй, или “недеяния”, точнее “ничего не переделывать”. Следовать пути Дао, пользоваться силой Дао (Дэ) – это значит придерживаться у-вэй. Еще одним великим пропагандистом даосизма стал Чжуан-цзы, который был отшельником. Надо жить согласно природе. Он много рассуждал о смерти, страхе и беспокойстве. Если человек способен отделить эмоции от рассудка, тогда страх и скорбь не будут более необходимы.
Высший из мудрецов Дао тот, кто прошел через эмоции, земные привязанности и развлечения и во всем един с Дао, безличным небытием. Поскольку Вселенная никогда не перестает существовать, а я являюсь частью Дао Вселенной, то я тоже никогда не перестаю существовать.
В Китае находились две наиболее влиятельные буддистские школы: чань и Срединный путь.
Чань особенно подчеркивал роль медитации и обучения. Идея кармы – “Е”, все еще остается центральной в китайском буддизме. Как бы избавиться от невежества. Буддизм принес в китайскую философию идею Высшего разума. Сочувствие ко всем вещам и людям.
Раскрыть философский смысл древнекитайского проклятия: "Чтоб ты жил в эпоху перемен".
В человеке две возвышающие его силы — любовь (инь) и долг (ян). Долг
требует поддерживать мировое единство (с природой, государством народом,
семейным кланом). Для этого необходимо занять, согласно традиции и
собственным возможностям, место в семейно-родовом и государственном
строю, выполнять обязательства перед предками и потомками,
вышестоящими и нижестоящими в государственной иерархии. Добро —
следование порядку, исходящему от Неба, зло — нарушение этого порядка.
Совершенный род занятий — наиболее способствующий успешному
правлению — государственный муж, часто это советник правителя и
одновременно философ.
В Китае человек - середина Космоса, связующее звено между Небом и
Землей, а никакой ни царь природы. Вселенная состоит из трех частей: Небо,
Земля и Человек. Все части единого большого организма, одушевленного Тела.
Одним из самоназваний Китая - кроме Тянь-ся - стало «Срединные царства», т. е. центр мироздания, а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры. Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале, пронизавшем все уровни китайского бытия и культуры.
Характерными чертами традиционного мирочувствования были одушевление Природы (поклонение деревьям, рекам, горам), культ предков и прошлого, боязнь перемен. Это нашло отражение в древнекитайском проклятии: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!».
Для китайского мировосприятия характерно циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека. Все, что некогда возникло, должно исчезнуть, дабы возникнуть вновь в преображенном виде. Все и вся содержит в себе предел, после достижения которой вектор движения неизбежно меняет свое направление на противоположное. «Как ни расцветай, придется вернуться к своему пределу», - говорил древнекитайский мудрец Лао-цзы. Скорость переходит в покой; красота неотвратимо превращается в уродство; зло способно перетекать в добро, а в добре «прорастают» семена зла. Все мироздание находится в состоянии взаимопревращений. В разных местах степень этого вихря различна.
Центр, середина находится в состоянии абсолютного покоя, движение же расходится из него концентрическими кругами. Чем дальше на периферию, тем энергичнее движение, тем беспокойнее существование. Древние китайцы воспринимали себя и свою цивилизацию как Середину мира, а потому в ней самой должен быть свой центр - это Император, совершенно условная, идеальная точка
[1] Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. М., 1985. С. 170.
[2] Конфуций. Лунь Юй. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139.
[3] Гераклит. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. М., 1985. С. 41.
[4] Зенон Элейский. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 307.
[5] Платон. Диалоги. М., 1986. С. 445
[6] Упанишады. Древнеиндийская философия. М., 1972. С. 82.
[7] Лао-цзы. Хань Фей-цзы. Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 2. С. 224.
[8] Ксенофан. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 160—161
[9] Конфуций. Лунь Юй. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 54 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |