Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Новая концепция истории.

Читайте также:
  1. I Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы
  2. I. Лексикография перевода как новая, развивающаяся в науке отрасль знаний
  3. II. Концепция Школы Духовного Синтеза
  4. V1: Современная концепция менеджмента качества
  5. V2: Концепция маркетинга и ее роль в рыночной экономике.
  6. VI. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАМФИЛА ЮРКЕВИЧА
  7. XVIII в. В европейской и мировой истории.
  8. XX век в российской истории.
  9. А) Христианская концепция истории
  10. Американская концепция исключительности Америка всегда верила в свою исключительность.

 

«...В действительности и для практического материалиста. все дело заключается

в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически

выступить против существующего положения вещей и изменить его. Если у

Фейербаха и встречаются подчас подобные взгляды, то все же они никогда не

выходят за пределы разрозненных догадок и оказывают на его общее

мировоззрение слишком ничтожное влиянием чтобы можно было усмотреть в них

нечто большее, чем только способные к развитию зародыши. Фейербаховское

«понимание» чувственного мира ограничивается, с одной стороны, одним лишь

созерцанием этого мира, а с другой - одним лишь ощущением. Фейербах говорит о

«человеке как таковом», а не о «действительному историческом человеке».

«Человек как таковой» на самом деле есть «немец». В первом случае, при

созерцании чувственного мира, он неизбежно наталкивается на вещи, которые

противоречат его сознанию н чувству, нарушают предполагаемую им гармонию всех

частей чувственного мира и в особенности гармонию человека с природой...

Чтобы устранить эту помеху, он вынужден искать спасения в каком-то

двойственном созерцании, занимающем промежуточное положение между обыденным

созерцанием, видящим только то, что «находится под носом», и более высоким,

философским созерцанием, усматривающим «истинную сущность» вещей. Он не

замечает, что окружающий его чувственный мир вовсе не есть некая

непосредственно от века данная, всегда равная себе вещь, а что он есть

продукт промышленности и общественного состояния, притом в том смысле, что

это - исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколений,

каждое из которых стояло на плечах предшествующего, продолжало развивать его

промышленность и его способ общения и видоизменяло в соответствии с

изменившимися потребностями его социальный строй. Даже предметы простейшей

«чувственной достоверности» даны ему только благодаря общественному развитию,

благодаря промышленности и торговым сношениям.» - говорили Маркс и Энгельс.

«Правда, у Фейербаха то огромное преимущество перед «чистыми» материалистами,

что он признает и человека «чувственным предметом»; но, не говоря уже о том,

что он рассматривает человека лишь как «чувственный предмет», а не как

«чувственную деятельность», так как он и тут остается в сфере теории и

рассматривает людей не в их данной общественной связи, не в окружающих их

условиях жизни, сделавших их тем, чем они в действительности являются, - не

говоря уже об этом, Фейербах никогда не добирается до реально существующих

деятельных людей, а застревает на абстракции «человек» и ограничивается лишь

тем, что признает «действительного, индивидуального, телесного человека» в

области чувства, т. е. не знает никаких иных «человеческих отношений»

«человека к человеку», кроме любви и дружбы, к тому же идеализированных. Он

не дает критики теперешних жизненных отношений. Таким образом, Фейербах

никогда не достигает понимания чувственного мира как совокупной, живой,

чувственной деятельности составляющих его индивидов и вынужден поэтому,

увидев, например, вместо здоровых людей толпу золотушных надорванных работой

и чахоточных бедняков, прибегать к «более высокому созерцанию» и к идеальному

«выравниванию в роде», т. е. снова впадать в идеализм как раз там, где

коммунистический материалист видит необходимость и вместе с тем условие

коренного преобразования как промышленности, так и общественного строя.

Поскольку Фейербах материалист, история лежит вне его поля зрения; поскольку

же он рассматривает историю - он вовсе не материалист. Материализм и история

у него полностью оторваны друг от друга, что, впрочем, ясно уже из

сказанного.» - Маркс, Энгельс.

Размышляя об основных этапах предшествующей истории, настоящего и будущего,

Маркс и Энгельс выделили несколько ведущих типов организации общества —

общественных форм, или формаций. Поскольку в практической жизни наиболее

фундаментальным, существенным уровнем является уровень производства жизни,

основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему

типу организации материального производства, получилось, что исторический

путь общества от «первобытного стада» через античный (рабовладельческий) тип,

феодально-крепостнический к современному, основанному на сис­теме наемного

труда в промышленном производстве, с необхо­димостью должен быть продолжен в

производстве жизни вне наемного труда, вне частной капиталистической

собственности, в условиях свободной ассоциации свободных индивидов.

Цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на

человеческое общество и его историю, Маркс дал в предисловии к сочинению “К

критике политической экономии”. Здесь он утверждает, что «Не сознание людей

определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их

сознание».

Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное

продолжение, распространение материализма на область общественных явлений

устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-первых, они

в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности

людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной

закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая

корней этих отношений в степени развития материального производства; во-

вторых, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда

как исторический материализм впервые дал возможность с

естественноисторической точностью исследовать общественные условия жизни масс

и изменения этих условий.

Домарксовская “социология” и историография в лучшем случае давали накопление

сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон

исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему

изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических

формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к

точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества.

Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс

людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова

совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы

объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей

исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий,— на все

это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как

единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и

противоречивости, процесса.

Анализ истори ческих типов общества был дополнен важными выводами о

внутренней организации общества. Материальное про­изводство определяет

основные структуры больших групп людей, находящихся в различном отношении к

предметам, средствам и результатам труда,— классы. Тип собственности создает

социаль­ную структуру отношений и общения между разными группами людей —

«гражданское общество». Эта структура упорядочива­ется и управляется внешней,

отчужденной от нее силой — госу­дарством. Порядок жизни, задаваемый основными

отношениями «гражданского общества» и поддерживаемый государством,

ото­бражается и закрепляется в политических, правовых, религиозных,

моральных, философских представлениях, обычаях, зако­нах и установках.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав