Читайте также:
|
|
Чем интересна философия техники М. Хайдеггера (1889-1976)? Что в ней особенного и почему она оказалась столь популярной в современной философии?
Во-первых, надо сказать, что основной вопрос философии Хайдеггера это вопрос «Что такое бытие?» Хайдеггер по-новому ставит и решает этот вопрос, различая сущее и бытие. Сущее — это предметы и явления эмпирического мира: земля, небо, люди с их абстракциями или понятиями. Бытие не дано эмпирически. Бытие — это условие всего сущего. Бытие — это то, что позволяет сущему быть или стать открытым дои человека. Открытость — истина бытия. Сферу открытости Хайдеггер называет греческим словом алетейя (aletheia). Алетейя — это истина бытия или несокрытость.
Традиция западноевропейской философии, по Хайдеггеру, состоит в том, что она представляет собой нарастающий процесс забвения бытия. На место бытия ставится сущее, бытие все больше вытесняется сущим. Причина этого процесса — рационализм западного мышления. Его истоки есть уже у Платона, но по-настоящему он развился в немецкой классической философии и далее вплоть до Ф. Ницше.
Рационализм подменяет понятие бытия понятием субъекта. По Платону, субъект — это божественный разум, по Канту — трансцендентальный субъект, понимаемый как человеческий род с его объективным сознанием. Позже субъект становится индивидуальным познающим субъектом, а весь мир понимается как объект или система объектов. Под объектом понимается не только окружающая человека природа, но и природа самого человека. В этом субъект-объектном отношении на место бытия становится эмпирический мир сущего, в основе которого лежит наука и техника. Таким образом, Хайдеггер развивает свою новую онтологию.
Во-вторых, до Хайдеггера техника оценивалась главным образом положительно. Вера в прогресс, главным орудием которого была техника, несомненно, оптимистична. О. Шпенглер на этом фоне выглядел как одиозная фигура. Он противопоставил цивилизацию с техникой культуре. Но критический пафос Шпенглера был направлен не столько против самой техники, сколько против ее использования. Больше всего Шпенглер боялся, что техникой завладеют те, кому чужда западная культура, и они окончательно уничтожат и общество, и культуру, и технику. Именно из-за этого в конце XX в. велась война в Персидском заливе (Д. Буш против С. Хуссейна).
У Хайдеггера совершенно иной подход. Он видит в самой технике главную опасность, а не в том, как ее используют те или иные люди.
В-третьих, до Хайдеггера на технику смотрели как на один из факторов развития человека и общества, причем второстепенный фактор. Определяющими, главными факторами считались экономика, религия, культура, наука и так далее. По Хайдеггеру, техника не просто главный фактор истории. Хайдеггер называет технику сущностью современной эпохи, современного бытия человека и общества. И то, что техника есть сущность современного бытия, с необходимостью вытекает из всей предшествующей истории.
В четвертых, до Хайдеггера техника рассматривалась как проблема отдельных направлений философии: философии культуры, философии истории, философской антропологии. Хайдеггер поднял проблему техники на предельную высоту. Он сделал ее проблемой метафизики, проблемой бытия общества и человека, проблемой проявления этого бытия.
Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |