Читайте также:
|
|
Тема техногенного человека — это центральная тема его статьи «Человек и машина». С появлением новой организованной реальности человек начинает жить в этой технической реальности. У него появляется технически-машинная зависимость от этой новой реальности, как ее называет Бердяев. Бердяев подчеркивает духовный характер этой зависимости. Машина переделывает дух человека. Мышление становится техническим, творчество и искусство приобретают технический характер. Машина получает магическую власть над человеком. Происходит возврат от мистической эры истории к магической. Но здесь человек находится уже не во власти идолов природы, а во власти магии и идолов техники.
Господство человека кончилось и наступает господство техники. Техника из средства господства человека превращается в цель его жизни. Человек становится механическим существом в комплекте с запчастями. Торжество техники означает стандартизацию жизни, господство технических мещанских идеалов (автомобиль, видеоаппаратура и т.п.), стирание личности. Смысл человеческого существования теряется. Человек живет не для себя, а для техники.
Бердяев показывает, что машина порождает бездуховность, отсутствие свободы и борения, самопреодоления, без которого невозможна личность. Жизнь становится пустой и однообразной, как тиканье часов, а когда пружина полностью ослабнет, часы остановятся. В статье «Человек и машина» Бердяев предупреждает: «Настанет время, когда будут совершенные машины, которыми человек мог бы управлять миром, но человека больше не будет. Машины сами будут действовать в совершенстве и достигать максимальных результатов. Последние люди сами превратятся в машины, но затем и они исчезнут за ненадобностью и невозможностью для mix органического дыхания и кровообращения... Природа будет покорена технике. Новая действительность, созданная техникой, останется в космической жизни. Но человека не будет, не будет органической жизни». Такую марсианскую картину рисует Бердяев.
Наблюдая жизнь индустриального Запада, Бердяев больше всего беспокоился о том, что духовная культура приходит в упадок, а в перспективе она окажется просто не нужной, излишней. Индустриальную цивилизацию он определил как возрастающее цивилизованное варварство. Свойства этой цивилизации таковы, что ею может пользоваться варвар совершенно так же, как и человек высокой культуры. Искушение техникой оказывается дьявольским искушением, соблазном, поддавшись которому надо заплатить потерей духовности.
Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |