Читайте также:
|
|
В 13 в. принципиальный отказ от индивидуального, личного. Любой индивид рассматривался с подозрением, очень важно было быть как все. (За средневековье инквизиция сожгла 1 млн. женщин из 7 млн. населения – охота на ведьм). После 13 в. заявление прав на индивидуальность каждой личности. В средневековье человек тождественен профессии. После развращенного Рима главными чертами стали:
- религиозность - фундаментальная основа сознания и жизни - христианство;
- традиционализм - чем древнее тем вернее, новаторство - проявление гордыни;
- каноничность;
- символизм – воплощение идеи знаками, символами (одежда, обед, искусство);
- психологическая самоуглубленность;
- неосуществимое стремление к единству Бога и человека;
- эсхатологичность - ожидание конца света как избавления от земных страданий.
Характерная черта эстетики средневековья – доминирование религии, воплощение в искусстве изначальной духовности человека, не частностей, а идеала и абсолюта. В рамках религиозного мировоззрения эстетика занимает важное место. Средневековые эстетические представления пронизаны теоцентризмом (это учение, в центре которого находится проблема Бога, теология, учение о Боге).
Эстетика сыграла колоссальную роль в формировании христианства, которое наследовало один из главных принципов иудеев: Бог Творец Демиург базируется на эстетической категории «прекрасное». Бог и художник - творцы, созидатели, талант – дар Божий. Земное творение сродни Божественному. Мир создан Богом по проекту и наделен эстетической категорией «прекрасное». Красота – свойство бытия Бога.
В эпоху средневековья на место античной логики и рацио приходит вера и чувственно-образное мышление. Неприятие одного мировоззрения другим обусловлено и эстетическими критериями. Взамен множества богов античности христианство предлагает Иисуса Христа. Античный миф не принимается новыми эстетическими нормами. Происходит столкновение этих миров, и разных идеалов красоты. Эстетика христианства – чувственно-эмоциональная красота. Эстетика античности – религиозно-эстетическое отношение к миру. Христианство отвергает целостность античного мира как ложное, дьявольское. Искусство античного мира изгоняется апологетами христианства по идеологическим, а не эстетическим причинам.
Средневековье – эпоха патристики (от. лат. патер - отец) религиозно- философское учение философов и богословов периода раннего христианства отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики 3 – 8 века.
Тертуллиан (2-3 в. до н.э.) осуждал занятия искусством, зрелища, театр. Христианские апологеты считали занятие искусством поклонением идолам. Требовалось выполнение заповеди - не сотворяй себе кумира - не делай изображение Бога. Пафос первых христиан- изображение Бога унижает его. Для них характерна ненависть к театру. Требование порвать с лицедейством. Актеров не хоронили на кладбищах.
Но обойтись без искусства христианство не могло, т.к. эстетические потребности изначальны. В храмы вносится пение, иконы, фрески. Апологеты ставят искусство под контроль, заставив служить своей цели. Климент Александрийский оформил утилитарно-прагматический подход к искусству (молитву соединил с мелодией)
Таким образом, выработалось внутреннее противоречие, оппозиционность и драматически напряженное отношение христианства и искусства, которое изначально гедонистично - приносит радость, удовольствие, наслаждение. Наиболее остро драма выразилась в Византии в 8 в.н.э. в борьбе иконопочитателей и иконоборцев.
Византия (4 - 15 вв.)
Формирование византийских эстетических представлений происходит на рубеже 4 и 5 веков. В 4 в. (395 г.) Римская империя распадается на две самостоятельные части – западную (Рим) и восточную (Византия). Византия сохранилась и после падения Рима (476 г. н.э.), как империя ромеев. Императором ее стал Константин. Идеал ранневизантийской эстетики (4-6 в.) - христианский Бог источник «абсолютной красоты» и «собственно прекрасного». Византийцы создали художественную систему, которая включала элементы художественной культуры Древней Греции, Сирии, Египта. Появился своеобразный византийский стиль, связанный с христианским вероучением. В искусстве господствуют строгие каноны и правила, а красота материального мира рассматривается как отблеск неземной божественной красоты. Вершина художественной культуры этого периода храм Святой Софии в Константинополе (532 - 537г.) и церковь Сан-Витале в Равенне (5-7 в. н.э.).
Представители ранневизантийской эстетики: Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит.
8 - 9 в. начинается новый этап в развитии патристической эстетики, связанный с острой полемикой между иконоборцами и иконопочитателями.
Иконоборцы пытались установить чистоту веры и позиции раннего христианства, считая, что божественную природу Христа нельзя воплощать в изобразительном искусстве, а можно лишь намекнуть о его присутствии знаками (крестом, виноградной лозой, цветами). В 6 - 8 в христиане поклонялись иконе уже как идолу, что возмущало чистые христианские души. Иконоборцы уничтожили много икон.
Иконопочитатель Иоанн Дамаскин (675 -749 г) - византийский отец церкви, систематизатор православного вероучения, научных, философских знаний использовал идеи Платона, Плотина для обоснования догм восточной церкви, применял логику Аристотеля, защищал идею «наука - служанка богословия», доказывал, что иконунужно понимать как идеально видимый облик первообраза. При поклонении иконе, мы поклоняемся не материи, а тому, кто изображен, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. Теологическая сущность эстетической концепции Иоанна – природа живописи заключается в прославлении сокровенного, божественного, выступающего как прообраз всего существующего.
В пользу почитания икон Иоанн Дамаскин приводит 2 аргумента:
1) До тех пор, пока бог был духом, изобразить его было нельзя, но дух – Логос вочеловечился, преобразил тело, и с этого момента изобразить бога стало возможно.
2) В красоте мира мы видим силу ее создателя – Бога. Преклонение перед красотой предмета – это преклонение перед силой Бога.
С Иоанном Дамаскиным заканчивается эпоха патристики – ранний период византийской философии (4 – перв. пол. 7 в.) и начинается средний период – вторая пол. 7 – 12 в. - эпоха схоластики (от греч. «школа» - место, где учатся).
Основы религиозного канона, т.е. критерии, которым должна подчиняться иконопись – сущность данной эстетической концепции - это образно-символическое понимание искусства. Э стетические признаки византийского искусства:
- условность – свойство искусства, подчеркивающие отличие художественного произведения от воспринимаемой в них реальности;
- обратная перспектива виконографии, имеющей символические черты высшего духовного мира, а прямая перспектива созвучна реалистическому искусству;
- отказ от моделировки тела - христиане не уничтожают человеческое тело, т.к. оно создано Богом, но дано временно, и внимание акцентировано на душе, духе.
- лаконизм – максимально обобщенное и предельно краткое выражение творческого замысла художника, отсутствие излишеств, чувство меры, сдержанность;
- каноничность – ориентация на образец, систему правил, норм, принятую в искусстве в данный период. Иконографический канон европейского средневековья: изображение Христа могло быть только фронтальным, Богоматери, апостолов - в 3/4, отрицательные образы сатаны и ада - в профиль. Образец содержал главную схему, изображения персонажей, одежд, поз, жестов, наклона головы, деталей пейзажа, архитектуры, символику цвета: пурпур – бог и император; красный – огонь, жизнь; белый – божественный; черный – смерть; зеленый – юность, цветение; синий, голубой – трансцендентный мир). Икону надо было читать, а не любоваться ею.
Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 36 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |