Читайте также:
|
|
Материальный - достижения в области техники инженерного мастерства, математики. Идеальная сторона – культ бедности и христианская этика добровольной жертвы достигших легкого богатства. В технике – соединение свода с подпорками, а не со стенами – стены не несут тяжесть, иллюзия оторванности от земли, полета.
Идейный - борьба горнего мира с материальным миром и стеной, как воплощением материальности. В готике стен как бы нет, есть только каркас.
Готический стиль зародился во Франции (собор как единый организм с обнаженной конструкцией, ажурной каркасностью, каркас несет нагрузку и преследует эстетическую цель), позже в Германии (мистическая экзальтация, более высокие соборы); в Англии соборы не высоки, не свойственно мистическое чувство взлета - спиритуалистичность храмов горизонтальная, стену не убрали, своды арок декоративны, но не конструктивны, окно-роза вырезано из стены; в Италии готики не было.
Искусствоведческое направление средневековой эстетической традиции связано с трактатами по поэтике («Поэтрии») и музыке. В центре «Поэтрий» новая эстетическая категория – изящество. Цель поэзии: учить, давать уровни нравственности, доставлять наслаждение слуху и уму. В живописи теоретики ценят красоту, содержательность, аллегоризм; в скульптуре - жизнеподобие; в архитектуре - величину, соразмерность, блеск, драгоценные украшения.
В готической скульптуре зарождается портрет светских и церковных властителей. В миниатюре пейзаж, сцены быта. Для Германии характерна куртуазная светская культура, складывается поэзия вагантов, любовная лирика, поклонение прекрасной даме - портретная миниатюра. Знак - красивая женщина. Рыцарский культ.
Три направления художественной концепции средневековья: 1) рыцарский романтизм; 2) сакральный аллегоризм; 3) карнавальный натурализм.
Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви. Это художественное направление освещает светскую историю (события эпохи; важнейшая тема - рыцарский долг, подвиги во имя веры и сюзерена, церкви, короля - французский эпос «Песнь о Роланде»). Главный персонаж рыцарского романтизма – полумученик-полугерой. Его героизм – в сражениях, страдания – в любви.
Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога. Религиозная концепция священной истории мироздания (главная тема жизнь и мученическая смерть Христа). Искусство аллегорично и символично (символика цвета византийской живописи, аллегоричность скульптур собора). Сакральный аллегоризм противоположен античному реализму и выдвигает сверхъестественное взамен естественному, мученика взамен героя, утешение вместо очищения.
Земной мир - символ мира сверхчувственного; духовное качество, утверждаемое искусством - благочестие. Все явления и поступки человека сопоставлены с глобаль-ным конфликтом добра и зла. История мира - единый всемирно-исторический спек-такль спасения. В каждом виде искусства свои формы: в литературе – жития святых, в архитектуре – собор, в живописи – икона, в скульптуре – изображения Христа.
Карнавальный натурализм (искусство Города) выражает народную смеховую культуру, содержащую в себе идею вселенского обновления. Комедийно- праздничная, неофициальная жизнь общества – карнавал несёт радостное жизнеутверждение. М.Бахтин вводит понятие карнавального смеха. Праздничный смех всенароден (смех на миру), универсален (направлен на всё), амбивалентен (весёлый, ликующий, жиз-неутверждающий, также высмеивающий, отрицающий), самокритичен (направлен на самих смеющихся). Объем смеховой культуры средневековья был огромен – площадные празднества, смеховые обряды, культы, шутовство, пародийная литература.
Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |