Читайте также:
|
|
Фундаментальные библейские идеи философского значения: теоцентризм, креационизм, антропоцентризм, идея первородного греха и др. Христианское любомудрие и его отражение в библейских текстах. Христианская антропология: новый взгляд на смысл жизни и предназначение человека. Человек как образ и подобие Бога.
Патристика: разработка библейского послания и философствование в вере (Ориген, Юстин, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Тертуллиан). Философия святого Августина: разработка христианской гносеологии (“понимание - вознаграждение веры”). Августин о граде земном и Граде Божьем (“две разновидности любви порождают два града...”). Эволюция мира во времени как постепенная реализация “разумных семян”.
Проблема разума и веры в средневековой схоластике; средневековый “спор об универсалиях” между номиналистами (Марциан Капелла, Беренгар Турский, Иоанн Росцелин, Уильям Оккам) и реалистами (Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Эриугена). “Бритва Оккама”: “не следует умножать сущности сверх меры”. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.
& Литература:
Антология мировой философии: В 4 т. - Т.1.- Ч.2 - М.: Мысль, 1969. С.787-908.
Библия: (а) Бытие; (б) От Матфея святое благовествование; (в) От Иоанна...; (г) Послание к римлянам святого апостола Павла; (д) Первое послание к коринфянам святого апостола Павла.
Боэций. “Утешение философией” и другие трактаты.- М., 1990.
Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aestheticà: В 2-х тт. М.-СПб., 1999.
Бычков В.В. Идеал любви христианско-византийского мира// Философия любви. - М.: Политиздат, 1990. - Ч.1. - С.68-109.
Гайденко П.П. Христианство и генезис европейского естествознания // Философско-религиозные основы науки. - М., 1997.
Ильин И.А. Основы христианской культуры// Ильин И.А. Собр. Соч.: В 10 тт. М.: Русская книга, 1993-1999.
Иоанн Златоуст. Полное собрание творений: В 12 т. - М.: Златоуст, 1995.
История философии: Запад-Россия-Восток. - Кн.1: Философия древности и средневековия. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995. С.245-377.
Киссель М.А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки нового времени // Философско-религиозные основы науки. - М., 1997.
Кураев А., диакон. Дары и анафемы, или Что христианство принесло в мир. - М., 2001.
Кураев А., диакон. Христианская философия и пантеизм. М., 1997.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.
Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. - Киев, 2001.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Ч. 2: Средневековье. - Cпб.: ТОО ТАК “Петрополис”, 1994. С.3-211.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997.
Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Флоровский Г.К. Восточные отцы IV века. - М., 1992.
Тема 7. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА.
Деизм, пантеизм и антропоцентризм философии эпохи Ренессанса на фоне обмирщения римско-католической церкви и появления протестантизма. Итальянский гуманизм: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Джованни Пико делла Мирандола.
МарсилиоФичино: сосуществование христианства и неоплатонизма (“философ и священник - это одно и то же”).
Рационалистическое богословие Николая Кузанского: “ученое незнание” в отношении к бесконечному. Человек как “микрокосм”.
Мишель Монтень: скептицизм в отношении к истинам разума и возврат к сократовскому принципу “Познай самого себя” как основа мудрости.
Философия Возрождения и религия. “Философия Христа” Эразма Роттердамского и его концепция “глупости”: “Пусть тебя нисколько не волнует, что ты видишь, как живет добрая половина людей... Если весь мир целиком сойдет с ума... - Истина лгать не может”.
&Литература:
Антология мировой философии: В 4 т. - Т.2. - М.: Мысль, 1970.
История философии: Запад-Россия-Восток. - Кн. 2: Философия XV-XIX веков. - М.: Греко-латинский кабинет, 1996.
Кузанский Николай. Об ученом незнании// Кузанский Н. Соч.: В 2 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1979. С.47-184.
Кузанский Николай. Охота за мудростью// Кузанский Н. Соч.: В 2 т. - Т.2. - М.: Мысль, 1979. С.343-416.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Ч.2. Средневековье.- Спб.: ТОО ТАК “Петрополис”, 1994. С.212-310.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997.
Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Роттердамский Эразм. Оружие христианского воина // Роттердамский Эразм. Философские произведения. - М.: Наука, 1987. С.90-217.
$ Тема доклада:
“Опыты” М.Монтеня
Литература:
Монтень М. Опыты. - М.: Наука, 1980.
Контрольные вопросы к темам 6-7:
Каковы основные принципы христианской онтологии? Что такое креационизм?
Чем христианское понимание соотношения между духовным и материальным отличается от античного?
В чем природа человека и особый смысл его существования с точки зрения христианства? В чем человек виноват, за что он ответственен и в чем его исключительность?
Что такое жизнь и что такое смерть в свете христианского учения?
В чем состоит основополагающий принцип христианской гносеологии?
Что означает понятие «поврежденная человеческая природа»? Каковы пути ее исцеленния?
Как сместились акценты философских размышлений в эпоху Возрождения?
Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 84 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |