Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ГЛОССАРИЙ. Объект познания – все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.

Читайте также:
  1. II. Поработать с лекционным материалом по теме занятия, выучить глоссарий.
  2. Выучить глоссарий по теме занятия.
  3. Глоссарий
  4. Глоссарий
  5. Глоссарий
  6. Глоссарий
  7. Глоссарий
  8. ГЛОССАРИЙ
  9. ГЛОССАРИЙ
  10. ГЛОССАРИЙ

 

Объект познания – все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.

Объект социологического познания – то или иное социальное явление: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.

Предмет социологии – совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.

Социальное явление – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Социология - наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений.

Микросоциология – исследование поведения индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в них перемены.

Макросоциология – исследование взаимосвязей между различными частями общества, таких общественных институтов как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй.

Метод – от греч. «путь к чему- либо», конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании.

Познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития.

Практическая функция – на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработка практических рекомендаций.

Идеологическая функция – выражение интересов определенных социальных групп, классов, политических партий и движений.

Мировоззренческая функция – формирование у людей системы взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.

Основной закон интеллектуальной эволюции человечества – познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

Социальная статика – рассматривает общество с точки зрения его строения, выделения основных элементов структуры общества и их взаимосвязей, определения условий его оптимальной организации, достижения социальной гармонии и общественного порядка.

Социальная динамика – формулирует теорию общественного развития, в основе которой лежит «прогресс духа».

«Органическая теория» Г. Спенсера – все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.

Марксизм – в основе общества, законов его развития, по их мнению, лежат не идеи, не революции в умах людей, а способ производства материальной жизни.

Теория социального реализма Э. Дюркгейма – природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами; исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.

Научный метод в социологии Э. Дюркгейма – явления социальной жизни, исследуемые социологией отдельно друг от друга можно понять лишь в контексте их причинной обусловленности и значения тех функций, которые они выполняют.

Аномия – состояние ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые пока отсутствуют или еще не работают эффективно.

«Понимающая социология» М. Вебера – социология должна изучать только такое поведения и деятельность человека или группы людей, которые осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это.

Идеальный тип – «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе.

Эмпирическая социология – выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учеными на основе собранного эмпирического материала.

Бихевиористское направление – изучение поведения отдельного индивида как его реакция на поведение других людей.

Психологическое направление – социология должна исходить из психических отношений между людьми.

Социальная интеракция – социальную жизнь необходимо рассматривать в совокупности межиндивидуальных взаимодействий.

Теория инстинктов – наследуемая или врожденная психофизическая склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует».

Психоаналитическая школа З.Фрейда – все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо).

Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Социальное действие – все виды поведения, которые мотивируются и направляются теми смысловыми значениями, которые придает им действующий субъект как существо культурное, а не инстинктивное и которые ориентированы на поведение другого человека.

Социальное взаимодействие – социальное действие одного индивида с другими индивидами.

Социальная структура – определенная форма устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социальных групп и институтов.

Социальная группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются с членами этой группы с точки зрения других.

Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальная роль – ожидаемое поведение, связанное с определенными правами и обязанностями.

Ценности – общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средства, посредством которых он должен их достичь.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры.

Тип общества – это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют в конкретное время и у конкретных народов.

Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.

Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев населения.

Социальные отношения – специфические отношения, которые складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.

Большие социальные группы – классы, сословия, профессиональные, демографические, а также национальные общности.

Малые социальные группы – политические партии, профессиональные и молодежные организации, научные общества, клубы по интересам и даже группы людей.

Формальные организации – действуют на основе принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы.

Неформальные организации – действия осуществляются на основе личных контактов, путем организации собраний, конференций, митингов, массовых движений.

Социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп и слоев в другие.

Человек – высшая ступень развития живых организмов.

Социальный индивид – отдельный, обособленный член социальной общности.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Социальная среда – совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.

Социальные отношение – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Биологизаторский подход – сводят природу человека к животному началу, исходя из того, что он обладает теми же органами чувств, кровеносной, мышечной, гормональной, костной, нервной системами и т.д.

Марксизм – рассматривает личность как продукт, результат существующих общественных отношений, где главными являются материальные отношения.

Аврелий Августин – считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.

Фома Аквинский – вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не божественного откровения, а рациональных процессов.

Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе.

Социальный статус – социальная позиция человека в обществе или группе, наделенная определенными правами и обязанностями и связанная посредством них с другими позициями.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой, или в первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Прирожденный статус – положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения.

Приписываемый статус – является социально приобретенным.

Достигаемый статус – положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору, собственным усилиям либо благодаря удаче или везению.

Социальная роль- ожидаемое поведение, обусловленное определенным статусом.

Семья – основанная на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Репродуктивная функция – воспроизводство в детях численности родителей.

Воспитательная функция – социализация личности.

Хозяйственно-экономическая функция – ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организация семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами.

Рекреационная функция – духовно-эстетические моменты, организация семейного досуга и отдыха, психологический комфорт, эмоциональная поддержка и сохранение общего жизненного тонуса.

Культура – система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком; совокупность ценностей (духовных и материальных), живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

Материальная культура – физические объекты, созданные человеческими руками.

Духовная культура – нормы, правила, образцы, эталоны, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, чувства.

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентации - поведение, ориентированное на определенные ценности.

Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения.

Мифы – фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем человека, общества.

Образ жизни – установившиеся стандарты поведения в определенных ситуациях.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих.

Этикет – принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющая единое целое.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуется выполнять.

Традиция – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды; все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение.

Ритуал – стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.

Нравы– обычаи, имеющие моральное значение.

Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какие-то действия, слово, предмет.

Законы – нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом.

Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или пони мание изящного.

Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.

Мода – смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими.

Коммуникативная функция культуры – способность обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей.

Функция социализации – передача социального опыта от одного поколения к другому.

Регулятивная функция – формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид.

Массовая культура – лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа.

Субкультура – культура различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.п.

Контркультура –комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.

 

 

Приложение 3

Общая шкала оценки знаний

 

Аттестационная буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов %-е содержание степени усвоения учебной дисциплины Оценка по традиционной системе  
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 удовлетворительно  
С 2,0 65-69
С- 1,67 60,64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F   0-49   неудовлетворительно

 

 




Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав