Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Идеальное Государство

Читайте также:
  1. A) унитарное государство
  2. D) стоимость отечественных продуктов в текущих ценах, которые желают приобрести домохозяйства, фирмы и государство.
  3. III. Церковь и государство
  4. Lt;question>. Что такое правовое государство?
  5. Lt;variant>. государство, которое не признает господствующей ни одну религию, равно относится ко всем существующим, допускает существование различных религий
  6. Q]3:1: Как называлось раннефеодальное государство тюркских племен?
  7. А) система общеобязательных правил поведения установленных государством
  8. А) собственно-политические (государство, политические партии и движения, оказывающие активное воздействие на политику);
  9. А37. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через
  10. Антропогеография (человечество, отношение человека к земле, культура, народ и государство).

 

Итак, Платон начинает с того, что решает разделить граждан на три класса:простых людей, воинов и стражей. Только последние должны обладатьполитической властью. Стражей должно быть значительно меньше, чем людей,принадлежащих к первым двум классам. По-видимому, в первый раз они должныизбираться законодателем; после того их звание обычно переходит понаследству; но в исключительных случаях подающий надежды ребенок можетвыдвигаться из одного из низших классов, тогда как среди детей стражейребенок или молодой человек, не отвечающий требованиям, может быть исключениз этого класса.Основной проблемой по мнению Платона, является обеспечение того, чтобы стражиосуществляли намерения законодателя. С этой целью он вносит разныеПредложения, касающиеся образования, экономики, биологии и религии. Не всегдаясно, насколько эти предложения относятся к другим классам, кроме стражей;ясно, что некоторые из них относятся к воинам, но Платон в основноминтересуется лишь стражами, которые должны являться обособленным классом.Прежде всего следует рассмотреть образование, которое делится на две части –музыку и гимнастику. И та, и другая имеют у Платона более широкий смысл, чемв настоящее время: «музыка» означает все, что входит в область муз,«гимнастика» означает все, что связано с физической тренировкой иподготовкой. «Музыка» почти так же широка, как то, что мы называем«культурой», а «гимнастика» представляет собой нечто более широкое, чем то,что мы называем «атлетикой».Воспитание должно, по-видимому, прежде всего развивать у детей такиекачества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Должнасуществовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать ссамого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать.Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы. ЧтениеГомера и Гесиода не следует допускать в силу ряда причин. Во-первых, ониизображают богов, которые время от времени себя плохо ведут, чтонепедагогично: молодежь следует учить, что зло, никогда не исходит от богов,так как Бог является творцом не всех вещей, но лишь хороших вещей. Во-вторых,у Гомера и Гесиода некоторые вещи рассчитаны на то, чтобы вызвать у читателейстрах смерти, тогда как воспитание должно любой ценой заставить молодежьжелать умереть в сражении.В-третьих, соблюдение внешних приличий требует, чтобы никогда не былогромкого смеха, однако Гомер говорит о «неистощимом смехе благословенныхбогов». Как школьный учитель будет эффективно порицать веселье, если юношисмогут цитировать этот отрывок? В-четвертых, у Гомера имеются отрывки,восхваляющие богатые пиры, а также отрывки, описывающие вожделения богов;такие отрывки отбивают охоту к умеренности. Не должно быть рассказов, вкоторых дурные люди счастливы, а хорошие несчастливы: моральное влияние такихрассказов могло бы оказаться самым гибельным для восприимчивых умов. В силувсего этого следует осудить поэтов.Далее идет речь о цензуре музыки (в современном смысле). Лидийские иионийские гармонии следует запретить, во-первых, потому, что они выражаютпечаль, во-вторых, потому, что они расслабляют. Следует допускать толькодорийские (для мужества) и фригийские (для умеренности). Допускаемые ритмыдолжны быть простыми и выражать мужественную и гармоничную жизнь.Тренировка тела должна быть очень суровой. Никто не должен есть рыбу или мясоиначе, как в жареном виде, и не должно быть ни соусов, ни кондитерскихизделий. Люди, воспитанные согласно этим его правилам, говорит Платон, небудут нуждаться во врачах.Что касается экономики, Платон предлагает ввести для воинов радикальныйкоммунизм. Они должны иметь небольшие дома и есть простую пищу; они должныжить, как в лагере, обедая в общих столовых; они не должны иметь частнойсобственности, кроме совершенно необходимого. Золото и серебро должны бытьзапрещены. Хотя они не богаты, но ничто не препятствует им быть счастливыми;целью же города является счастье целого города, а не счастье одного класса. Ибогатство, и бедность вредны, и в городе Платона не будет ни того, нидругого. Имеется любопытный аргумент о войне: легко будет приобретатьсоюзников, поскольку наш город не захочет брать никакой доли из военнойдобычи.С притворной неохотой платоновский Сократ применяет свой коммунизм к семье.Друзья, говорит он, должны иметь все общее, включая женщин и детей. Ондопускает, что это представляет трудности, но не считает их непреодолимыми.Во-первых, девушки должны получать точно такое же воспитание, как и юноши,изучая музыку, гимнастику и военное искусство вместе с юношами. Женщиныдолжны обладать во всех отношениях полным равенством с мужчинами. Одинаковоевоспитание, которое делает мужчин хорошими стражами, сделает и женщинхорошими стражами.Законодатель, избрав в качестве стражей некоторых мужчин и женщин, прикажет,чтобы они жили в общих домах и питались за общим столом. Брак, как сказановыше, будет радикально преобразован. На некоторых празднествах невест иженихов будут соединять, как их учат верить, якобы по жребию в такомколичестве, которое необходимо для сохранения постоянной численностинаселения; но на самом деле правители города будут производить манипуляцию сжребиями, исходя из евгенических принципов. Они будут устраивать так, чтобылучшие производители имели больше всего детей. Все дети будут после рожденияотбираться у своих родителей, и будут приняты серьезные мерыпредосторожности, чтобы родители не знали, которые дети являются их детьми, адети не должны знать, кто их родители. Детей с физическими недостатками идетей худших родителей «станут скрывать как следует в тайном и неизвестномместе». Детей, родившихся от союзов, не санкционированных государством,следует считать незаконными. Матери должны быть в возрасте от двадцати досорока лет, отцы – от двадцати пяти до пятидесяти пяти. Вне этого возрастаобщение между полами должно быть свободным; но принудительными являются абортили детоубийство. Против браков, устраиваемых государством, заинтересованныестороны не имеют права возражать; они должны руководствоваться мыслью о своемдолге перед государством, а не какими-либо заурядными чувствами, которыеобычно прославляли изгнанные поэты.Поскольку ребенок не знает, кто его родители, он должен называть отцомкаждого мужчину, который по возрасту мог бы быть ему отцом; это такжеотносится к матери, брату, сестре.Предполагается, что чувства, связываемые в настоящее время со словами «отец»,«мать», «сын» и «дочь», будут все еще связываться с ними и при новыхпорядках, устанавливаемых Платоном; например, молодой человек не будет битьстарика, потому что этот старик мог бы оказаться его отцом.Основная мысль состоит, конечно, в том, чтобы свести к минимумучастнособственнические чувства и таким образом устранить препятствия, стоящиена пути к господству духа общественности, так же, как и обеспечить молчаливоесогласие с отсутствием частной собственности.Рассматривая теологический аспект данной системы, Платон ясно говорит, чтоложь должна быть исключительным правом правительства точно так же, как праводавать лекарство является исключительным правом врача. Правительство, как мыуже видели, должно обманывать людей, делая вид, что оно устраивает браки пожребию, но это не является делом религии.Должна быть «одна царская ложь», которая, как надеется Платон, можетобманывать правителей, но остальных жителей города будет обманывать в любомслучае. Эта «ложь» рассматривается далее с пространными подробностями.Наиболее важной частью ее является догмат, что Бог создал людей трех сортов;самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра и простая толпа –из меди и железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы быть стражами,сделанные из серебра должны быть воинами, остальные должны заниматьсяфизическим трудом. Обычно, но ни в ком случае не всегда, дети будутпринадлежать к тому же сословию, к которому принадлежат их родители; когдаони не принадлежат к этому сословию, их следует соответственно повышать илипонижать. Считается едва ли возможным заставить настоящее поколение поверитьв этот миф, но следующее и все следующие за ним поколения можно таквоспитать, чтобы они не могли усомниться в этом мифе.Определение справедливости, которое является формальной целью всегообсуждения, достигается в четвертой книге. Нам говорят, что справедливостьсостоит в том, что каждый выполняет свою собственную работу и не вмешиваетсяв чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник и страж – каждыйвыполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов.Слово «справедливость», как оно еще употребляется до сих пор в праве, болееподходит к концепции Платона, чем слово «справедливость», используемое вполитических спекуляциях. Под влиянием демократической теории мы сталиассоциировать справедливость с равенством, тогда как для Платона она не имелатакого значения. «Справедливость», в том смысле, в каком она является почтисинонимом «права», как, например, когда мы говорим о «суде», касается главнымобразом прав собственности, которые не имеют никакого отношения к равенству.Первое определение «справедливости», предложенное в начале «Государства»,гласит, что она состоит в уплате долгов. Это определение вскоре оставляетсякак несоответствующее, но кое-что от него остается и в конце.

 

 

Заключение.

Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.

Так как основу учения Платона составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез.

Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики.

Из сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения – Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон был философом с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией действующих в космосе живых сил.

Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике. Идеалистическая диалектика Платона – предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.

Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.


 




Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав