Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Читайте также:
  1. B 7 № 2170. Прочтите отрывок из произведения средневекового автора
  2. B 7 № 2171. Прочтите отрывок из произведения средневекового автора
  3. B 7 № 2172. Прочтите отрывки из произведения средневекового автора
  4. III. Своеобразие творческих игр дошкольников и особенности руководства ими в дошкольных учреждениях.
  5. IV. ГРАММАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
  6. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. М., 1990г.
  7. Виды речи: по характеру воспроизведения и восприятия человеком: внешняя(устная – монолог и диалог и письменная) и внутренняя.
  8. Внутренний мир художественного произведения
  9. ВОПРОС N 35. Чему равна вероятность произведения противоположных событий ?
  10. Воспроизведение на организменном уровне. Особенности воспроизведения человека. Прогенез.

Выявляя особенности лирического произведения, необходим мо осмыслить его пафос, уловить и понять его эмоциональные настрой. В некоторых случаях верное определение пафоса лирического стихотворения делает дальнейший анализ остальных художественных элементов содержания (идеи, идейного мира про изведения) незначительным, так как часто идея растворяется в пафосе и не имеет отдельного самостоятельного значения. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» — пафос романтики, в стихотворении А.А. Блока «Я Гамлет, холодеет кровь...» — пафос трагизма.

Пафос — (греч. — pathos — сильное, страстное чувство эмоциональное одушевление, страсть в художественном произведении, которая пронизывает все произведение в целом и сообщает ему «общее дыхание»; глубокая и исторически правдивая оценка изображаемых характеров, порождаемая их объективным национальным значением; высокое воодушевление автора постижением сущности изображаемой жизни.

Виды пафоса:

Трагический – утверждение конфликта между влечением и долгом; внутренних душевных противоречий человека.

Героический - утверждение величия подвига отдельной личности и целого народа, его огромного значения для развития нации и всего человечества.

Сентиментальный - умиление проявлениями нравственной чистоты и цельности характеров простых людей.

Романтический - рефлективная душевная восторженность, обращенная к тому или иному идеалу и его воплощениям.

Драматический - утверждение противоречий в реальной жизни людей.

Юмористический - утверждение комических противоречий частных человеческих характеров; смех над относительно безобидными недостатками.

Сатирический — наиболее сильное и резкое, негодующе насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни.

На данном этапе анализа определяем идейно-тематическое своеобразие лирического произведения, выявляем ее основные мотивы. Не следует сильно увлекаться анализом тематики лирического произведения, так как лирика изображает внутренний мир человека, его переживания, чувства, эмоции, размышления. Изображенный мир лирического произведения – прежде всего психологический мир. Тематика является объективной стороной содержания, поэтому авторская индивидуальность, субъективность не могут полностью проявиться на этом уровне содержания. Субъективность и индивидуальность поэта на данном уровне выражаются только в отборе жизненных явлений, поэтому не дает серьезных оснований для постижения художественных особенностей произведения. Ответ на вопрос: «О чем данное лирическое произведение?» (о природе, о любви, о родине) дает мало информации об индивидуальной авторской манере поэта.

В отличие от тематики проблематика является субъективной стороной лирического произведения, поэтому в ней максимально проявляются самобытность поэта, его индивидуальный подход. Особенности проблематики — своеобразная примета данного поэта. Например, А.С. Пушкин считал поэта пророком, вдохновленным Богом, подчеркивал его величие и роль в развитии националь­ной культуры. М.Ю. Лермонтов повышенное внимание уделял одиночеству поэта среди людской толпы, его непонятость, трагическую судьбу. Поэзия для А.А. Фета — возможность увидеть, почувствовать истинную красоту, прекрасное. Н.А. Некрасов, напротив, являлся противником «чистого искусства» и отстаивал гражданственность поэтического творчества, по его мнению, поэзия должна служить обществу и выражать его

идеалы. Таким образом, видно, что при наличии единой тематики проблематика у каждого поэта своя. Своеобразие лирического произведения на уровне содержания часто находится именно в области проблематики. Анализ проблематики — важный этап анализа поэтического текста. От читателя требуются внимательность, вдумчивость, глу­бина постижения, поставленных поэтом проблем.

На данном этапе анализа важным является и выявление идейного своеобразия лирического произведения, так как идейный мир — сфера художественных решений, где становятся понятными авторская позиция, авторское отношение к миру и его отдельным проявлениям, здесь поэтом отрицается или утверждается определенная система ценностей.

Тема — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Тематика — совокупность тем данного лирического произведения; общая тематическая направленность.

Проблема — (от греч. problema — нечто, брошенное вперед, т.е. выделенное из других сторон жизни) основной вопрос, поставленный поэтом в художественном произведении.

Проблематика — круг проблем данного лирического произведения; основные вопросы, волнующие поэта.

Идея — выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми поэтом идеалами жизни и человека.

Идейная направленность — идейно-эмоциональная оценка чувств, переживаний, эмоций лирического героя.

Мотив — мельчайший элемент художественного произведения, один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении «опорные» художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

Лейтмотив — ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение. В литературе XX века, в особенности в лирических произведениях поэтов-модернистов, повышается смысловая и композиционная нагрузка на лейтмотивы, которые объединяют и организуют повествование.

Тема лирического произведения Краткая характеристика Пример поэтического произведения
Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме люб­ви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства А.С. Пушкин «Я вас любил...», «Храни меня, мой талисман...»  
Тема природы (пейзажная лирика)   Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С.А. Есенин «Береза», «Топи да болота»
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта М.Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон...», «Пророк»
Тема поисков жизненного Смысла (философская лирика) Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности А.С. Пушкин ода «Вольность», «Деревня»
ема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение А.С. Пушкин «К портрету Жу­ковского», «К портрету Вяземского»
Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М.Ю. Лермонтов «Парус», «Выхожу один я на дорогу...»
Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный»
Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа Н.А. Некрасов «Железная доро­га», «Размышления у парадного подъезда»

Возможные варианты написания данной части анализа лирического произведения

1. Подчиненный M.B. Ломоносовым общегосударственной и общенациональной проблематике жанр оды исключал, на первый взгляд личность самого поэта. Основная тема оды — прославление деяния государственного деятеля, но, несмотря на это, Ломоносов ввел в оду, посвященную Петру III, личные мотивы. Именно личными воспоминаниями навеяно описание переживаний мореплавателя:

Когда по глубине неверной

К неведомым брегам пловец

Спешит по дальности безмерной,

И не является конец,

Прилежно смотрит птиц полеты

В воде и воздухе приметы, —

И как уж томную главу

На брег желанный полагает,

В слезах от радости лобзает

Песок и мягкую траву.

В торжественное повествование врывается голос лирического героя, который вводит тему природы («птиц полеты», «в воде и воздухе приметы»).

2. Н.А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. В центре первой части стихотворения - образ молодой крестьянки, публично избиваемой кнутом на Сеннной площади Санкт-Петербурга:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит пощады у своих палачей. Сопоставляя свою музу публично избиваемой женщиной, Н. А. Некрасов определяет гражданскую направленность собственного творчества:

И музе я сказал: «Гляди!»

Сестра твоя родная!»

3. Основная тема стихотворения Ф.И. Тютчева «Волна и дума» — природа. Грани между человеческим и природным миром разрушены: природа живет радостями и страданиями человека, человек — страданиями и радостями природы:

Дума за думой, волна за волной —

Два проявлены! стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь — в заключении, там — на просторе...

Снятие границ между разными явлениями и предметами бытия приводит у Тютчева к созданию единого образа мироздания.

4. Основная тема стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» - роль родной речи, русского слова в годину тяжелых испытаний. «Русская речь», «русское слово» — то достояние, которое необходимо сохранить, поэтому в стихотворении звучи призыв быть мужественным:

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

На «чаше весов» положена не только человеческое существование, не только родной дом, но и жизнь всех последующих поколений, выраженная поэтессой через обобщенный образ «великого русского слова»:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,




Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 74 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав