Читайте также:
|
|
Вопросы для обсуждения:
1. «Я вас любил» А.С. Пушкина: интонационно-ритмические особенности, рифмы, анафора и инверсии, синтаксический перенос, лексические повторы и слова-приказы, поэтический синтаксис, соотношение начала и конца, строфичность текста, внетроповая организация, образ живого и священного чувства.
2. «Утес» М.Ю. Лермонтова: строфика, анафорическая фонетика, тематическая композиция, грамматика рифмы, система персонажей, ассонансная композиция, лирический сюжет, лирический субъект и ценностный строй персонажей, поэтический синтаксис.
3. «Парус» М.Ю. Лермонтова: заглавие и система персонажей, строфика, пространство и время, поэтическая фонетика, речевой строй как ценностный диалог.
4. «Утес» и «Парус» как выражение художественного мира автора.
Литература
1. Русский мир в отечественной литературе: этнофилологический подход. Ишим, 2011.
2. Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии: инварианты, структуры, стратегии, интертексты. М., 2005. С. 46-59.
3. Пушкин в школе: пособие для учителя. М., 1978. С. 56-59.
4. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: школьный курс. М., 1997. С. 13-17.
5. Гиршман М.М. Анализ стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. М., 1991.
6. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М., 1991. С. 81-86.
7. Маркович В.М. «Парус» М.Ю. Лермонтова // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 122-132.
Тема 7. Анализ стихотворного текста неклассического типа
Вопросы для обсуждения:
1. «А вы могли бы?» В.В. Маяковского: морфолексический словарь текста и концепция искусства.
2. «Предчувствую Тебя» А.А. Блока: графика, эпиграф и внешняя композиция, рифмовка и рифма, интонационно-ритмические особенности, лексические повторы и сдвиги, поэтический синтаксис, аллитерация и цезурный сбой, лексическая группа, поэтическая грамматика, ценностная программа автора.
Литература
1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л., 1972. С. 87-89.
Тема 8. Анализ пьесы неклассического типа («Вишневый сад» А.П. Чехова)
Вопросы для обсуждения:
1. Имя персонажа и его функция в тексте (Фирс, Епиходов).
2. Мотив в структуре действия (мотивы сна, опьянения, музыки).
3. Деталь в построении персонажа (Лопахин, Трофимов).
4. Функции имени собственного в тексте (Ницше, Калигула).
5. Система персонажей и сюжет.
6. Заглавие.
Литература
1. Комаров С.А. А. Чехов – В. Маяковский: комедиограф в диалоге с русской культурой конца XIX – первой трети ХХ века. Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 2002. С. 72-88, 94.
2. Комаров С.А. «Где бы черт ходил коромыслом»: о замысле комедии «Вишневый сад» // Вестник Тюменского гос. университета. 2003. № 3. С. 198-206.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
1. Контрольные вопросы
1) Поэтика как учение.
2) Текст и произведение, их признаки.
3) Значение понятия «автор».
4) Архитектоника текста.
5) Понятийный аппарат анализа стихотворного текста.
6) Понятийный аппарат анализа прозаического текста.
7) Значимые позиции в тексте.
8) Объектный уровень структуры произведения.
9) Субъектный уровень структуры произведения.
10) Художественный мир произведения.
11) Жанровое своеобразие произведения.
12) Классический и неклассический типы художественного целого.
13) «Чужое слово» в тексте, его формы и функции.
14) Имя собственное в тексте, его функции.
15) Понятийный аппарат анализа пьесы.
2. Контрольная работа № 1 по теме «Понятийный аппарат филологического анализа стихотворного текста (дефиниции и связный научный текст)» (1 модуль).
3. Контрольная работа № 2 по теме «Понятийный аппарат филологического анализа прозаического текста (дефиниции и связный научный текст)» (2 модуль).
4. Контрольные работы № 3, 4 «Анализ стихотворного текста» и «Анализ прозаического теста» (3 модуль).
Список художественных текстов для выполнения контрольных работ № 3 (а) и № 4 (б):
а) 1. «О, этот Юг! О, эта Ницца!» Ф.И. Тютчева;
2. «Ты забыла деревню, затерянную в болотах» И.А. Бродского;
3. «Я хочу быть с тобой» И. Кормильцева;
4. «Шаганэ, ты моя Шаганэ» (Из цикла «Песня остается с человеком») Т. Кибирова.
б) 1. «Коренной» И.А. Бунина;
2. «Бродяга» И.А. Бунина;
3. «Шанка» Д. Хармса;
4. «сундук» Д. Хармса;
5. «Летний день» И.А. Бунина.
Требования к выполнению контрольных работ № 3 и № 4:
1. текст на листах А 4, 14 кегль через 1,5 интервала, не менее 1,5 листа;
2. текст работы должен иметь связный и оригинальный характер, содержать приращение смысла в понимании произведения;
3. в работе должно быть использовано не менее 12 литературоведческих понятий, которые необходимо автору подчеркнуть.
Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |