Читайте также:
|
|
История человеческого общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существует изначально. История его возникновения не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира.
С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники. В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Географическая Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.
Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамики равновесия системы “общество-природа”.
Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой это разумное сосуществование людей друг с другом.
В истории философии существовали различные взгляды на характер и цели взаимодействия общества и природы. Выделяются шесть периодов их смены:
мифологический (первобытно- коэволюционный);
религиозно-философский (раннецивилизационный);
рационально-философский (античный);
теологический (средневековый);
научно-рациональный (индустриальный);
ноосферный (неокоэволюционный).
В дофилософскую эпоху человек воспринимал мир и себя как нечто единое и взаимосвязанное. Представление о гармонической связи с природой сохранялось в философской традиции древневосточных цивилизаций и античности. В средневековье господствовала теологическая парадигма осмысления мира как творения единой сущности - Бога. Радикальная смена парадигмы связана с европейским Возрождением. Субъект-объектное отношение к природе определило цель: господство над нею ради удовлетворения потребностей.
На вершине индустриального развития, совпавшего с научно-технической революцией середины XX века, противоречия между обществом и природой обострились и перешли в фазу глобального кризиса.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |