Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Реконструкция истории науки Фейерабендом и его теоретико-методолог.плюрализм

Читайте также:
  1. Amp;5. Субъекты истории
  2. D-mapping «Бал истории» в честь 250-летия Государственного Эрмитажа
  3. I Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы
  4. I. Из истории развития методики развития речи
  5. II. Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.
  6. III Школа человеческих отношений или науки о поведении.
  7. Ius gentium и его роль в истории права
  8. IV этап. Включение теории ландшафтоведения в общую теорию и методологию науки. Вторая половина XX века.
  9. IV. Исследование текущего имиджа Российского образования и науки
  10. IV. Методология и теория исторической науки.

Австрийский философ Пауль Карл Фейерабенд (1924-1994) выделяет 4 основные позиции в теории рациональности:

1. Наивный рационализм, к которому он причисляет Канта, Поппера, Лакатоса

2. Контекстуально-зависимый рационализм, к которому он относит всех мыслителей, привлекающих при случае исторический контекст для рассмотрения какого-либо вопроса (например, марксисты)

3. Наивный анархизм, отрицающий всякие правила и масштабы. Они утверждают, что а) все правила и масштабы имеют свои границы, б) поэтому необходимо обходиться вообще без них. Фейерабенд принимает первое утверждение, но отрицает второе, полагая, что всякие правила действительно имеют границы, однако это не значит, что мы должны вообще жить без правил.

4. Методологический анархизм, который он обозначает в качестве своей собственной позиции

Рассматривая проблему соотношения теории и опыта, Фейерабенд критикует позитивизм. Он подчеркивает, что язык наблюдения определяется теорией и меняется вместе с изменением теории. Он отвергает существование автономного, независимого от теории эмпирического языка: каждая теория создает свой собственный язык для описания наблюдаемых ситуаций. Понятия языка наблюдения не всегда бывают более ясны, чем теор.понятия и поэтому не могут служить средством разъяснения этих теорий. Возражая позитивистам Ф.также отмечает,что:

1. Наука редко основывается на полностью готовой физич.теории

2. Даже полностью достроенные теории никогда не бывают до конца формализованными и используют в большей или меньшей степени интуитивные приемы.

3. Не существует единого языка наблюдения, используемого для разъяснения или проверки какой–либо теории.

По его мнению, наука без наблюдения возможно и реализуема.

С точки зрения Ф., НАУКА – это океан взаимно несовместимых альтернатив. Поэтому ученый формулирует этот тезис в виде принципа плюрализма: открываются и развиваются теории, противоречащие существующему представлению, даже если оно основательно подтверждено и общепризнано. Такие теории называются Ф. альтернативными данному представлению. Принцип плюрализма означает не только открытие новых альтернатив, но и устранение из науки старых теорий, поскольку опровергнутая теория также вносит вклад в позитивное содержание своей победоносной соперницы. Альтернативные идеи должны буквально всюду: из других теорий, мифов и современных предрассудков. Они могут также быть взяты из прошлого, поскольку не существует идеи, которая не могла бы служить совершенствованию наших сегодняшних знаний. По мнению Ф, прогресс часто достигается критикой из прошлого.

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав