Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Лирика А.С. Пушкина 30-х годов.

Читайте также:
  1. Билет 13. Общественная мысль 30-50-х годов.
  2. Билет 17. Лирика давыдова.
  3. Билет 38. Лирика Е. А. Баратынского
  4. Внешняя политика в середине 50-х - середине 60-х годов.
  5. Вопрос №45. СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕРЕДИНЕ 60-Х СЕРЕДИНЕ 80-Х ГОДОВ.
  6. Вопрос. Журналистская деятельность А.С. Пушкина.
  7. Глава 1. Реформы СССР 1985-1991 годов.
  8. Жанр романтической поэмы в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
  9. Идеократия в СССР конца 60-х – начала 80-х годов.
  10. Институционализм 50-60-х годов.

Пушкинская лирика 30-х годов приобретает новый идейно-эстетический уровень. Совершенствуя свои предшествующие завоевания, поэт создает лирику мысли, поэзию социально-философских обобщений. В его стихах этого времени поэтическая условность и абстрактность окончательно преодолеваются. В них властвует реалистическая точность и конкретность. Пример тому — «Эхо», «Осень», «Вновь я посетил» (1835). Все шире раздвигая границы поэтической лексики, Пушкин достигает удивительно смелого сплава традиционной поэтической фразеологии с просторечностью, с обиходными словами, с прозаизмами, высокости слога с разговорной непринужденностью, реальной символики с конкретной детализацией явлений. В его стихах появляются выражения, вроде: «вонь», «таков мой организм» («Осень», 1833), «Хоть плюнуть да бежать» («Когда за городом, задумчив, я брожу», 1836).

Многие стихотворения Пушкина этих лет приобретают все большие объективно-повествовательные свойства. Таковы шутливо-ироническая баллада«Гусар» (1833), драматическая быль «Воевода» (1833), стихотворная повесть «Странник» и в особенности остросюжетные «Песни западных славян» (1834).

Объективно-познавательная тенденция, обнаженно проявляющаяся в лирике, стала ведущей в творчестве Пушкина 30-х годов. Она полностью раскрылась в его драматических, лироэпических и прозаических произведениях.



25.​ Композиция романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Образ автора в романе. Трактовка финала в русской критике (В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский).

"Основным приемом в построении композиции романа является ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. При встрече Онегин читает ей “проповедь”. Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским – событие, композиционной ролью которого является развязка личной сюжетной линии и определение развития любовной интриги. При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказывается на ее месте, и все события повторяются в той же последовательности, только автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.

Прием КОЛЬЦЕВОЙ композиции раскрывает перед читателем кризис души Онегина. Он смотрит на жизнь глазами Татьяны – “смиренной девочки”. Ее переживания, которые тогда казались ему смешными, теперь являлись предметом его жизни. Эти переклички показывают изменения, происходящие в характере Онегина. В первой главе Евгений впервые появляется в свете, затем покидает его и образовавшееся свободное время не занимает ни сочинительством, ни чтением. В последней главе читатель вновь замечает Онегина в высшем свете. Но свое затворничество он способен с большим толком разнообразить чтением и творчеством. Евгений научился читать “духовными глазами” “меж печатными строками”, “чуть не сделался поэтом”.

Также возвращение в прошлое позволяет нам сопоставить два образа Татьяны: как деревенской девушки и как светской дамы. Читатель наблюдает внутреннюю эволюцию жизненных позиций героини, ее взросление, способность контролировать свои эмоции, быть сдержаннее. Но в то же время это обличает несостоятельность ее образа. Татьяна, как и прежде, оказывается не в силах понять Онегина. В прошлом она измеряла возлюбленного по рамкам сентиментального героя, затем героя романов Байрона, пытаясь воспринимать Онегина через литературные стандарты. Но он не Чайльд Гарольд, и не он являлся ей во снах. Онегин не подходил ни на одну из этих ролей. Так и сейчас Татьяна не способна поверить в искренность его чувств, осознать их значимость как попытки установиться и реализоваться в этом мире.

Также существенной особенностью композиции является НАЛИЧИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ в романе. С их помощью создается образ лирического героя, что делает роман лироэпическим. Эти внесюжетные разговоры автора с читателем и его размышления на различные темы довлеют над сюжетом и даже иногда обуславливают его дальнейшее развитие.

Таким образом, очень часто мы имеем дело не столько с сюжетом, сколько с его обыгрыванием. Роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании, что становится одной из важнейших тем, затрагиваемых в произведении. Также лирические отступления делают возможным использование в романе инверсии. Автору важно был изобразить среду, расширить композицию и сделать эпические обстоятельства предметом изображения.

Становится ясно, что в построении композиции романа “Евгений Онегин” наблюдаются ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ: необычная свобода повествования, пестрый характер, непринужденность развития сюжета и нечто удивительно гармоничное, делающее роман цельным и законченным. Эти две тенденции обусловлены тем, что Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности и в то же время установить дистанцию с литературными канонами, то есть, в целом, сделать свое произведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой."

Автор в романе. В романе Пушкина особенно важен образ автора. Авторское начало всегда присутствует в каждом художественном произведении. Но в одних случаях это начало скрыто или не очень ясно ощущается, в других — более отчетливо «выявлено*. В «Евгении Онегине» автор является структурным центром произведения. Именно он организует текст, придает основной тон повествованию (свободная, непринужденная беседа с читателем), определяет наше восприятие героев. Проявляется это не только в отдельных, так называемых «лирических отступлениях», но на протяжении всего текста.

У Пушкина автор является особым персонажем, участником событий. Это не биографический автор (творец текста), а действующее лицо. Он знаком с героями (с Онегиным даже хорошо знаком), он хранит у себя письмо Татьяны, мы узнаем что-то о его собственной жизни. Разумеется, в нем очень многое от Пушкина, но все же это не Пушкин, а самостоятельный литературный образ, подлежащий такому же анализу, как и другие образы действующих лиц.

Отношение автора к героям выражено прямо, непосредственно: «Онегин, добрый мой приятель…», «Татьяна, милая Татьяна!», «Мой бедный Ленский!» Вместе с тем автор устанавливает четкую границу между собой и героями, неоднократно подчеркивая отличие, существующее между его и их мировосприятием, взглядами на жизнь, людей и т. д.:

Естественно, что автору дано знать больше, чем его героям; он корректирует их мысли, чувства, высказывания. Так, он далеко не уверен, например, действительно ли Ольга любила Ленского так, как казалось юноше-романтику:

Постепенно формируется представление об авторе как живом человеке — остроумном, обаятельном, проницательном и тонком наблюдателе. Он энциклопедически образован и, что особенно важно, прекрасно разбирается в людях. Поэтому его суждения, его оценки воспринимаются читателем с доверием, его объективность не вызывает ни малейших сомнений.

 


26.​ «Борис Годунов» А.С. Пушкина как народная драма. Образ Дмитрия Самозванца в русской литературе.

 

И Борис прекрасно осознает значимость этой силы: Годунов пытается расположить к себе народ, он «отворил им житницы», «сыскал работы», но, убедившись в том, что народ все-таки не любит его, Борис находит этому объяснение:

Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых.

В течение всей трагедии Годунов презрительно называет народ «чернью», часто (особенно ярко это проявилось в монологе «Достиг я высшей власти») говорит о народе: «они», «им», «их», противопоставляя местоимение единственного числа первого лица и местоимение множественного числа третьего лица: «они ж меня, беснуясь, проклинали», «они ж меня пожаром упрекали», «я злато рассыпал им». Автор подчеркивает одиночество царя: Борис оставлен боярами, умирая, он советует сыну доверять Басманову и Шуйскому, не зная, что именно эти люди предадут его.

Основное внимание поэт уделяет нравственным мучениям Бориса — трагедии «несчастной совести». В Годунове борются два человека: цареубийца и справедливый, «добрый государь», ласковый отец и детоубийца.

Борис вступает в спор со своей честью. В кульминационной сцене трагедии Борис делает выбор окончательный: царь не дозволяет открыть святые, по словам патриарха, мощи убиенного царевича Димитрия для спасения русской земли от интервентов, чтобы обезопасить себя, не дать еще одного повода обвинить себя. Кроме социального конфликта в трагедии ясно виден конфликт двух культур: исконно русской и западной, принесенной интервентами. А. С. Пушкин противопоставляет чистому, высокому чувству Ксении расчетливую любовь Марины; искреннюю тягу к знаниям Феодора и образованность самозванца, щеголяющего знаниями латыни; скромному Пимену польского священника, советующего Лжедмитрию лгать народу; да и всему патриархальному устройству русского быта шикарные балы в доме Мнищека.

Таким образом, в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» отразилась не только занимавшая автора проблема народа и власти, но и конфликт двух культур, двух стихий, двух цивилизаций.

Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма. Пушкин смело нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет, место действия — не только дворец, но и площадь, и монастырская келья, и корчма, и поле сражения; даже не только Русь, но и Польша; действие не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия, как оно понималось классицистами.

Основное столкновение в трагедии — это борьба за престол Бориса и Самозванца, борьба, в которую втянуты различные общественные силы. Сам Пушкин говорит об этом так: «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги, но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит романтическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Дмитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить её необычайный характер».

Любовь в трагедии лишь одно из средств характеристики героев, но не пружина, движущая события. В трагедии — широкий охват жизни изображаемой эпохи, результатом чего явилось необычайно большое количество действующих лиц (около шестидесяти), притом из самых различных социальных слоев: царь, бояре, дворяне, патриарх, монахи, казаки, люди разных национальностей: русские, поляки, немцы, французы.

Вместо обычного деления на действия (по правилам классицизма—пять) пушкинская трагедия разбита на сцены (23), всё время меняющие место действия. Это чередование сцен дано в порядке последовательности или по контрасту. Так, например, в первых трёх сценах даны разговоры о Борисе: в первой — двух бояр во дворце, во второй — народа на Красной площади, в третьей — «всей Москвы» на Девичьем поле. Четвёртая же сцена — контраст и в то же время как бы итог предшествующим: избранный народом Борис обращается с торжественной речью к патриарху и боярам, и затем краткий разговор Шуйского с Воротынским снова возвращает нас к их беседе в первой сцене и выразительно характеризует их обоих и Бориса.

Новизной в построении, обусловленной идейным содержанием, является введение в качестве основного действующего лица народа. Поэтому-то, в противоположность трагедиям классицистов, у Пушкина трагедия начинается и заканчивается без Бориса и Самозванца, казалось бы, главных действующих лиц. Следует отметить, что, верный правде жизни, Пушкин нарушил и ещё одно правило классицизма — чистоту жанра: он соединил в своей трагедии и трагические, и бытовые, и комические сцены.

По принципам реализма построены и образы трагедии. Взамен одностороннего изображения человеческого характера, свойственного писателям классицизма, Пушкин даёт широкую и разностороннюю зарисовку внутреннего мира своих героев.

Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы... Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.

Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражениеНет счастья его детям:

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить.

Безвинная, зачем же ты страдаешьговорит он дочери.

А ты, мой сын, чем занятЭто чтоИ в государстве много недовольных. Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа.

Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные.

Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.

Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь... на Лжедмитрия.

У Сумарокова «Дмитрий самозванец» - самолюбивый, это главная его черта. Я так понимаю, во всех произведениях будет что-то подобное.


27.​ «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Новаторство Пушкина – драматурга.

«Маленькие трагедии» — цикл коротких пьес А. С. Пушкина, состоит из четырех произведений
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина написаны в 1830 году в Болдино, они посвящены негативным человеческим страстям и порокам.

+++++++++++++




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав