Читайте также:
|
|
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.
Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике. Можно выделить следующие отличия метафизики от диалектики:
■ по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
■ по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
■ по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
· по вопросу направленности движения, развития — если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
■ в системе мышления — если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизический опирается на формулы «или — или, «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
■ в отношении к окружающей действительности — диалектика. видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира),
а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;
■ в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства);
■ согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу мощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;
■ в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
В современной философии метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.
В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей («консервативной») диалектике, — так называемая «негативная» диалектика.
«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
Можно выделить главные идеи негативной диалектики, отличающие ее от обычной «консервативной»:
■ диалектика может быть только «негативной» — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;
■ диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
■ новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);
■ «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;
■ отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями: эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.
Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика — построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
37. диалектика как система знаний.
Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории, принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, ма- тматики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:
■ охватывают все сферы окружающей действительности;
■ раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
■ единства и борьбы противоположностей;
■ переход количества в качество;
· отрицания отрицания
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.
Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению.
Различие — это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.
Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.
Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения.
Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:
· борьба, приносящая выгоду обеим сторонам
■ борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
■ антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
· содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
■ солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
■ нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
■ мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
38. принципы диалектики и их взаимосвязь.
становится возможным благодаря взаимосвязи, существующей между явлениями. В свою очередь, в ходе взаимодействия складывается определенное отношение между предметами и процессами. Понятия взаимосвязи, взаимодействия, отношения — понятия однопорядковые, но отнюдь не тождественные.
Вопрос о статусе взаимосвязи и ее характере является предметом многовековых философских дискуссий. Взаимосвязи; между ощущениями, между понятиями придумывает "великая сортировочная машина" — человеческая голова. В действительности, разумеется, все обстоит наоборот.
Что касается метафизики, то она никогда, ни на каком этапе не отрицала любые объективные взаимосвязи в окружающем нас мире. Отрицая взаимосвязи закономерные, необходимые, она всегда признавала и признает связи случайные, либо напротив, в лице ряда своих представителей, начисто отрицает наличие случайных связей, объявляя все взаимосвязи необходимыми.
Связи между предметами и процессами в окружающем нас мире имеют разносторонний характер. Они могут выступать как:
■ Отношение предмета с предметом. Взять, например, отношения между моральным сознанием и правосознанием. Будучи относительно обособленной, каждая из систем оказывает и активное воздействие на состояние и развитие другой.
■ Отношение между сущностью предмета и его свойствами. Такова взаимосвязь между сущностью сознания как продукта биологического и социального развития и его способностью познавать объективный мир.
■ Отношение между свойствами предмета. Этот вид диалектической взаимосвязи прослеживается, в частности, на материалах антропогенеза: развитие руки не было чем-то самодовлеющим, способствуя усложнению трудовой деятельности, оно стимулировало развитие мышления и появление языка, членораздельной речи.
Так выглядит в бытийном плане первый основной принцип диалектики — принцип всеобщей связи и взаимозависимости явлений. Второй ее основной принцип — принцип развития.
Если все в мире связано универсальной взаимосвязью, то не могут представлять исключения и сами принципы диалектики. Между принципом взаимосвязи и принципом развития действительно существует неразрывная связь, причем связь генетическая: развитие рождается из взаимодействия предметов. Вот почему и при изложении принципов диалектики эта логика должна выдерживаться, ибо это как раз тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма их меняется.
Формулировке принципа развития предшествовал долгий и трудный путь развития естественных и общественных наук, каждая из которых постепенно накапливала большой и неопровержимый материал в пользу исторического развития природы и общества.
Подобно тому, как метафизика не может отрицать наличие взаимосвязи вообще, она в условиях двадцатого века не может отрицать и развитие вообще. Поэтому центр тяжести в споре между диалектикой и метафизикой постепенно переместился от вопроса "происходит ли развитие?" к вопросу "что понимать под развитием?". То есть метафизика сегодня тоже вынуждена иметь свою концепцию развития. Развитие как простое уменьшение или увеличение, как повторение; развитие как результат действия прежде всего внешнего по отношению к предмету источника — вот в чем сущность этой концепции. Каждый принцип диалектики находит свою конкретизацию в законах диалектики.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 62 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |