Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия Аристотеля. Выдающийся философ античности Аристотель(384–322 до н

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  5. Lt;variant>Философиялық антропология
  6. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  7. А)Исторические условия формирования учений Платона и Аристотеля.
  8. Абай философиясы
  9. Абай философиясы,адам мәселесі
  10. Абай философиясына сипаттама

 

Выдающийся философ античности Аристотель (384–322 до н. э.) разделяет все науки на три группы:

1) теоретические, те, которые содержат знания ради него самого;

2) практические, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования;

3) продуктивные, их цель – производство тех или иных объектов.

Самый высокий статус принадлежит теоретическим наукам (метафизике, физике и математике). Метафизика исследует причины первых и высших начал, познает Бытие и Бога. Заметим, что «метафизика» – термин не Аристотеля, а его учеников. Сам он употреблял термины «первая философия» или теология в отличие от «второй философии» – физики. Метафизика – высшая наука; ибо все остальные науки необходимы людям, она же – чистая жажда знаний.

Каковы же первые начала, первые причины? Их четыре: формальная, материальная, действующая и финальная.

Первые две образуют все вещи; они достаточны, если вещи рассматривать в теории. Но если речь идет о становлении, то здесь нужно подключать причины двигательные и финальные (ибо нужно познать, как, почему явление возникло, в каком направлении развивается, какова цель его развития). В отличие от Платона Аристотель включает в бытие как умопостигаемый, так и чувственный мир: мир один, сущность присуща самим вещам. При этом он выстраивает некую иерархию смыслов бытия.

1. Бытие в себе. Это высший род бытия, он означает субстанцию (или сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время.

2. Бытие как акт и потенция. Пример такого рода бытия: человек закрывает глаза и (потенциально и актуально) становится временно незрячим.

3. Бытие как акциденция. [6]Это случайное бытие (то, что есть в данный момент, т. е. не всегда и не по преимуществу).

4. Бытие как истина. Бытие этого рода относится к интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие реальности, либо как не соответствующие ей.

Материя – начало, образующее чувственно воспринимаемую реальность; сама по себе она – недетерминированная потенциальность, которая может актуализироваться, лишь приняв форму. Форма – сущность вещи, но не в платоновском смысле. Аристотелевская форма внутренне присуща самой вещи. Единство формы и материи и есть субстанция. Аристотель признает также неподвижную сверхчувственную субстанцию, первоначало, чистый акт, главную целевую причину, которая обусловливает стремление к совершенству, – это Бог. Бог – это, по сути, Разум, «мышление о мышлении».

Высшее знание – научное; это знание о бытии – созерцание, теория, умозрение. Искусство суть производство вещей; оно ниже науки, но также может содержать истинные суждения. Опыт – вот исходная точка знания. Его основа – ощущение. Без ощущения нет достоверного знания; в нем ум постигает сам предмет ощущения: в единичном непосредственно постигает род, в Каллии[7]– человека. Однако это непосредственное постижение общего в единичном все‑таки отличается от подлинного знания – это мнение, оно зачастую основывается на вероятных основаниях. Для мнения или для веры справедливо, что по отношению к ним всегда возможны иное мнение или другая вера. Мнение может быть и истинным, но оно никогда не может быть незыблемым.

По Аристотелю, предмет знания и научное знание о нем существуют в единстве. Предмет сам по себе только возможный предмет знания.

Знание есть род обладания, т. е. способ бытия специфического вида. Научное знание характеризуется тремя основными чертами:

1) доказательность, т. е. всеобщность и необходимость;

2) способность объяснения;

3) сочетание единства со степенями подчинения.

Доказательство может быть доказательством только того, что не может происходить иначе; это заключение из начал истинных и необходимых (общих). Если мы знаем сущность бытия вещи, то мы знаем каждую вещь. Научный вывод характеризуется всегда необходимостью своего содержания и всеобщностью своего применения. Все это обусловливает объяснительный характер знания. Это значит, что научное знание, во‑первых, фиксирует некий факт, во‑вторых, выясняет его причину, в силу которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, в‑третьих, знание есть исследование сущности факта, в‑четвертых, знание есть исследование условий, от которых зависит существование факта. В конечном счете, суть доказательства, по Аристотелю, есть познание причины: «Если тот, кто при наличии доказательства [предмета] не имеет понятия о том, почему [предмет] есть, то он [предмета] не знает». Таким образом, процесс познания неизбежно приводит к познанию понятий, которые являются первыми сами по себе; они не доказываются, а постигаются только умом. По Аристотелю, логика (философ называет её аналитической) – это не отдельная наука, а оружие (орган) всякой науки. Основные идеи логики: идеи об умозаключениях и доказательствах. Задача логики – исследование методов достижения истинного знания. Метод, приближающий к научному, но дающий пока только вероятностное знание, Аристотель называет диалектикой.

Вспомним: у Сократа диалектика – это способ отыскания достоверного знания посредством анализа противоречий в различных представлениях о его предмете. Для Платона диалектика – это учение о познании истинно сущего, достигаемого посредством упражнения ума в созерцании бестелесных эйдосов (идей). По Аристотелю, диалектика – метод, способ преодоления формальных противоречий в ходе обсуждения того или иного вопроса. Это достигается посредством развития умозаключений, силлогизмов, освобождения их от противоречий. Знание, достигаемое таким образом, пока еще не истинное, но только – вероятностное.

Метод усмотрения общего (т. е. научного знания) через частное – это индукция. [8]Мы научаемся [чему‑нибудь] либо через индукцию, либо посредством доказательства. Индукция, конечно же, подводит к знанию общего, но все‑таки лишь дедукция [9]возвышает знание до сферы науки. Лишь дедукция становится доказательством. Только дедукция может дать причинное объяснение, в то время как индукция направляет мысль к сущности, к общему.

В конечном счете, действительный мир познания – это мир, где действует ум. По Аристотелю, ум выше, чем наука: наука не может иметь своим предметом начала знания – это сфера ума. Причем, считает Аристотель, никто не обладает полной истиной, но никто и не лишен ее совершенно. Совокупность идей – вот, по Аристотелю, самое важное.

Космические воззрения Аристотеля сводятся к следующему. Мир имеет форму шара – радиус его большой, но все же конечен. За пределами шара пребывает Бог. Земля имеет шаровидную форму и неподвижно пребывает в центре шара – Вселенной. Вообще, по Аристотелю, вся Вселенная – это совокупность шаров – сфер, находящихся одни внутри других и передающих друг другу свои движения. Крайняя, внешняя сфера – это сфера неподвижных звезд; с ней соприкасается неподвижный перводвигатель мира. Оставаясь неподвижной, внешняя сфера передает движения всем остальным сферам. Между крайней сферой и неподвижной Землей располагаются сферы планет, Солнца и Луны. Предметы на земле состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Небесные тела и само небо состоят из эфира – это более совершенные существа, чем земля.

Важные мысли высказал Аристотель относительно этики человека. Он критически отнесся к утверждению Сократа о том, что добро есть правильное усмотрение. По Аристотелю, в состав добродетели входят не только знания, но также склонности и нравы. Душа, сердце человека должны воспринимать добро. Добродетель нельзя сводить лишь к знанию, но, бесспорно, без знания она не существует. Сократ не прав, сводя добродетель к правильному усмотрению, но, бесспорно, добродетель выступает с правильным усмотрением, подчеркивает Аристотель. В любом случае, главное мерило добродетели – поступок. По мнению философа, все поступки человека тяготеют к неким целям как к благу. Последняя цель, последнее благо человека – счастье. Что такое счастье? Наслаждение ли, почет, успех, богатство? Все это рабская жизнь, достойная лишь животного, считает Аристотель. По его мнению, высшее благо и счастье для человека – самосовершенствование. Счастье – жить в согласии с добродетелью всю жизнь: «На самом деле, одна ласточка не делает весны, или даже дня весны; один день не делает человека блаженным и счастливым».

Этическая добродетель, достоинство практического поведения относятся к сфере разума: разум привносит «точную меру», обеспечивает средний путь между крайностями. С точки зрения Аристотеля, главная философская категория – умеренность, середина. Так, мужество – это путь между безрассудством и трусостью, щедрость – мера между жадностью и расточительством. Добродетель – это род умеренности, удерживающий нас от ошибок, к которым ведут страсти. Высшая добродетель – справедливость: лишь по справедливости можно определить меру всем благам. Форма справедливости, относящаяся к материальным благам, делится на два вида: распределяющая справедливость и справедливость уравнивающая. Принципом распределяющей справедливости оказывается моральное достоинство лиц, между которыми производится распределение благ. При уравнивающей справедливости действует принцип сравнения лиц с точки зрения экономической эффективности их деятельности: «Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности».

Блаженства и счастья человек может достигнуть, лишь совершенствуя себя в мудрости, в созерцательной активности, стремясь к бесконечному. Именно потому, что мы люди, и именно потому, что мы смертны, мы не должны ограничиваться тем, что конечно и соразмерно человеку. Мы должны измерять себя тем, что бессмертно, жить в соответствии с наиболее благородной частью в нас. Животные непричастны к понятию счастья, ибо лишены этой способности. Боги в блаженной жизни счастливы постоянно. Человек же имеет счастье в той мере, в какой он способен достичь познания метафизической реальности, т. е. познания божественного.

Согласно Аристотелю, высшей формой общения между людьми является государство. Человек – животное политическое: тот, кто не нуждается в государстве, кто не является частью государства, тот либо зверь, либо Бог. Государство существует ради благой жизни; оно выше индивида и семьи. Совершенный человек – это совершенный гражданин. Цель совершенного гражданина – совершенное государство. Идеальное государство – это не результат созидания на месте разрушения, а следствие постепенного совершенствования всего существующего. Социальная структура государства, по мнению Аристотеля, такова: земледельцы → ремесленники → торговцы → наемные работники → военные → лица, облаченные законосовещательной властью. Лишь два последних сословия образуют душу государства, являются его подлинными гражданами.

Аристотель выделяет три «правильные» формы правления – монархию, аристократию и политию, а также три «неправильные» формы – тиранию, олигархию и демократию. С реалистической точки зрения самая лучшая форма правления – полития, ибо она воплощает средний путь между олигархией и демократией. Аристотель – приверженец частной собственности. По его мнению, наличие частной собственности обусловлено естественным чувством любви человека к самому себе. Но эгоизм как чрезмерную степень любви к себе Аристотель отвергает: «Тот человек по‑настоящему любит себя, который любит разум и служит ему».

Аристотеля высоко ценили мыслители последующих эпох, в частности арабский мыслитель Фараби,[10]получивший прозвище «Второй учитель» (т. е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал). Аристотель был признанным авторитетом в эпоху Средневековья. Гуманисты, просветители, отвергнув спекулятивную философию схоластов, также отнеслись к Аристотелю с уважением.

К. Маркс (1818–1883) считал Аристотеля «величайшим мыслителем древности». По словам Ф. Энгельса (1820–1895), это – «самая универсальная голова» среди греческих философов. Русский религиозный философ, поэт и публицист В. С. Соловьев (1853–1900) отмечал «редкий дар умозрения и синтеза», присущий Аристотелю. Высоко чтут Аристотеля и современные философы. В частности, А. Камю (1913–1960) считал, что «в ясности доказательств никто не превзошел Аристотеля», а Х. Г. Гадамер (1900–2002) с большим уважением говорил об Аристотелевской этике.

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав