Читайте также:
|
|
Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней.
Само понятие есть результат исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Усвоение конкретными людьми или определенными поколениями людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом.
Более того, реально значимыми понятия являются тогда, и только тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их практического использования - для реализации потребностей, для изменения, преобразования предметов, отношений природы и общества в ходе человеческой активной деятельности. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются в процессе непосредственного действия с конкретными объектами, особенно в те моменты, когда возникают новые актуальные проблемы (что, собственно, имеет место в любой области человеческой деятельности). Тогда понятия и знания проверяются, обогащаются, корректируются, а иной раз и существенно изменяются в своем содержании, хотя слова языка, их выражающие, могут остаться неизменными.
«Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.
При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема «чувственности» и «мышления» реально существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух названных выше типов и уровней деятельности[6].
Заключение
Чувственное познание является начальным этапом познавательной деятельности. В структуре чувственного познания выделяют ощущения, восприятия и представления.
Ощущение - отражение отдельных сторон действительности с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса). Восприятие - целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Представление - образ ранее воспринятого предмета, сохранившийся в памяти, или создание нового образа с помощью воображения и знания.
Главная особенность рационального познания выражается в том, что с его помощью исследуют общие и существенные признаки и связи явлений действительности, выясняются законы их строения, функционирования и развития. Его основные формы - понятие, интуиция, объяснение и понимание.
В понятиях выражаются общие и существенные признаки предметов и явлений. Интуиция определяется как способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без помощи логических аргументов. Понимание представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим составляет процедуру объяснения.
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1.
3. Бутенко А.Д. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.
4. Декарт Р. Рассуждение о методе: Соч. в 2-х т. Т. 1. / Р. Декарт. — М., 1989.
5. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии 1988. № 4. С. 141.
6. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
8. Рузавин Г.И. Проблема интерпретации и понимания в герменевтике. - Объяснение и понимание в научном познании. М., 1983.
9. Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1967.
10. Философия и методология науки. М., 1996.
11. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 91—93, 103— 104.
12. Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
13. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. М., 2004.
14. Швырев B.C. Философия и проблемы исследования научного познания // Философия и наука. С. 215.
[1] Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 438.
[2] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 91—93, 103— 104.
[3] Декарт, Р. Рассуждение о методе: Соч. в 2-х т. Т. 1. / Р. Декарт. — М., 1989.
[4] Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1967.
[5] Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии 1988. № 4. С. 141.
[6] Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. М., 2004.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |