Читайте также: |
|
– стилеобразующий вид искусства;
1) рыцарский замок
2) монастырский комплекс
3) городская архитектура
Замки
Замки строились в укрепленных труднодоступных местах. Сначала строился замок, затем вокруг него формировались поселения. Так возникал город. Рыцарские замки часто строятся по единой системе – мощные стены с башнями, бойницы, подъемный мост, ров вокруг, внутри часто находятся деревянные сооружения. В центре – донжон (высокая центральная башня), изначально являлся жилым помещением, но затем жилую башню стали строить отдельно. Делился на 3 этажа, часто имел подземный ход.
Образ крепости – основной образ романского искусства.
Городская архитектура
Города возникают вокруг замков и на торговых путях, например, в местах переправ, на паломнических путях.
Каркасон – пример средневекового города. Города не имели никаких принципов строительства, строились хаотично. Единственный регулирующий принцип – собор с соборной площадью, находящийся в центре города, от него отходили главные улицы к городским воротам, город развивается по радиальной системе.
Город не имел систем канализации и водостоков, помои часто выливались из окон на улицу, средневековые города часто являлись центрами возникновения эпидемий.
К середине 11 века строительный лес в Западной Европе был весь выработан, дома начинают строить из камня и в технике Вахверха – каркас строился из бруса, стены заполнялись строительным мусором, глиной. Территория города была ограничена, земля стоила дорого, дома строятся очень близко друг другу, верхние этажи нависают над нижними.
Образ крепости проецируется и на жилую архитектуру, жизнь человека, проходившая в доме, всегда скрыта от чужих глаз.
Монастырская архитектура
Монастыри часто также представляли собой укрепленные крепости. Монастыри строятся на основе монастыря Клюмийского аббатства.
Монастырь святого Мартина – в центре – клуатр (внутренний двор, порождавший ощущение сакральной изолированности), к нему примыкают служебные помещения, дом аббата, зал капитула (зал, где заседали епископы). В отдалении от центра находился монастырский госпиталь.
В основе храма – трехнефная или пятинефная базилика, здание вытянуто с запада на восток, вход – на западе (Франция), с южной или северной стороны (Германия). С западной части слева и справа - две большие башни, мощная башня на пересечении нефов и трансепта, трансепт всегда выделен, особенно в монастырских храмах – в его руковах стояли монахи, в боковых нефах – прихожане. На востоке – восточный хор, алтарная апсида.
Базилика монастыря Клюни – пятинефная, имела 2 трансепта, хоры, вокруг которого – деамбулаторий с капеллами (в них выставлялись святые реликвии), под хорами – крипта (священная часть храма, где находилось захоронение святого, которому посвящен храм).
Все основные архитектурные объемы романского храма видны в экстерьере, прикрепляются друг к другу.
Плоские деревянные перекрытия все еще применяются, но для романского стиля характерен поиск сводчатых конструкций.
Цилиндрический свод – выкладывается из одинаковых хорошо отесанных блоков, очень тяжелый, требует толстых стен, по-этому в Романской архитектуре очень толстые стены и узкие окна. Цилиндрический свод на подпружных арках позволяют делать стены тоньше.
Крестовый свод – два цилиндрических свода, врезанные друг в друга под прямым углом.
Стилевым признаком Романской архитектуры является изолированность объемов, она подобна конструктору, отдельные элементы обособлены. Этот принцип формообразования также характерен для романской живописи.
Во Франции формируется 3 основные архитектурные школы:
1) зальный тип
2) повышенный центральный неф
3)купольный тип
Зальный тип
Храм Сан Фуа в Конхе – храм зального типа. Пространство между опорами нефа – травея, пространство формируется присоединяющимися друг к другу травеями. Первый ярус – аркада, второй – эмпоры (открытая арочная галерея), арки эмпор – трифорий. Второй ярус преднозначался для хранения старых вещей имущества уходящих в поход рыцарей (в случае, если они не возвращались, имущество оставалось храму). Часто к трансепту примыкал скрипторий (мастерская, где создавались миниатюры и переписывались книги) и сакристия (место хранения ценностей).
Для Романской архитектуры характерна полуциркульная арка.
Нотер Дам ля Гранд в Пуатье – зальный тип, один из немногих храмов, имеющих круглые угловые башни и скульптурные украшения на фасаде. Имеет перспективные порталы.
Повышенный центральный неф
Церковь Сен Фелибер в Турню – повышенный центральный неф.
Купольный тип
- характерен для юга Франции. Купола не характерны для Западной Европы – влияние Италии. Сен Пьер в Ангулене – однонефный храм, толстые стены, сильно развитая восточная часть с деамбулаторием и венком капелл. Не смотря на то, что купола используются очень активно и являются главным типом перекрытия, внутри сохраняется облик романского храма. Купола без барабана.
Сен Фрон в Перегье – крестообразный в плане, купола расположены крестообразно, напоминает план собора Сан Марко, строится по его образцу. Геометризм форм и объемов, доминирование плоскости, ритм.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |