Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Соблюдение требований грамматики в устной речи. Интонационно-выразительные средства речи. Техника звучащей речи.

Читайте также:
  1. b) соблюдение частными военными и охранными компаниями и их сотрудниками национальных законов стран происхождения, транзита и осуществления деятельности;
  2. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  3. E) сферу по обслуживанию сельского хозяйства и по обеспечению его необходимыми для производства средствам
  4. I. Особенности гигиенических требований к детской одежде.
  5. I. Оценка обеспеченности предприятия основными средствами
  6. I. Решение логических задач средствами алгебры логики
  7. I. Техника нападения. Удары.
  8. II Кредиты и другие заемные средства
  9. II. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ДОКАЗЫВАНИЯ В
  10. II. Техника защиты.

Для настоящего оратора несомненно нужно, чтобы его речь была правильно выстроена с грамматической точки зрения.

Грамматика как наука занимается изучением грамматического строя языка. Следовательно, эта наука помогает людям сознательно применять грамматические правила и законы, сознательно использовать бесчисленные речевые ресурсы грамматического строя. Следовательно. Человек, изучивший грамматику, усвоивший ее рекомендации, умеет обогащать свою речь, делать ее более сильной и выразительной.

Грамматический строй русского языка, подобно словарному составу, необыкновенно гибок, разнообразен. Нормы грамматики объективны, то есть они не зависят от воли и желания отдельных людей. Конечно, эти законы и нормы с течением времени изменяются, но очень медленно.

Не нужно думать, что грамматика – некоторый свод сведений о языке, составленный учеными. Грамматика – это, прежде всего, свойственные самому языку закономерности (схемы и правила), которым подчинено изменение грамматической формы слова и построение предложений. И если, выступая публично, свою речь «строить» с учетом норм грамматики, мы приобретем большую точность и краткость, энергичность выражения смысла высказываний.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, сто структуру речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой культуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интересу слушателя или читателя. Здесь уместен вопрос: есть ли надобность и основание различать разные типы речевой выразительности? Да, есть, потому что есть и выразительность молчания, выразительность речевого сигнала испуга или опасности. Возгласа восхищения и восторга. Одно в одних, другое в других условиях общения для того, что бы знать, когда какая выразительность уместна, надо знать, какими ее типами современная речь располагает. Выразительность восхищения неуместна у постели больного, выразительность умиления – на теоретический симпозиум, выразительность досады и раздражения – в общении учителя с учащимися.

Основные условия выразительности речи:

1. Самостоятельность мышления, деятельность сознания самого автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволят пробиться росткам выразительности.

2. Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит и пишет, и к тем, для кого он говорит и пишет. Жизнь требует отказа от равнодушия, хочет пытливой мысли и остроты чувства, самостоятельности работы сознания и поисков выразительности.

3. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке.

4. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей. Каждый из стилей налагает свой отпечаток на отдельные группы и слой средств языка. Выразительность разных стилей речи достигается не одними и теми же средствами, она специфична в каждом языковом стиле.

5. Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Знание должно перейти в навык. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно.

6. Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно. Нужно сказать себе: моя речь невыразительна, бедна и бледна, я буду говорить и писать ярче, выразительнее. Для этого, если нужно, я познакомлюсь по книгам с выразительными средствами языка, овладею ими, приобрету навыки их использования в речи.

7. Объективное, языковое чутье (явление), не зависящее от воли, желаний, сознания, чувств отдельного человека. То наличие в языке средств, способных сообщать речи качество выразительности.

Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются «барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность, создает настроение.

Речевые изъяны очень устойчивы. Из бытовой речи они часто «перекочевывают» в публичную, в деловое общение. Однако официальная обстановка, в отличие от непринужденной, требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т. е. внятного проговаривания при среднем темпе.

Таким образом, техника речи включает:

- фонационное дыхание, которое дает силу голосу

- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью

- дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков

- интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи интонация:

- высота тона

- сила голоса

- внутри фазовые паузы

- темп

- тембр – эстетическая окраска голоса

Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.

 

13.Место невербальных средств коммуникации в человеческом общении. Взаимозависимость вербальных и невербальных средств общения. Невербальные средства общения с точки зрения лингвистики. Роль жеста, мимики, пластики в публичном выступлении.

Практика грамотного общения невозможна без знания восприятия невербальных (несловесных) средств общения, к которым относятся мимика и жесты. Любому человеку, и в первую очередь оратору, следует помнить, что аудитория чрезвычайно восприимчива к мимике и жестикуляции, вследствие чего невербальные средства общения должны быть грамотно подобраны и адекватны ситуации.

Известно, что люди могут общаться друг с другом не только посредством устной речи, но и с помощью жестов.

Известный русский режиссер Станиславский много раз повторял своим актерам: «При словесном обращении говорите не только уху, сколько глазу», - обращая внимание на роль жестов и мимики в игре актера.

Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает ее от речи письменной. Поэтому цель речевого поведения можно определить следующим образом: демонстрировать доброжелательность, спокойствие и дружелюбие не только на словесном уровне (т.е. содержанием речи), но и на уровне выражения лица, манеры жестикуляции.

Если оратор заинтересован в успехе своей речи. То его мимика не может быть невыразительной. И если у него будет «тупой взгляд» и «каменное лицо», такое равнодушие к происходящему обязательно «заразит» аудиторию.

Одна и та же фраза, произнесенная с разной интонацией и сопровождаемая различными жестами, может приобретать совершенно различные значения.

Жест может заменить фразу, слово: вместо ответа на вопрос «Как поживаешь?» показывают большой палец – «отлично». Есть жесты, которые сами по себе являются сигналами: поцелуй, рукопожатие и т.д.

Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает ее от речи письменной. Поэтому цель речевого поведения можно определить следующим образом: демонстрировать доброжелательность, спокойствие и дружелюбность не только на словесном уровне (т.е. содержанием речи), но и на уровне выражения лица, манеры жестикуляции.

Жест либо сопровождает слово, дополняя или подчеркивая его смысл, либо замещает какой-либо элемент высказывания. Он служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намека, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств.

14. Проблема общения между людьми как одна из основных проблем современности. Язык жестов – основа невербального общения.

15. Человеческая речь и современная цивилизация. Речь – необходимое условие познавательной деятельности человека. Эстетические качества устной речи.

Хорошее выступление – выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным и целым. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере – проговаривать «про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т. п. Подчеркнем: говоря о лексике и синтаксисе, мы подразумеваем в данном случае благозвучность текста, гармонию ритма, а не контактоустанавливающие особенности, о которых говорилось выше.

Если в одном тексте приходится совмещать содержание, представленное в текстах-источниках, написанных в разных стилевых манерах, то эти первоначальные тексты-источники (разумеется, если это не цитата) следует перерабатывать в соответствии с вашей стилевой манерой.

Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Выступление становится более убедительным, привлекательным, что способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. В значительной степени это объясняется тем, что изобразительно-выразительные средства апеллируют к миру чувств и эмоций аудитории. В конфликтной ситуации чаша весов часто склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами аудитории. Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи.

1. Метафора представляет собой перенос наименования на основе сходства. Для использования в качестве метафоры пригодны слова с предметным значением, т. е. с таким значением, определить которое можно, указав на соответствующий предмет, звук, запах и любой другой чувственно воспринимаемый элемент окружающего нас мира. «Владимир Иванович (Малышев) любил жить в одноэтажном доме науки, потому что он не был горожанином, он всегда оставался в городе выходцем из деревни» (Д. С. Лихачев).

2 Эпитет. В узком понимании эпитет – это образное определение, выраженное метафорическим прилагательным. Текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен: «Скромный и сдержанный во всем, он смотрел на большой мир литературы глазами несколько удивленными и восхищенными, грустными и доверчивыми к раскрывающейся перед ними художественной правде» (Д. С. Лихачев).

3. Олицетворение – разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу «Что всякая революция выпускает из людей наружу инстинкты первобытного варварства, темную стихию зависти, жадности и ненависти – было слишком видно и современникам» (А И. Солженицын).

4 Гипербола (преувеличение) – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения и т. п.: «А и если мы не воспитаем сами класть твердые границы своим желаниям и требованиям, подчинять интересы критериям нравственности - нас, человечество, просто разорвет. Оскалятся худшие стороны человеческой природы» (А И. Солженицын).

5. Сравнение – уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируется, выпячивается на первый план: «Мы, все мы, все цивилизованное человечество, - посаженные на одну и ту же жестко связанную карусель, совершали долгий орбитальный путь. Как детишкам на карусельных конях, он казался нам нескончаемым - и все вперед, все вперед, нисколько не вбок, не вкривь» (А. И. Солженицын).

6. Антитеза (противопоставление) часто строится на основе антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою специфику на фоне друг друга: «Рассказы о нем (В. И. Малышеве) надо всячески фиксировать, но рассказывать о нем как о мертвом может быть еще рано: мы все его хорошо помним живым и очень чувствительны ко всякой фальши,» (Д. С. Лихачев).

7. Подхват – повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом: «Я действительно очень устал. Устал от тяжелых, напряженнейших матчей, от длительных, утомительных перелетов, от смены часовых поясов, постоянного психологического напряжения и просто от всего, что вокруг» (Огонек 1997. № 46).

8 Градация – интонационно-синтаксический ряд, члены которого увеличивают постепенно нужные автору смыслы. Благодаря использованию градации происходит нагнетание нужных говорящему смыслов: «Сила же общественного познания в том, что оно примиряет всех людей, оно не оставляет места для национальной исключительности, для европоцентризма, для азиоцентризма, для обедняющего человеческую культуру превознесения одних эпох перед другими (например, Ренессанса над средневековьем), одного народа над другими и проч.» (Д С. Лихачев).

9. Каламбур. Основа каламбура – игра значениями слов. В каламбуре может использоваться полисемия (многозначность), омонимия, синонимия. В приводимом ниже примере каламбур построен на основе одновременного использования двух значений слов «естественный», «общественный» и на основе переосмысления значения слов «противоестественный» и «антиобщественный»: «Когда-то в Академии паук, возражая академику В. А. Стеклову, обмолвившемуся словами «науки делятся на естественные и противоестественные», С. Ф. Платонов сказал: «Нет, науки делятся на общественные и антиобщественные». И это не было просто шуткой» (Д» С. Лихачев).

10. Риторический вопрос – предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию. Несоответствие содержания и формы порождает экспрессию: «Но, если вы свободны порождению, зачем вы подставляете шею рабству? Зачем вы помогаете нашим рабовладельцам?» (А. И. Солженицын).

11. Вопросно-ответное единство – способ диалогизации текста. Информация, оформленная в виде вопросно-ответного единства, актуализируется: «В чем заключалась красота его научного мировоззрения? Его «научного мироощущения» (может быть и такое)? В его научном методе, научном подходе к проблемам всегда ощущалось нравственное начало» (Д. С. Лихачев).

12. П о в т о р. Несмотря на внешнюю простоту, повтор является очень мощным и агрессивным воздействующим средством. Обычно он используется в соединении с другими приемами. Если повторяется начальное слово, то это анафора (единоначалие): «Владимир Иванович Малышев - крестьянский поэт. Вот почему он предпочитал деревенские дома в науке. Он любил землю и имел на это поэтическое и научное право. Вот почему и его рукописное собрание, собрание, которое мы привыкли называть «Малышевским», - «Древлехранилище» ИРЛИ АН СССР -это большая крестьянская библиотека» (Д. С. Лихачев).

13. Многосоюзие. Многократно повторяющийся союз подчеркивает значение каждого компонента конструкции: «Так и Анна Михайловна: она никогда не была во главе Сектора фольклора -ни в Институте этнографии АН СССР, ни в Институте русской литературы АН СССР, но она и аспирантов воспитывала, и мешки для песка во время блокады шила, и об архиве заботилась, и гостеприимство оказывала, и свои капитальные труды писала.,,» (Д. С. Лихачев).

14. Синтаксический параллелизм. При этом приеме два или более рядом стоящих отрезка текста имеют тождественное синтаксическое строение, благодаря чему они выделяются на общем фоне текста: «Он был красив своим отношением к людям, своей манерой поведения, но он был красив и своими научными взглядами, своим научным мировоззрением» (Д. С. Лихачев).

Итак, ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 108 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав