Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные направления современной западной философии.

Читайте также:
  1. CУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
  2. I Кислотно-основные свойства.
  3. I Кислотные и основные свойства
  4. I. Определить основные критерии качества атмосферного воздуха.
  5. I. Основные
  6. I. Основные богословские положения
  7. I. Основные задачи и направления работы библиотеки
  8. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  9. I. Основные положения
  10. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В 70-е гг. XIX в. Возникают неокантианские школы: Марбургская и Баденская. Представители Марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) занимались, в основном, проблемами теории познания, переосмысливая Канта в субъективно- идеалистическом духе. В центре внимания Баденской школы (В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Риккерт) (1863-1936) находятся проблемы социально-гуманитарных наук. Поэтому возникает целый ряд философских направлений: сциентистское, деятельностное, созерцательно-истолковывающее, религиозное, антропологическое и другие.

Сциентистское направление представлено, прежде всего, позитивизмом - учением, согласно которому знание позитивно лишь в том случае, если оно строится по образцам конкретных наук, прежде всего математики и физики. Начало этому направлению положил французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). Продолжением идей Конта явился эмпириокритицизм (критика опыта). Его основатели Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896). В отличие от позитивизма Конта выше названные философы окончательно порвали с материализмом и сделали ставку на субъективный идеализм. У истоков третьей "волны" позитивизма неопозитивизма стоял Бертран Рассел (1872-1970). Он пришел к выводу, что круг вопросов философии имеет свое особое проблемное пространство, которое условно располагается между сферами науки, религии и обыденного сознания. Идеи позитивизма получили дальнейшее развитие в деятельности так называемого "венского кружка" основным философским направлением этого объединения стал логический позитивизм. Все представители неопозитивизма проявляли большое внимание к языку науки. К 70-м гг. XX в. сложился постпозитивизм. Его наиболее яркими представителями являются Карл Поппер (1902-1994) и Томас Кун (1922-1996). Они и их последователи отказывали научному знанию в праве на объективность. Аналитическая философия. Значительная роль в ее формировании принадлежит Людвигу Витгенштейну (1889 -1951) Язык становится не только средством общения и компонентом познавательной деятельности, но и единственной средой, в которой протекает вся сознательная и бессознательная жизнь человека.

Деятельностное направление современной философской мысли представлено прагматизмом. В центре учения прагматизма рассматривается деятельность энергичного человека, человека-практика. Основные его идеи были предложены Чарлзом Пирсом (1839-1914), затем они разрабатывались Уильямом Джеймсом (1842-1910), Джоном Дьюи (1859-1952). В центре внимания этих ученых находится тезис: значение и истинность любого понятия определяется тем, какие практические последствия из него следуют.

Следующее направление современной философской мысли определяется как созерцательно - истолковывающее (феноменология, герменевтика, структурализм).

Создателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Философии по Гуссерлю, принадлежит особая сфера исследований: трансцендентальный, т. е. выходящий за пределы опыта мир "чистого" сознания, мир феноменов, т. е. все явления сознания, которые могут восприниматься

Герменевтика. ГЕРМЕНЕВТИКА - искусство и теория истолкования текстов. Одно из направлений философии. Философский подтекст герменевтики связан с немецким мыслителем Хансом-Георгом Гадамером (1900-2002). Бытие, по Гадамеру, есть язык, самостоятельная, независимая от человека субстанция.

Структурализм. Лидером французского структурализма считается Клод Леви-Стросс (род. 1908). Другие видные представители: историк культуры Мишель Фуко (1926-1984), психоаналитик Жак Лакан (1901-1981), литературовед Ролан Барт (1886-1968). Это особое культурологическое понимание мира, воплощенное в целом ряде конкретно-научных исследований. Структурализм большое внимание уделяет языку. Фуко считал началом философствования вхождение в дискурсивное (лат. - рассуждение, довод) поле языка, понимаемого как историческая тотальность. Постмодернизм - интернациональное философское движение берет свое начало в работах французских ученых Жака Дериды (1930-2004), Жиля Делеза (1925-1995) и др. Большинство западных ученых, критиков, искусствоведов считают, что переход от модернизма к постмодернизму приходится на середину 50-х гг. ХХ в. Постмодернизм пересматривал и отрицал принципы своего предшественника - модернизма.

Антропологическое направление. Философская антропология - это часть современной философии, в которой изучается человек как особая родовая сущность, рассматривается его природа, выявляется и создается картина мира, смысловым центром которой выступает человек.

Традиционные средства научного познания не в силах осветить мир его ценностных ориентаций, а также выявить смысл человеческого существования. Интуиция и иррационализм должны лежать в ее основе в качестве методологического принципа исследования. Это направление оформилось в три основные школы: философия жизни, экзистенциализм и собственно школа антропологии.Наиболее влиятельной школой антропологического направления является экзистенциализм. Экзистенциализм - это учение о существовании, философия существования, но не мира, а человека. Провозвестником идей экзистенциального мироощущения стал Сёрен Кьеркегор (1813-1855). Согласно Кьеркегору, судьба личности, индивида выше любой кооперации масс. Антропологическое направление обратилось к постижению человека, понимая его как центральное звено мироустройства. Вопросы индивидуального существования человека, смысла его жизни стали глубоко значимы. Психоанализ - одно из наиболее влиятельных идейных течений XX века. Основы психоанализа как философской концепции были заложены З. Фрейдом, Развивали его идеи К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, неофрейдисты В. Райх, Г. Маркузе, Э. Фромм, постмодернисты.

39. Феноменология как направление современной философии. ФЕНОМЕН - явление чего-либо; то, что является человеку в непосредственном чувственном опыте.Создателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Философии по Гуссерлю, принадлежит особая сфера исследований: трансцендентальный, т. е. выходящий за пределы опыта мир "чистого" сознания, мир феноменов, т. е. все явления сознания, которые могут восприниматься. Речь идет не о реальном человеческом сознании, непрерывно связанном с внешним миром, а о "чистом" сознании, представляющем собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие. Важнейшую роль в феноменологии играет понимание сущности, которая отделена от существования и представляет собой идеальный мир человеческих познавательных переживаний. Знание сущности, или феноменов, достигается не путем логических операций, а путем непосредственного созерцания и психологического самонаблюдения.Гуссерль пытался очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение осуществляется с помощью феноменологической редукции (возвращение к прежнему состоянию), которая предполагает воздержание от каких-либо суждений до тех пор, пока сознание не освободится от всякого рода догм. В результате редукции остается неразложимое единство сознания - интенциональность, которая означает не только направленность на объект, находящийся в самом сознании, а не вне его, но и сами способы этой направленности.Гуссерль считал, что философия может стать строгой наукой, когда она сделает своим предметом структуру "чистого" сознания, когда она будет свободной от индивидуальных (психологических, социальных) характеристик, т. е. когда она превратится в феноменологию и откажется обосновывать свои выводы с помощью опытных наук.

40. Философские идеи фрейдизма. Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог и невролог, опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств психики, разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся ее и на социальные явления. Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства. Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии. Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы. Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения». В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — «либидо». В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей

41. Экзистенциалистский тип философствования.

Экзистенциализм (существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Родоначальником экзистенциализма считается Серен Кьеркегор (1813 — 1856). Высшей же ценностью является Бог. Только отдав себя Богу, человек как личность приобщается настоящей экзистенции и обретает подлинное существование в Боге. Согласно Кьеркегору, судьба личности, индивида выше любой кооперации масс С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться от эстетического отношения жизни, при котором целью существования выступает наслаждение, к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе. Для него главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире. Мыслитель стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.

Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.

42. Философская герменевтика.

ГЕРМЕНЕВТИКА - искусство и теория истолкования текстов Герменевтика. Наступление эпохи книгопечатания стимулировало развитие герменевтики. Философский подтекст герменевтики связан с немецким мыслителем Хансом-Георгом Гадамером (1900-2002). Для Гадамера философия является способом понимания текста, а также одним из путей самораскрытия языка.

С точки зрения герменевтики, философия не имеет дела с объективным миром. Она представляет собой широкий спектр мировоззренческих позиций, которые обнаруживают себя в зависимости от тех или иных социальных, а иногда личных предпочтений. Герменевтическая процедура есть не просто понимание различного рода текстов, памятников, событий культурной жизни, а постижение их смыслов. Согласно Гадамеру, герменевтика является самой философией, ибо никаких других областей, помимо пространства человеческого общения и культуры, у философии нет.Гадамер подчеркивает, что мы живем внутри языка и в нашей сознательной жизни не можем ни на минуту выйти из него. Прямая зависимость человека от языка определяет универсальный лингвистический характер отношения человека к миру. Бытие, по Гадамеру, есть язык, самостоятельная, независимая от человека субстанция. С одной стороны, диалог, по Гадамеру, не ограничивается общением двух лиц, в котором достигается взаимопонимание, он также встроен в отношения между интерпретатором и текстом. С другой стороны, тексты должны быть доступны для понимания и множества интерпретаций. Согласно Гадамеру, толкование текстов совершается в контексте определенных традиций, обусловленных историческими и социокультурными факторами. Это значит, что интерпретатор подходит к своему предмету с предубеждением, из границ которого выйти невозможно. Герменевтика признает единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Внутри его образуется мир культуры, ценностей, смыслов, основу которых составляет язык. Все составляющие культуры, все культурное достояние должны быть поняты и истолкованы.

 

43. Философский смысл проблемы бытия.БЫТИЕ - объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Все то, что существует. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, называется онтологией. Содержание учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия. Вся совокупность событий и ситуаций, процессов и явлений, внутренних переживаний, намерений и замыслов, с которыми имеет дело человек, с которыми он так или иначе сталкивается, называется состоянием.Действительность (реальность) - это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем. Следовательно, она сложна и изменчива, так как состояния постоянно переходят друг в друга. В самом общем плане, существование - категория онтологии для бытия, возникающего из сущности, наличного бытия вещей.

Действительность, охватывающую все, что существует вне человеческого сознания, называют объективной реальностью. Сюда, прежде всего, относят окружающую человека природу. (Первозданная природа, Естественная среда обитания, Искусственная среда обитания человека.) В своем развитии природа проходит две основных преемственно связанных стадии - неорганическая и органическая (связанная с появлением жизни), или биосфера.

Субъективная реальность - это продукт деятельности человека, точнее, его высокоразвитого сложного мозга. Субъективная реальность выражается, прежде всего, в мыслях и образах, в научных знаниях и художественных замыслах и т. д.

Выделяют материальное бытие(например, Солнечная система) и идеальное (идея возникновения Солнечной системы.

Бытие как таковое может быть подразделено на потенциальное (существование в возможности) и актуальное (существование в действительности).

Развитие философии породило различные варианты трактовок бытия.

Суть первой - материалистической - концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. В третьей концепции бытия - субъективно идеалистической - бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - это значит быть воспринимаемым. Субстанция - это то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

44. Философское учение о материи. Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

· Материя как объективная реальность.

Категория "материя" имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности независимо от сознания и воли человека. Материя есть объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях.

· Основные философские и естественнонаучные представления о материи.

В естествознании всякое познание - это познание материи, поскольку наука стремится дать не только внешнее описание вещей, но и раскрыть их внутреннюю основу - причину их существования и те свойства, которыми они обладают.

· Современные представления о структуре и уровнях организации материи.

Крушение старых представлений о материи привело некоторых естествоиспытателей и философов к "физическому идеализму". Заблуждение представителей "физического идеализма" состояло в том, что они смешивали естественно-научные представления о материи с философской категорией "материя". Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не "исчезновение" материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и ее свойствах, а также открытие ее новых видов. Относительно недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума.

· Вещество и поле.

Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что материя - не только вещество, но и различные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.

· Основные формы движения материи.

Движение - атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существую друг без друга. Можно выделить пять основных форм движения, неразрывно связанных между собой: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем ее структурной организации.

45. Формы бытия материи. Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Движение, пространство и время как основные формы бытия материи.

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием. Движение - это изменение вообще. Движение - атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существую друг без друга. Можно выделить пять основных форм движения, неразрывно связанных между собой: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие - это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными законо- мерностями и необратимостью.

Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность (длина, ширина, высота), структурность сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах. Пространство реального бытия трехмерно и в этой трехмерности оно бесконечно и неисчерпаемо. Кроме того, пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем "выделенных" каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений. Свойства пространства: симметрия и асимметрия, их форма и размеры; расстояние между элементами или подсистемами, границы между ними.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состояний в одном и том же месте пространства.В основе общей теории относительности лежит положение о том, что четырехмерное пространство-время, где действуют силы тяготения, подчиняется соотношениям неэвклидовой геометрии ("искривление" пространства). Эта теория говорит о влиянии на ход времени гравитационных масс.

46. Диалектика как учение о всеобщих законах бытия.ДИАЛЕКТИКА - учение о движении, изменении, преобразовании и развитии всех мировых явлений и процессов в их непрерывной взаимосвязи. Диалектика как учение о наиболее общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении рассматривает, прежде всего, три проблемы:

- особенности, отличающие развитие от других изменений и его направления;

- источник развития;

- формы, в которых совершается любое развитие.

В истории философии сложились три основные формы диалектики:

1) античная, которая была наивной и стихийной (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

2) немецкая классическая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), разработанная на идеалистической основе;

3) материалистическая, основы которой были заложены Марксом и Энгельсом. Объективная диалектика - это развитие реального мира, т. е. природы и общества. Субъективная диалектика - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и мышления.

Противостоит диалектики догматизм, под которым понимается подход к тем или иным проблемам, игнорирующий конкретные условия места и времени, склонность к абстрактным, оторванным от реальной жизни положениям, часто претендующим на непререкаемые истины. Наиболее адекватной содержанию современной эпохи является материалистическая диалектика. Согласно ей, субстанцией мира является саморазвивающаяся материя. Это означает, что при рассмотрении любого уровня организации материи в нем обязательно обнаруживаются направленные необратимые изменения.Элементами структуры диалектики являются принципы, законы и категории.

Принципы - это основные, исходные положения какого-либо учения, которых субъект придерживается в своей познавательной и практической деятельности.

Под законом в философии понимается существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Категории диалектики - формы мышления, которые отражают свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики.

47. Основные законы диалектики.

1) Закон перехода количества в качество и качества в количество.

Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные изменения. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества. Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения.

Качество – внутренняя определенность. Второй момент в определении качества – специфичность. Качество – целостная характеристика вещи, свойства – множественная характеристика.

Свойство – это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение – связь вещей, их устойчивое взаимодействие.

Количество – внешняя специфическая определенность вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д.

Мера – диалектическое единство качества и количества. Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое. Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения.

2) Закон единства и борьбы противоположностей.

В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречия, т. е. противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом.

Противоречие - взаимное исключение, взаимное отрицание предполагающих друг друга сторон, свойств, тенденций.

Противоположность – единство взаимоисключающих и предполагающих друг друга сторон, свойств и тенденций в вещах и явлениях.

Борьба противоположностей – взаимодействие, столкновение противоположностей, в процессе которого происходит их взаимное отрицание.

Единство противопол-ей: они неразрывно связаны между собой, взаимно обусловливают друг друга, взаимно переходят друг в друга.

3) Закон отрицания отрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности.

Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного. Характерный пример здесь зерно, которое дает жизнь новому растению, его рост и созревание порождают новое зерно 49. Сознание: его происхождение и сущность.

С философской точки зрения, под сознанием понимают способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.В философии сложилось ряд концепций происхождения и сущности сознания.

1. Объективно-идеалистическая концепция сознания как надличностной, трансцендентальной идеи (Платоновский мир идей; Гегелевская абсолютная идея; Бог у теологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. В этом случае человеческое сознание есть продукт мирового разума.

2. Субъективно-идеалистические концепции рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).

3. Концепция гилозоизма (в переводе с греч - овеществленная жизнь) утверждает, что сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению (Б. Спиноза).

4. Вульгарный материализм полагает, что сознание имеет материальный характер, оно - результат функционирования определенных частей или образований мозга.

5. В концепции социологизации сознание ставится в зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII в., считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги.

6. Материалистическая концепция подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 67 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав