Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ, 3 страница

Читайте также:
  1. B) созылмалыгастритте 1 страница
  2. B) созылмалыгастритте 1 страница
  3. B) созылмалыгастритте 2 страница
  4. B) созылмалыгастритте 2 страница
  5. B) созылмалыгастритте 3 страница
  6. B) созылмалыгастритте 3 страница
  7. B) созылмалыгастритте 4 страница
  8. B) созылмалыгастритте 4 страница
  9. CONTRATO DE LICENÇA E SERVIÇOS 2 страница
  10. CONTRATO DE LICENÇA E SERVIÇOS 3 страница

18. Хорватские земли под иностранным владычеством (16-18вв.). В 15 в. Венеция и турки-османы захватили значительные части хорватской территории. В 1493 хорватские дворяне потерпели поражение на плато Крбава, в западной части Хорватии. Попытки хорватов получить поддержку со стороны европейских держав не имели успеха.29 августа 1526 турки разгромили венгерско-хорватские войска при Мохаче и оккупировали значительную часть Венгрии и Хорватии. В надежде на то, что Габсбурги окажут помощь в борьбе против турок, Фердинанд I Габсбург был избран королем Чехии, Хорватии и Венгрии. На большей части Венгрии и Славонии, оккупированных турками, дворянство предпочитало Яноша Запольяи, венгерского дворянина хорватского происхождения, который заключил компромиссное соглашение с турками и получил их поддержку. К венгерско-хорватскому поражению добавилась гражданская война. Эпоха Габсбургов. Турецкая экспансия продолжалась вплоть до 1560-х годов. В течение этого периода процветал лишь один хорватскоязычный район. Дубровник, свободная республика с середины 15 в., платил дань туркам и извлекал выгоду из удобного географического положения в торговле на Балканах. Положение хорватов под властью Венеции, турок и Габсбургов было тяжелым: завоевания османов вызвали обширные миграции и внутренний хаос; многие хорваты бежали из своих старых мест обитания, были депортированы или проданы османскими завоевателями в рабство.Новая история Хорватии началась во второй половине 17 в., когда политика абсолютизма и централизма, проводимая Леопольдом I, взяла верх над феодальной политикой, проводившейся княжескими родами Зринских и Франкопанов, а турки возвратили хорватскую территорию до реки Сава. В 1715 для упрочения своей политической победы государство Габсбургов отменило внутренние таможни; ликвидировало монополию Венеции в судоходстве по Адриатике в 1717; добилось соглашения с турками в 1718, по которому австрийским судам было разрешено плавать по Дунаю и Саве; создало свободные порты в Триесте и Риеке (Фиуме) в 1719; постепенно реконструировало старые дороги; построило новые дороги, соединившие внутренние районы с Адриатическим морем; открыло плавание небольших судов по рекам Сава и Купа.Период 1715-1790 характеризовался формированием имперского внутреннего рынка, заселением немецкими колонистами Славонии, заменой местных высших офицеров в военных приграничных районах немцами, проведением общей австрийской политики германизации, несмотря на сильное сопротивление со стороны хорватов. Иллирийское движение. Венгры также сопротивлялись германизации; при этом возник мадьярский национализм, который стал представлять угрозу не только для Австрийской империи, но и для хорватов. В 1790 австрийский парламент сделал венгерский язык официальным в Венгрии и Хорватии, до этого официальным был латинский язык. Новая угроза мадьяризации подтолкнула хорватскую оппозицию к активным действиям.

19. Особенности Османского владычества в Сербии. Сербы в монархии Габсбургов. В результате турецкого завоевания сербские земли были разорены, сельское хозяйство пришло в упадок, горнорудное производство практически прекратилось. Начался массовый отток населения за Дунай и Саву, в результате которого этническая территория сербов существенно расширилась в северном направлении. Христианское население было ограничено в гражданских правах. Православная церковь, в целом, сохранила свои привилегии и владения и в качестве особой конфессиональной общности (миллета) пользовалась самоуправлением в культурных и религиозных вопросах, включая возможность создавать начальные школы.После завоевания на Сербию была распространена военно-ленная система, при которой большая часть земли находилась в собственности государства и была разделена на лены, держатели которых — спахии, были обязаны нести военную службу. Остальные земли были переданы церковным и общественным организациям (вакуфы) или закреплены на праве собственности за отдельными представителями турецкой аристократии (мюльк) или семьи султана (султанские хасы). В административном отношении территория Сербии вошла в состав Румелийского эялета, а после завоевания турками Венгрии в середине XVI века области к северу от Ниша были переданы Будскому эялету. Основу населения составляло зависимое крестьянство — райа, обладавшее правом наследственного пользования наделами и уплачивающее поземельный (харадж) и подушный (джизья) налоги султану, а также различные платежи феодалу. В XVII веке начался процесс упадка Османской империи. Военно-ленная система стала разлагаться, спахии отошли от военной службы и перешли к активной эксплуатации своих земель и зависимого населения. В XVIII веке продолжился экономический подъём Северной Сербии и, особенно, Белграда, в то время как хозяйство центральных и южных регионов страны находилось в застое, которому в значительной степени способствовали новые разорения в период австро-турецких войн конца XVII — начала XVIII века.Освободительное движение сербского народа против турецкого господства развивалось по двум направлениям: гайдучество, часто неотличимое от обычного бандитизма, и восстания, приуроченные к войнам европейских держав с Османской империи. Во главе движения стоял Печский патриархат, которому удалось наладить политические связи с Венгрией, Австрией и Испанией.Вскоре практически вся территория пашалыка была освобождена от турецкой власти. Если первоначально восставшие выступали лишь против засилья янычар, то после провала переговоров с центральным правительством и начала русско-турецкой войны, они стали ориентироваться на достижение независимости. Турки были изгнаны, их владения и имущество перераспределены между сербами. Были сформированы центральные органы власти, местная администрация и судебная система. В то же время начались разногласия между руководителями восстания: Карагеоргием, объявивший себя в 1808 году наследственным верховным предводителем сербского народа, и другими сербскими князьями. После заключения Бухарестского мира 1812 года и выхода России из войны началось массированное наступление турок. Несмотря на героическую оборону, в 1813 году турки захватили Белград. Восстание было подавлено, последовали массовые репрессииНа протяжении XVIII — XIX веков главным центром Национального Возрождения сербского народа и наиболее развитой в общественно-культурном и социально-экономическом плане сербской территорией являлась Воеводина. В результате австро-турецких войн конца XVII — начала XVIII века граница между Османской империей и владениями Габсбургов установилась вдоль Дуная и Савы. Территории Срема, Бачки, Бараньи и Баната, которые на протяжении XV—XVII веков активно заселялись сербами, оказались под властью Австрийской монархии. В начале XVIII века сербы составляли подавляющее большинство населения этих регионов. Правовое положение сербов регулировалось утверждёнными Леопольдом I в 1690 году «Привилегиями», в соответствии с которыми сербским переселенцам гарантировалась защита императора, свобода вероисповедания и церковная автономия с правом избрания православного митрополита. Резиденция митрополита находилась в Сремском Карловаце. В 1701—1702 гг. территории вдоль Дуная, Савы и Тисы были включены в состав Военной границы — особого военизированного административного образования, подчинённого непосредственно Вене. Население Военной границы пользовалось значительными привилегиями, но было обязано нести военную службу по охране границ Австрийской монархии. Остальная территория была разделена между комитатами Венгерского королевства. Австрийское правительство поощряло колонизацию приграничных земель, в результате чего в XVIII веке численность населения этих областей резко выросла, а помимо сербов образовались крупные этнические прослойки венгров, немцев, а в равнинном Банате — и румын. Если в Военной границе господствовало мелкое крестьянское землевладение, то в гражданской части Срема и Баранье — крупное помещичье хозяйство венгерских и немецких землевладельцев. В Бачке и Банате основная часть земель принадлежала короне и сдавалась в аренду местным крестьянам.

20. Основные черты культурного развития южных славян в Средние века. Наиболее высокого уровня в период раннего средневековья достигла культура Болгарии. Оформился единый для всей страны язык — язык болгарской народности. Сложились своеобразные формы материальной и духовной культуры. Раньше, чем у других южных славян, в Болгарии получила широкое развитие письменность. Окончательное оформление славянского алфавита относится к середине IX в. Но славянская письменность, согласно археологическим данным и письменным источникам, начала создаваться много раньше на основе знаков славянского письма, так называемых черт и роз. Болгарская литература господствующего класса имела и некоторые особенности, отличавшие её от современной ей литературы западноевропейских стран, создавшейся на мёртвом латинском языке. В произведениях болгарской литературы этого времени нередко звучал патриотический призыв к усилению Болгарского государства. Сохранилось и некоторое количество письменных памятников, отражавших мировоззроние народных масс. Это так называемые апокрифы, т. е. религиозные книги, не признанные господствующей церковью. Во многих апокрифах чувствуется влияние догматики богомилов. По апокрифам можно судить и о богатстве народной поэтики, и об уровне развития болгарского языка. По такому же пути, только более медленными темпами, шло в раннее средневековье развитие культуры и языка у сербов и хорватов. Развитие письменности в Сербии и Хорватии происходило в обстановке упорной борьбы этих народов против иноземного влияния. В Хорватии, где эта борьба велась против насаждаемого римско-католической церковью латинского языка, славянская азбука, так называемая глаголица, получила широкое распространение. В Сербии же, которая в церковном отношении была связана с Византией, борьба шла против попыток превратить греческий язык в господствующий и также закончилась победой славянской азбуки, так называемой кириллицы.Одним из основных жанров сербской и хорватской литературы этой эпохи были так называемые жизнеописания, изображавшие важные исторические события, быт и нравы сербо-хорватского общества. Широкое распространение, как и в Болгарии, имела апокрифическая литература.Значительных успехов в Сербии и Хорватии достигла архитектура. Крепостные и церковные постройки отличались монументальностью и красотой. Таким образом, к концу раннего средневековья у всех южных славян, несмотря на весьма неблагоприятные внешнеполитические условия, материальная и духовная культура достигла высокого уровня. Сложились южнославянские народности с едиными для каждой народности языками и с самобытной культурой. Этим были созданы предпосылки для успеха в дальнейшей борьбе южнославянских народностей за освобождение от иноземного гнёта.

21.Становление Чешской государственности (9-11вв.). Рассматривая раннюю историю чешских земель догосударственного периода, следует отметить, что северные области Чехии составляют часть славянского массива Европы, то есть прародины славян. Уже в первой половине 1 тыс. до н. э. у про­живавших здесь народов (протославян и кельтских племен) на­чался процесс распада первобытных отношений, причем у кель­тов он проходил быстрее, что обусловило образование рабовла­дельческого государства с центром в Страдонице. В IX - VIII вв. до н. э. сюда вторглись германские племена (маркоманнов и квадов) и чешские земли стали центром державы Маробода, маркоманнского вождя. В I — II вв. н. э. чешские земли были захвачены римлянами, в войне с которыми около 167-180 гг. принимали участие местные племена. В это время кельтское население исче­зает (истреблено и ассимилировано) и славяне к середине I гыс. н. э. занимает господствующее положение среди других племен Чехии. У них интенсивно развиваются общинные отношения, выделяется племенная знать.В VII в. чешские земли являлись составной частью государ­ства Само. После крушения этого политического объединения чешские племена прошли путь эволюционного развития общест­ва, в ходе которого складывались необходимые внутренние свя­зи, способствующие подготовки чехов к политической консоли­дации. Проявление фактора внешней угрозы вновь стимулировало ускоренное объединение от­дельных племен в союзы.В IX - начале X в. чешские племена входили в Великоморавскую державу. В это время происходит распад родового строя и формируются раннефеодальные отношения. Этому способство­вало и принятие христианства. Наиболее интенсивно процесса феодализации и объединения территориальных и этнических единиц протекали в Средней Чехии в Пражском княжестве, где правили князья из рода Пржемысловцев. Первыми упоминаемы­ми в источниках пражскими князьями, поставившими цель на выведение собственных земель из состава Великой Моравии, бы­ли Борживой и его сын Спытигнев (872 г. - нач. X в.). Тогда же чешские правители впервые проявляют заинтересованность в по­кровительстве франкских Каролингов.Таким образом, следует четко определить наличие эволюци­онного развития политических отношений в чешских землях, способствующее становлению государственности.При этом по­зиции новой государственности в X в. были еще достаточно сла­бы, что и выразилось в ее ориентации на покровительство более сильных соседей (установление вассальных отношений со Свя­щенной Римской империей в 929 г. при князе Вацлаве 921-935.Дальнейшее развитие чешского государства связано с прав­лением Болеслава I Грозного (935-972) и его сына Болеслава II Благочестивого (972-999). На это время приходятся:1)борьба с немецкой агрессией (удачная в начале - Чехия оказывается платить дань, но! в 950 г. - признание верховенства германского короля и вхождение Чешского княжества в состав германских владений);2)борьба с сепаратизмом светских и духовных феодалов (973 г. - учреждение Пражской епископии (подчинение церкви князю); 995 г. захват г. Либице и подавление сепаратизма княжеского ро­да Славниковцев; подрыв самостоятельности отдельных княже­ских родов и объединение всех чешских земель под властью Пржемысловцев);3)реализация централизаторской политики:-изменение системы управления (введение административ­ных должностей);-замена племенного деления областным;-введение единой монеты (серебряный денарий);-учреждение первого государственного налога - «дань с ми­ра», установление земских повинностей. X - XII вв. - эпоха смут и феодальной раздробленности в чешских землях, которая получила юридическое выражение в законе Бржетислава I (1037-1055) от 1054 г., по которому кня­жеский престол переходил по наследству к старшему сыну, а ос­тальные получали уделы. Во II половине XI в. чешский князь Врагпислав //(1065-1092) получил от германского императора Генриха III титул короля (без права наследования). Таким образом, Чехия стала Королевством в составе империи на фоне продолжавшейся раздробленности.

22.Укрепление Чехии в 12-14вв. «Золотая булла» Карла IV. Начало кризиса. Анализируя процесс немецкой колонизации чешских земель в XII - XIV вв., следует обратить внимание на следующие особенности:-наиболее интенсивно немецкая колонизация осуществлялась в XII - XIII вв.;-покровительство колонистам оказывалось, как со стороны королевской власти, так и со стороны чешской шляхты;-в состав колонистов входили представители различных слоев и сословий немецкого общества: духовенство, феодалы, ремесленники, торговцы, крестьяне;-в чешских землях имело место наличие постепенной, т. е. «мирной колонизации»;-процесс колонизации сопровождался предоставлением переселенцам больших прав и привилегий;-немецкая колонизация принесла ощутимый экономический эффект, но одновременно способствовала расколу внутри чешского общества (онемечивание чешской верхушки и рост национального самосознания низших слоев);-«агрессивная» экспансия немецкого духовенства провоцировала ненависть и недовольство церковным произволом со стороны чешского народа, и в конечном итоге заложила устойчивую основу антикатолических идей в чешском обществе, которые вылились в мощное гуситское движение XV в.Характеризуя процесс укрепления чешской самостоятельности в империи, следует отметить, что на протяжении всего ХИ в. чешские князья оставались союзниками германским императоров, принимали активное участие в походе немецких крестоносцев, а также занимали пронемецкую позицию во всех внешнеполитических спорах.Лояльность чехов была оценена Фридрихом Барбароссой, при котором чешский князь Владислав //(1140-1173) вновь получает корону из рук императора.Вместе с тем именно к концу XII в. наметилась экономическая консолидация чешских земель, а также сложилась заинтересованность основных слоев общества в укреплении княжеской власти и централизации страны. Этому способствовало и ослабление династии Штауфенов, сопровождавшееся началом междоусобиц в имперских землях.Период с конца XII - XIII вв. становится эпохой возвышения Чехии и занятия главенствующего места в империи.Рубеж XIII - XIV вв. характеризуется созданием мощного государственного объединение в Европе на основе триединой чешско-польско-венгерской унии.Последние Пржемысловцы:1197-1230 Пржемысл I Огакар 1230-1253 Вацлав I Одноглазый 1253-1278 Пржемысл II Отакар,1278-1305 Вацлав II (1278-1283 - регентство Оттона Бран- денбургского),1305-1306 Вацлав III (убит в период античешского мятежа в Польше). После пресечения династии Пржемысловцев Чехия оказалась свидетельницей ожесточенной борьбы за свою корону (1306-1307 - Рудольф Габсбург; 1307-1310 - Йиндржих (Генрих) Хорутанский).С 1310 г. в Чехии правила династия Люксембургов.1310-1346 Ян Люксембургский 1346-1378 Карл I (император Священной Римский империи Карл IV) 1378-1419 Вацлав IV.1419-1434 Сигизмунд - последний из Люксембургов.Раскрывая вопрос о социально-экономическом развитии чешских земель в XIV вв. следует обратить внимание на следующие факторы:-бурное развитие чешской экономики в середине XIV в.;-общеевропейский экономический кризис II половины XIV века и его влияние на Чехию, проявление «застойных» явлений в экономике страны;-диспропорция в разделении труда между городом и деревней на чешской почве;-дифференциация чешского общества и рост социальных, противоречий: крестьяне и землевладельцы-феодалы, городская верхушка и беднота, паны и низшая шляхта;-церковный кризис, развитие «народного» и «ученого» еретичества, рост национального самосознания.

23.Деятельность и учение Яна Гуса. К концу XIV в. социально-экономическое положение Чехии стало ухудшаться. Увеличилась денежная рента, возросли барщинные повинности крестьян, были ограничены права их свободного переселения. Усилились противоречия в городах между объединенными в цеха ремесленниками и патрициатом. Поскольку среди городского патрициата было много немцев, конфликты приобретали национальную окраску. Особенностью назревавшего конфликта была и его антикатолическая направленность. Католическая церковь являлась крупнейшим земельным собственником в стране. Моральное разложение духовенства, засилье немцев вызывали активный протест народа.Харизматическая личность Яна Гуса появилась в очень сложное время, когда Церковь погрязла в коррупции, разврате и прогнила как организация. При этом она полностью контролировала все стороны жизни общества. Церковные распри дошли до того, что одновременно было три папы римских. Каждый из них не признавал двух других, называя их авантюристами. Церковь широко вела коммерческую деятельность: взимала плату за таинства, открыто продавала церковные должности и прощала грехи при покупке индульгенций. В такой ситуации чаша терпения переполнялась, и нужен был лидер, который поведёт за собой. Им стал красноречивый Ян Гус, в проповедях которого народ слышал про честность, равноправность и справедливость. В них высказывались мысли о необходимости переустройства, реорганизации и реформации Церкви на христианских началах, от которых она уже давно отошла. При этом, Ян Гус был глубоко верующим человеком и никогда не выступал против Бога. Его речи касались только людей, которые якобы «исполняют» его волю, здесь, на «грешной земле». Все эти идеи он проповедовал с кафедры Вифлеемской капеллы в Праге (её построили на частные средства с целью проведения мессы на чешском языке: большая редкость по тем временам). Напомним, что в эпоху Средневековья свободные мысли были неслыханной дерзостью, а авторитет Папы считался не обсуждаемым.Взгляды Гуса находили новых и новых последователей. Ситуация для Церкви становилась критической, и она, не нашла лучшего решения проблемы, чем физически уничтожить красноречивого проповедника. Его пригласили на церковный собор в городе Констанце (Германия), обвинили в ереси и приговорили к сожжению на костре. Кроме этого, к нему применялись пытки с требованием отречься от своих взглядов, а взамен обещали полную свободу и прощение грехов. Король Чехии Вацлав IV первое время защищал Гуса, но перед угрозой, что от церкви отлучат столицу или даже всю страну, отошёл в сторону. Приговор привели в исполнение 6 июля 1415.Кроме церковной темы, Ян Гус широко выступал за поднятие национального чешского самосознания. Он провёл реформу чешского правописания, которая сделала книги более понятными для простого народа.

24.Периодизация и хронологические рамки гуситского движения. Историческое и международное значение «чешской реформации». Существуют несколько точек зрения на хронологические рамки и внутреннюю периодизацию гуситского движения.Одна из них ограничивает движение 1415 г. (смерть Я. Гуса) и 1436-1437 г. (завершение гуситских войн, Базельские компактаты).Вторая трактует гуситское движение как многоплановое об­щественное явление, заполнившее примерно 70 лет чешской ис­тории (1400-1471 гг.). Такой подход, например, характерен для последних работ крупнейшего современного специалиста по ис­тории феодальной Чехии JI.П. Лаптевой.Соответственно различается и видение основных этапов, пе­риодов гуситского движения. Так, большая группа исследовате­лей выделяла в гуситском движении два основных этапа:а) начальный (1415-1419 гг.);б)гуситские войны, разгром таборитов (1419-1436/1437 гг.).Историк JI.П. Лаптева дает более сложную периодизацию движения:а)подготовительный этап (1400-1419 гг.)-время расстановки классовых сил и формирования основных направлений движения;б)собственно гуситская революция (1419-1471 гг.), в которой выделяются три фазы: - наивысшего размаха революции и инициативы радикалов (1419-1421 гг.); - борьбы внутри страны и перехода гуситов в наступление против Европы (1422-1437 гг.); - движения чешского общества к внутреннему компромиссу (сер. 30-х гг.—1471 г.). Гуситское движение было одновременно движением реформациоиным, национально-освободительным и социально-политическим. В то же время соотношение указанных компонентов трактуется неоднозначно: в прошлом, безусловно, доминировал упор на классовую борьбу, а в настоящее время почти все авторы подчеркивают взаимосвязь всех аспектов движения, отдавая лишь некоторое предпочтение реформациоиным, социально- экономическим или политическим компонентам.В 1419 г. завершается первый период движения, которое переходит, по выражению Л.А. Лаптевой, в состояние «гуситской революции». Во-первых, организационно и идейно оформились два основных лагеря гуситского движения (чашники и табориты). Во-вторых, сформировался реальный центр движения (Табор). В-третьих, произошло объединение сельского и городского потоков движения (восстание в Праге и др.). В-четвертых, чешские паны-католики, немецкий патрициат, римская церковь и германский император объединяются для борьбы с гуситами, начинаются гуситские войны.Гуситские войны имели огромное значение в истории чешского народа. Хотя восставший народ потерпел поражение, его героическая борьба содействовала прогрессивному развитию страны. Историческое значение гуситских войн заключается прежде всего в том, что народные массы Чехии открыто восстали против феодальной эксплуатации, католического мракобесия и национального угнетения. Громадное значение имели гуситские войны и для развития чешской национальной культуры. Чешский язык получил преобладание во всех областях жизни Чехии. Будучи кульминационным пунктом освободительной борьбы чешского народа в средние века, гуситские войны составили вместе с тем важный этап в многовековой борьбе всех славянских народов против иноземной агрессии.Гуситские войны потрясли европейскую реакцию, выдвинув идеи народовластия и социальной справедливости. Целый ряд крупных крестьянских восстаний (восстание в 1437 г. в Трансильвании, в 1440—1442 гг. в Молдавии и др.) связан с традициями гуситских войн. Вожди Великой крестьянской войны в Германии в начале XVI в., особенно Томас Мюнцер, с большим уважением и любовью относились к памяти Яна Гуса и его последователей, а себя считали продолжателями их дела. Гуситские войны расшатали устои католической церкви во всей Европе и нанесли тяжёлый удар папству. Чешская Реформация XV в. имела большое международное значение, явившись необходимой подготовительной ступенью в созревании общеевропейской Реформации.

25.Гуситские войны. Чашники и табориты. Гуситские войны — военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними в Богемии (современная Чехия) между 1420 и 1434 годами. По-видимому, это была первая европейская война, где широко использовалось ручное огнестрельное оружие. Гуситская пехота нанесла множество поражений более крупным армиям с тяжело вооружёнными рыцарями.Первоначально гуситы воевали против католиков, организовавших серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренных («чашников»), примирившихся с католиками, и радикалов («таборитов»), потерпевших поражение.Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как известие о казни Яна Гуса на Констанцском соборе (6 июля 1415 года) достигло Праги. Рыцари и знать Богемии и Моравии, поддерживающие реформирование церкви, отправили в адрес Констанского собора протест (2 сентября 1415 года), известный как protestatio Bohemorum, в котором осудили казнь Гуса в сильных выражениях. Действия императора Сигизмунда, славшего угрожающие письма в Богемию, в которых он обещал утопить в крови всех виклифистов и гуситов, вызывали сильный гнев людей. Гуситы делились на два основных лагеря. Умеренное тече­ние, объединившее феодалов, бюргерство и другие зажиточные слои населения, провозгласило своей главной задачей добиться причащения из чаши и для простых мирян - разумеется, со всеми экономическими и социально-политическими последствиями этой меры. Этот лагерь стал называться партией утраквистов (чашников). Радикальное крыло гуситов (крестьянство, городские низы, мелкая шляхта) получило название таборитов. Программа чашников была сформулирована в документе, известном как «Че­тыре пражские статьи».Табориты в своих требованиях шли дальше утраквистов, рас­сматривая «Четыре пражские статьи» лишь как программу- минимум. По 1421 г. включительно в среде таборитов доминиро­вало левое, иногда близкое к атеизму течение. Оно выступало: - за ликвидацию сословий и равноправие всех людей, - уничтожение феодализма как системы и феодального госу­дарства, - отказ от многих элементов учения и обрядности католиче­ской церкви и др.С 1419 г. в Чехии проходили гуситские войны. С одной стороны, это была вооруженная борьба между чешскими гуситами и чешскими феодалами-католиками, а с другой - борьба чехов- гуситов против иностранной интервенции. Первый крестовый поход против гуситов. Немногочисленные сторонники Габсбургов и католической церкви в Чехии стали лагерем в Кутна Горе. Для их поддержки римский папа объявил 1 марта 1420 года крестовый поход против еретиков-гуситов. Император Сигизмунд собрал в Силезии войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, а также из пехоты, которую составляло ополчение силезских городов и итальянские наемники. В конце апреля его армия вторглась в Чехию и двинулась на соединение с защитниками Кутна Горы. В это время на южной границе Чехии австрийские и баварские отряды еще только готовились к наступлению, а на северо-западной границе сосредотачивались войска из Бранденбурга, Пфальца, Трира, Кельна и Майнца.В конце мая Сигизмунд вступил в Кутна Гору и потребовал, чтобы жители Праги сняли осаду городской цитадели, где засели королевские солдаты. Пражане послали гонцов в Табор за помощью. 9 тысяч таборитов под командованием Яна Жижки прибыли под Прагу. Рыцари атаковали их на походе, но были отражены огнем бомбард и защищавших вагенбург лучников и аркебузиров. 20 мая Жижка вступил в Прагу и принял командование над всей гуситской армией. Сигизмунд подошел к Праге с востока, но атаковать неприятеля не решился и 25 мая отступил.Тогда Жижка решил овладеть пражской крепостью. Но ее защитники огнем из бомбард уничтожили осадные машины и бомбарды гуситов. Приступ захлебнулся. Вскоре к Праге, на этот раз с запада, подошел Сигизмунд. Ему удалось провести в крепость большой обоз с продовольствием и вывести оттуда несколько сот лошадей, для которых у осажденных не было фуража.В конце июня отряд немецких рыцарей и пехоты осадил Табор. С юга к этому городу подходило войско австрийского герцога.Но отряд, посланный Жижкой из Праги, внезапно атаковал противника с тыла, а гарнизон Табора сделал вылазку. Осаждавший город отряд был разбит.После этого Сигизмунд приказал австрийцам идти к Праге. Здесь на Витковой горе 14 июля 1420 года произошло решающее сражение гуситов и крестоносцев. Если бы армия Сигизмунда овладела этой горой, Прага оказалась бы в блокаде. Однако рыцарям не удалось преодолеть ров, вырытый на склоне горы, а контратака пехоты во главе с Жижкой отбросила их к подножью. В это время во фланг войска Сигизмунда ударило пражское ополчение. Армия крестоносцев отступила.Хотя она и не потерпела крупного поражения, а лишь мелкую тактическую неудачу, между предводителями крестоносцев начались раздоры. Поэтому 30 июля 1421 года Сигизмунд вынужден был снять осаду Праги. В ноябре его войско потерпело поражение под Вышеградом, и вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов. Второй крестовый поход против гуситов. Осенью 1421 года обострились противоречия между таборитами и чашниками. Единое гуситское войско фактически распалось. Воспользовавшись этим, Сигизмунд начал второй крестовый поход в Чехию. В сентябре 1421 года крестоносцы осадили город Жатец недалеко от границы с Саксонией.Жижке удалось с отрядом таборитов прорвать кольцо осады и провести в город обоз с продовольствием. Однако контратака польских и венгерских рыцарей вынудила таборитов отступить к Праге.Жижка занял оборонительную позицию на горе Владарь недалеко от города Жлутец. Табориты построили вагенбург, в котором установили бомбарды. В течение трех дней польские и венгерские рыцари атаковали таборитов, но были отражены артиллерийским огнем и молотилами. После этого армия Жижки смогла прорваться в Жлутец. Вскоре крестоносцы, испытывавшие трудности со снабжением, покинули Чехию.В конце года они вновь вторглись в страну и дошли до Кутна Горы. Там армию Сигизмунда встретило войско таборитов. К тому времени Жижка в одном из боев лишился второго глаза и полностью ослеп, что, однако, не мешало ему командовать. Сигизмунду удалось захватить Кутна Гору, но 8 января 1422 года он потерпел поражение у Габра. Табориты опрокинули рыцарей и преследовали их до города Немецкий Брод. При переправе через реку Сазава некоторые рыцари провалились под лед и утонули. В руки таборитов попал брошенный на берегу обоз. Через два дня они овладели Немецким Бродом.Несколько месяцев спустя на помощь гуситам прибыл отряд из числа православных подданных Великого Княжества Литовского, боровшихся против окатоличивания своей страны. Восемь лет вместе с таборитами они сражались против польских, немецких и венгерских войск.В 1423 году большое войско таборитов вторглось в Моравию и Венгрию. В середине октября оно вышло к Дунаю между Комарно и Эстергомом. Здесь гуситов встретила многочисленная венгерская армия. Жижка не решился вступить с ней в бой и приказал отступить. Венгры преследовали чехов, обстреливая противника из бомбард. Табориты понесли потери, но основная часть войска смогла отступить в Чехию. Неудача венгерского похода способствовала обострению противоречий между таборитами и чашниками. Гражданская война. 7 июня 1424 года две фракции гуситов сошлись в сражении у города Матешов. Чашники потерпели поражение благодаря внезапной контратаке таборитской конницы. Кроме того, табориты пустили по склону горы повозки, врезавшиеся в ряды чашников и вызвавшие там смятение. Таким образом, Жижке вновь удалось объединить под своим командованием все гуситское войско. Однако 11 октября 1424 года он умер от чумы: преемником Жижки — верховным гетманом таборитов — стал Прокоп Большой, также известный как Прокоп Голый. Эпидемия ослабила чешское войско, и оно вынуждено было отказаться на время от новых походов в соседние земли. Третий крестовый поход против гуситов. В 1425 году начался третий крестовый поход в Чехию. Главную роль играло австрийское войско во главе с эрцгерцогом Альбрехтом. В Моравии оно потерпело поражение, и отступило в Австрию.На следующий год чешская армия осадила Усти-над-Лабем (Ауссиг), захваченный саксонскими войсками. Прокоп Большой, чья армия состояла из отрядов таборитов и пражского ополчения, располагал 25 тысячами человек. Для деблокады Ауссига двинулось войско Саксонского, Мейсенского и Тюрингского княжеств, насчитывавшее 15—20 тысяч человек. Немцы атаковали чешский вагенбург, состоявший из 500 повозок, и в одном месте ворвались в него. Но таборитская конница сделала вылазку и опрокинула неприятеля. Немцы отступили, потеряв до 4 тысяч человек. Четвертый крестовый поход против гуситов. Четвертый крестовый поход против гуситов в 1427 году возглавил курфюрст Бранденбурга Фридрих. Прокоп Большой и второй гуситский гетман Прокоп Малый, в свою очередь, вторглись в Австрию, нанеся у Тахова поражение армии австрийского эрцгерцога. Затем, в 1428—1430 годах, они неоднократно вторгались в Саксонию и Силезию и даже осадили Вену, правда, безуспешно. Пятый крестовый поход против гуситов. В 1431 году имперский сейм в Нюрнберге постановил организовать пятый крестовый поход в Чехию. Германские княжества выставили 8200 конных рыцарей и значительное число пехоты, подкрепленной 150 бомбардами. В августе у чешской границы армия крестоносцев под командованием Фридриха Бранденбургского была внезапно атакована в лагере в Домажлице гуситами и бежала, бросив обоз и артиллерию. Затем при Тахове чехи разбили саксонских и баварских феодалов. Участие поляков и литвинов. В отличие от прочего католического мира, Польша отнюдь не спешила внять призывам папы римского и тем самым присоединиться к крестовым походам против гуситов. Это можно объяснить тем, что Польша опасалась интервенции (захвата) со стороны немецкого рыцарства и не желала оголять свои границы. Известны факты, при которых польские рыцари, а также некоторое дворянство придерживались если не союзных отношений с гуситами, то как минимум нейтралитета. Окончательный разгром. 30 мая 1434 года в битве под Липанами армия таборитов была наголову разгромлена чашниками, активно поддержанными армией католиков. Практически в то же время пришёл конец и польскому гуситскому движению — Владислав III Варнский разгромил их под Гротниками.В 1436 году Чехия приняла условия католического короля Сигизмунда Люксембурга (император Священной Римской империи). Последствия. Переговоры между уполномоченными Базельского собора и гуситами, начатые в мае 1432 г., закончились 30 ноября 1433 г. принятием четырех пунктов, позднее получивших название «Пражских компактатов», в которых признавалось причащение «под обоими видами»; устанавливалась свобода церковных проповедей, упразднялась юрисдикция церкви по уголовным делам, духовенству в том случае, если оно будет вести «апостольскую жизнь», предоставлялось право владеть церковным имуществом. Соглашение отвечало интересам умеренного лагеря гуситов, который состоял из чешского дворянства, а также из зажиточных горожан. Поэтому чашники выступили против недовольных соглашением таборитов. 30 мая 1434 г. табориты были разбиты в бою под Липанами. В битве пали оба вождя таборитов — Прокоп Большой и Прокоп Малый. Табориты продолжали борьбу и после этого поражения, однако их сила была сломлена. Причина этого заключалась в том, что крестьяне, составлявшие основную массу таборитов, были не в состоянии вести организованную борьбу за свержение феодального гнёта. В 1437 г. был взят в плен и казнён один из руководителей последних отрядов таборитов — Ян Рогач.В результате поражения таборитов в стране наступила подлинная феодальная реакция. Используя результаты героической борьбы чешского народа, феодалы-чашники завладели обширными церковными владениями, укрепили своё положение и перешли в наступление против крестьянства. Крестьяне должны были вернуться к прежним своим господам или сделаться зависимыми от других. Без разрешения феодала крестьяне теперь не могли уйти из его владений. Крестьяне, жившие в городах и занимавшиеся там ремеслом, были обязаны вернуться к своим господам, иначе они считались беглыми. Восстанавливая свои хозяйства, феодалы всё больше и больше увеличивали крестьянские повинности, особенно барщину.После разгрома таборитов католическая реакция выступила и против чашников. Папа объявил " Пражские компактаты" недействительными. Католики отказались от всех уступок, которые они раньше сделали чашникам. Против чашника Юрия Подебрада, ставшего королём в 1458 г., организовалась «конфедерация» всех реакционных сил из панов и городской верхушки, которые привлекли на свою сторону венгерского короля Матвея (Матьяша) Корвина. Подебрад умер в 1471 г., в самый разгар борьбы, которая закончилась только в 1485 г. компромиссом между католиками и чашниками. На сейме в Кутна-Горе была провозглашена свобода вероисповедания для католиков и чашников.Гуситские войны имели огромное значение в истории чешского народа. Хотя восставший народ потерпел поражение, его героическая борьба содействовала прогрессивному развитию страны. Историческое значение гуситских войн заключается прежде всего в том, что народные массы Чехии открыто восстали против феодальной эксплуатации, католического мракобесия и национального угнетения. Громадное значение имели гуситские войны и для развития чешской национальной культуры. Чешский язык получил преобладание во всех областях жизни Чехии. Будучи кульминационным пунктом освободительной борьбы чешского народа в средние века, гуситские войны составили вместе с тем важный этап в многовековой борьбе всех славянских народов против иноземной агрессии.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав